Цитата:
Цитата:
Построить нас согласно тому плану, которое сами нарисовали для нас в своей голове. Безусловно, сами религии могут и не подозревать, какую "ответственную" задачу возлагает на них каждый отдельный Вася Пупкин.
Попытайтесь пойти от противного: вообразить религию, которая НИКАК, ни прямо, ни косвенно, не указывает человеку, что он должен делать и к чему стремится.
Соглашусь. Но есть задачи основные, а есть второстепенные. В каждой больнице есть завхозы и рабочие, которые, скажем, ремонтируют двери. Но говорить что "больница должна ремонтировать двери и окна, ведь попробуйте вообразить больницу, где вообще ничего не ремонтируется" по отношению к больнице не вполне корректно.
Морган писал(а):
Цитата:
Морган писал(а):
Поэтому, не осуждая рабство и говоря "оно также допустимо как и любой другой строй", религия устраняет мотивы для борьбы с ним. Ну в самом деле, если этот строй ничуть не хуже любого другого, зачем его менять? Т.е. ни отдельный человек, ни общество в целом не получает "санкции" на борьбу с рабством.
Если Вы хотите увидеть в Христианстве аппарат для раздачи политсанкций, то я Вас разочарую.
Если вы думаете, что поняли то, с чем бросились спорить, то я вас разочарую.
При чем тут политсанкции?
При чем тут "аппарат для раздачи"?
Я указал на одну сторону явления. Осуждая что-то или одобряя, религия тем самым дает санкцию своим приверженцам на искоренение "осуждаемого" и распространение "одобряемого" (формы, в которых это будет осуществляться - отдельный вопрос). Вы же зачем-то пытаетесь трактовать мои слова в таком ключе, как будто бы я сказал, что это - единственная или по крайней мере главная сторона религии.
Есть два способа бороться с рабством. Первый - призывать свергнуть, уничтожить и т.п. "... весь мир насилья мы разрушим! ...". Второй - воспитывать любовь к ближнему, провозглашать равенство людей перед Богом, призывать к состраданию. И тогда людям рабство будет давить на совесть, и они захотят его свергнуть. Второй - христианский путь. И совсем не факт, что эффективней призывать, клеймить, чернить и т.п.
"Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью..."
Но мы попробуем спаять его любовью -
А там увидим, что прочней...
Цитата:
Цитата:
И с чего Вы взяли, что религия говорит о допустимости рабства? Или даёт оценку хуже-лучше-не хуже-не лучше?? Услышьте меня. Вопрос о лучшести и хужести строя находится ВНЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ религии! Вы пытаетесь провести цепочку "Раз не боролись и не протестовали - значит оправдывали рабство! Раз не осуждали - значит сами рабовладельцы!". Тогда как вопрос оправдывания рабства, осуждения, оценки строя, ещё раз, лежит вне основных задач христианства.
Прежде чем возразить по существу, хочу уточнить: выражение "
лежит вне основных задач" следует трактовать как "
находится ВНЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ религии" (о чем вы говорили раньше) или же следует это понимать так, что оценка (и перемена строя, если ему дана оценка "плохо") - это, конечно, не основная, но все-таки одна из
второстепенных (третьестепенных?) задач христианства?
Ремонт дверей и окон в сферу деятельности больниц не входит.
Правда если из окон палат сильно будет дуть, то больные не поправятся. Так что однозначный ответ дать трудно.
Цитата:
Цитата:
Я конечно понимаю, что с точки зрения человека неверующего религия - борьба за абстрактное "хорошо".
Не всякая религия. Но христианство - да, это в основном борьба за абстрактное "хорошо".
это не совсем так
Цитата:
Цитата:
И потому не выступление против реального "плохо" вызывает, мягко говоря, желание указать на "её место".
Вы прочитали мое сообщение под каким-то очень интересным углом.
Вообще-то я нигде не говорил, что всякая религия (или всякая "нормальная", "хорошая" религия) должна бороться с рабством. Я лишь констатировал факт, что христианство с ним не боролось и не давало санкцию на борьбу с ним.
Лично у меня отношение к вопросу рабства (равно как и ко многим другим) не гумманистическое и не христианское, а целиком языческое: если человек, будучи рабом, не борется за свою свободу, значит, он ее и не заслуживает.
Есть разные виды свобод. Кто-то по жизни раб. Кто-то и в кандалах вольный.
Вы абсолютно правы, констатируя факт, что христианство с рабством не боролось. Но оно воспитало людей в духе братства и совести, и совесть людей европейской цивилизации, в общем-то христианской, боролась против рабства.
Цитата:
Цитата:
И потому не выступление против реального "плохо" вызывает, мягко говоря, желание указать на "её место".
В ответ на такие указания у верующих возникает желание тоже указать "место", только теперь куда идти.
Я и не сомневался в том, что любая критика христианства нехристианами (неважно, справедливая или нет), вызывает у типичного верующего желание указать нехристианам, куда им идти.
Да и не у одних христиан, правду скажем. Но мы хоть стараемся любить ближнего.
Цитата:
Цитата:
Можете разделять или не разделять веру, но давайте признаем - у Церкви есть свои цели, и вопрос о рабстве там, мягко говоря, третьестепенный.
Так "
третьестепенный" или все таки "
находится ВНЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ религии"? Я вот все никак не пойму...
Согласитесь, разные вещи.
Больница и ремонт дверей.
Морган писал(а):
Цитата:
Морган писал(а):
Поэтому оно существует себе тихо-мирно до тех пор, пока на смену религии не приходит гумманизм, который - отличии от религии - нацелен не на решение потусторонних проблем, а на решение посюсторонних.
Просто так гуманизм не приходит. Просто так могут прийти из налоговой инспекции - да и то не просто, а для того, что бы оштрафовать. Гуманизм зарождается из неких идей, витающих в обществе. Гуманизм рождается из мировоззрения общества. Гуманизм есть форма протеста против несправедливости.
Цитата:
Для того, что бы люди возненавидели рабство, нужно видеть в рабе равного или брата. Нужно преодолеть рассовый и национальный барьер.
Согласен. Но идея "братства" отнюдь не только христианская. Что же касается равенства, что христианство может быть и декларировало равенство людей перед Богом (т.е. опять-таки - говорило о чем-то, что будет или есть
там, но не
здесь), но никогда (исключая, быть может, лишь 1 в. н.э., да и то...) оно не утверждало равенство в плане их прав и обязанностей в посюстороннем мире.
Во-первых, равенство людей перед Богом есть здесь и сейчас.
Да, нет у нас мифов про равенство прав и обязанностей. "Кому больше дано, с того и больше спросится" - это христианский принцип. С рабовладельца спросится строже, чем с раба.
Цитата:
Цитата:
Не ложатся ли на эти идеи на слова Павла: ".. где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос".
Христианин, ратующий за отмену рабства (ну, вот взгляды у него такие), вооружился бы этой цитатой.
Христианин, ратующий за сохранение рабства (ну, вот взгляды у него такие), вооружился бы вот этой:
5. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как ХристуВ Библии можно найти обоснование для самых разных идей.
Можно, если вооружиться ножницами и вырывать фразу из контекста.
[5]Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, [6]не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, [7]служа с усердием, как Господу, а не как человекам, [8]зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
[9]
И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. Но, если вырезать из Библии буковки, из них можно соорудить пропаганду педерастии. И что?
Цитата:
Не зря ли идеи гуманизма продвигали глубоко верующие христиане, как тот же Линкольн?
Противостояли этим идеям столь же глубоко верующие.
Цитата:
Цитата:
эгрегор христианства, если хотите.
Не хочу.
А почему? Изначально христианское слово, позже скоммунизженное оккультистами.