Культура ороветов.Основы культуры. Философия.С точки зрения ороветов Вселенная представляет собой Океан Абсолютного Хаоса -
Майнака Юргилин.Это Океан изменчив, беспорядочен и содержит в себе все формы и явления. Весь видимый порядок - это течения в этом Океане -
Пычичин - суть случайные потоки форм и явлений.
Янтарная Королева (
Ивметун) считается персонификацией Майнака Юргилин, а Князья, Её и их божественные слуги, прочие божества - персонификацией отдельных Течений-Пычичин. Также, отдельными Пычичинами считаются деревья, камни, люди, духи, народы, многое, многое другое и судьбы.
Следует отметить, что пычичин понимается не только (и не столько) как отдельное статичное понятие, но и как некое протяжённое во времени, динамичное. Так, пычичин человека мыслиться не как отдельный человек, но и как вся его жизнь от рождения до смерти, а также и до и после.
Пычичины делятся по своей силе, самые слабые - это пычичины камней, палок. Самые сильные - пычичины богов.
Пычичины людей считаются сильнее пычичинов животных и большинства духов. Определяется это тем, может ли один пычичин "захватывать" другой: более слабый захватывается более сильным и включается в него.
При этом видимый порядок, пычичин, не считается чем-то иллюзорным, он случаен и это есть проявление свойств Майнака Юргилин. Но, ошибочным считается увлекаться этим случайным порядком (это как прочитать одну строку из поэмы, вместо того, чтобы читать всю поэму и пытаться делать выводы).
Ещё одним свойством Майнака Юргилин, находящее свой отражения в представлениях об пычичинах является уникальность. Сильные пычичины считаются уникальными, а слабые - подобными.
Наконец, пычичины, как и Майнака Юргилин, обладают внутренней изменчивостью. Чем сильнее пычичиным - тем он изменчивее.
Таким образом усиление пычичина считается благом, как лучшее воплощение свойств Майнака Юргилина (больше уникальность, больше изменчивость).
Как уже было сказано выше, в представлении ороветов, сильный пычичин способен "захватывать" более слабые и делать их своей частью. Так, например, частью человека становится его дом, одежда, инструмент. В некоторых случаях говорят не о "захвате", а о "взаимопроникновение" пычичинов: отношение с врагами и друзьями, родственниками, слугами и господином (но не рабами). Захват слабого пычичина сильным считается благом, как для сильного пычичина, так и слабого - в обоих случаях повышается изменчивость и уникальность пычичинов (для слабого за счёт внешнего воздействия более сильным). Впрочем, для людей усиление за счёт захвата слабых пычичинов не считается "полностью хорошим". Полностью хорошее усиление должно быть уникальным.
Градация пычичинов людей и соотношение их с МС.Оффтопничтожный, животный, рабский уровень - МС 1-4
слабый пычичин - МС 4-15
сильный пычичин - МС 10-30
могучий пычичин - МС 25-100
богоравный пычичин - МС 90+
Рабы и рабство.В культуре ороветов деление на рабов (
навит) и лично свободных людей (
оровет - это не только название народа, но и определения себя как настоящих, свободных людей).
Рабы, в общем случае, - это те люди, пычичины которых ослабли до состояния пычичинов камней и животных.
Преобразование такого человека в раба считается благом для раба и жестом доброй воли с точки зрения будущего господина. Но, само ослабление считается злом для человека.
Рабы делятся на несколько категорий, от которых в значительной степени зависит статус рабов и восприятие их роли обществом. Само же деление отчасти зависит от статуса сословия или касты, из которого происходит раб.
На самом низшей ступени свободного общества стоят
рекапэрвет - "испорченные люди".
Это отдельная каста некогда проклятых (по поверьям ороветов) людей. С этими людьми крайне нежелательно вести какие либо дела свободным людям - нельзя разговаривать, прикасаться, вступать в браки, вести деловые отношения. Эти люди не обладают магией и местная среда их стремительно разъедает и уродует. Редко какой рекапэрвет доживает до 25 лет. Они считаются лично свободными, однако из обязанностью является отдача своих детей в рабство. Раз в год, они приходят на особую площадь и выставляют своих детей в возрасте 6-7 лет на смотр. Свободные ороветы и торговцы приходят и могут забрать любого понравившегося ребёнка в рабство.
Если на одного ребёнка претендуют несколько человек, то устраиваются торги, победивший в торгах платит названную сумму не родителям ребёнка, а другим участникам торгов. Впрочем, такое рабство стоит рассматривать как благо для рабов, т.к. ороветы приглядывают за своими рабами, оказывают необходимую помощь и их жизнь в рабстве, в среднем, в два раза длиннее, чем на свободе. Эта категория рабов -
рекапнавити - считается самой низкой и отверженной. Такие рабы считаются не просто вещью, в вещью грязной и непотребной, наподобие помойной ямы или мусорного ведра. Их эксплуатация самая суровая, и даже хозяевам не желательно их касаться или разговаривать с ними (только через других рабов). Сексуальные отношения с этой категорией рабов и обучение их магии или иным искусствам строго наказуемы обществом.
На следующей ступени стоят рабы из числа пленников, преступников и кабальные рабы (проданные в рабство за долги свободные люди) -
навити. Считаются, что раньше пычичины этих людей были сильно, но потом ослабли. Такие рабы считаются вещью своего хозяина и с юридической точки зрения рассматриваются как вещь: их можно продавать, покупать, обменивать, нанесение вреда такому рабу или его убийство воспринимается как порча вещи и т.п.
Для таких рабов возможно освобождение, если они покажут, что восстановили силу своего пычичина и стали равны или сильнее своего хозяина. Обычно ритуал освобождения предстаёт в виде поединка, форму которого выбирает хозяин раба. Это может быть и бой, и бег наперегонки, и соревнование в стихосложение. Если раб погибает или сильно калечится в состязании - победа присуждается ему и он считается свободным человеком. Также считается свободным в случае победы или невозможности судей отдать предпочтения ("ничьи"). Таких рабов можно обучать магии и искусствам. Сексуальные отношения с ними воспринимаются обществом нейтрально и, в целом, рабы считаются формой сексуальных игрушек. Недопустима ревность супруга/супруги к рабам (это унижает свободного человека). Дети от таких рабов считаются свободными людьми и считаются настолько же законными, как дети от законного супруга/супруги (в тоже время дети от лично свободных любовников/любовниц считаются бастардами и поражены в правах наследования).
На высшей ступени стоят кровные рабы -
мулимнавит. Это лично свободные люди, которые по своей воли перешли в рабство, и в силе их пичичина нет никаких сомнений. Будущий раб (мулимнавит) сам выбирает себе будущего хозяина (
мулимэтын), а будущий хозяин должен дать согласие на такие отношения. Считается, что кровное рабство (
мулимнавитгир) определяется судьбой, из него нельзя выйти, но и хозяин не может раба продать или обменять. Мулимнавит в гораздо большей степени зависим от своего хозяина. При переходе такого человека в рабство проводится специальный ритуал, где кровью будущего раба на левой руке будущего хозяина делают магическую татуировку-браслет, а на шеи будущего раба - аналогичную татуировку-ошейник кровью хозяина. Это создаёт глубокую мистическую связь, благодаря которой мулимэтын и мулимнавит на глубоком уровне чувствуют желания и эмоции друг друга. Впрочем, существуют определённые преимущества со стороны хозяина, который может в одностороннем порядке заблокировать связь, отдавать команды, причинять боль (коля и разрезая тату-браслет) или убить (срезав часть тату). Жизни раба и хозяина сплетены и в случае смерти хозяина умирает и раб.
Мулимнавити хоть и считаются инструментом хозяина, но он признаётся человеком (в отличие от других рабов, которые считаются говорящим орудием, вещью). В отношении с другими рабами и свободными людьми он практически во всём равен в правах свободному человеку: его убийство считается именно убийством, а не порчей вещи, они могут владеть имуществом, и наследовать имущество умерших родственников. Их рабский статус затрагивает только их отношения с хозяином. Особый статус таких рабов отмечен в любовных поэмах, когда один из влюблённых, если брак невозможен в силу разных обстоятельств (например кровной вражды семей), становится мулимнавитом другому. Более того, в поэтической речи, мулимнавитгир выступает как синоним "брака истинной любви".
Ещё одним фактом, говорящим об особости мулимнавити является то, что жрецы, выбравшие служение конкретному богу считаются мулимнавити этого бога. Также в религиозной литературе отношения бога с другими богами и служащими ему высшими существами, также описывается как мулимнавитгир - кровное рабство.
В философской литературе, нередко мулимнавити и мулимэтына считают не разными людьми, соединёнными вместе судьбой, а одним существом, разделённым на несколько тел-сознаний. Однако эта идея не является господствующей, хотя такое и не отрицается. По всей видимости такие идеи берут начала из представлений от богах и их аватарах.