Морган писал(а):
нет, вполне достаточно не абсолютизировать этих правил, и у язычества все с этим хорошо (нет абсолютной силы, устанавливающей порядки для всех и на все времена), у монотеизма дела несколько похуже, но тоже справляются ("лопаточку и животных в жертву заповедовали древним евреям, а для нас эти правила отменены").
Вот только при чем тут правила вообще? Почему ты переключаешься на значение правил с разговора об отношении к божеству? Разные вещи.
Потому, что отношение к божеству наблюдать нельзя (то есть любой может рассказывать, что угодно), а соблюдение правил — запросто.
А что значит "не абсолютизировать"? В любой религии есть/были принципиальные ритуалы, без которых тебе светит только местный вариант ада. Кроме "синтетического мракобесия", но это не религия.
Морган писал(а):
я не понял, к чему ты это написал, если честно.
это попытка сообщить мне, что я недостаточно хорошо знаю ньансы древних скандинавских обрядов или что вообще? ну, я уже написал про статус правил/обрядов - язычество настолько разнообразно, что очевидно не может сущестовать какого-то единого свода правил на все времена; нет и единого всемогущего бога, который таковые правила мог бы установить. Времена меняются, меняются люди, культуры, отношения людей с богами приобретают различные форм - у нас нет единых обязательных для всех правил, они и не нужны также, как не нужно обязательной, строго определенной вся всех и каждой еды. Кто ест акулье мясо, кто-то питается фруктами, кто-то готовит курицу или ест бутерброд с маслом - в этом нет какого-то противоречия или конфликта.
Единство правил для всех навсегда - это проблема монотеизма, а не язычества.
И я опять не понимаю, почему разговор переключился на правила с того, о чем речь шла ранее (а шла она совсем о другом).
Нет, это попытка разделить "я верю" и "я считаю, что верю".
А говоря с тобой лично, что вообще такое твое "язычество"? Скандинавская религия? Там одни догмы, моральные ценности, правила и ритуалы. Египетская? Совсем другие. Синтоизм или индуизм? Еще две не очень совместимых религии.
Не знаю, как там "единство правил для всех навсегда", но в любой из известных мне языческих религий постулировались свои собственные убеждения, правила и догмы для их верующих.
Морган писал(а):
ну, "определять" - это сильно сказано, "определять" - это вариант для жреца/аскета.
для обычного человека больше подойдет слово "влиять".
в остальном все так. А к чему ты это?
К этому и веду — разве что я чуть более в этом вопросе радикален. Разница между рядовым верующим и жрецом, в теории, не в глубине влияния религии на жизнь — а в глубине погружения в религию. То есть жрец занимается мистериями и живет по чуть более строгим правилам — но и тот, и тот существует "в мире своей религии".
А современная идея ограничить религию вопросами морали и онтологии — ну, ей не больше лет 500, как и секулярному обществу.
Морган писал(а):
не понимаю опять-таки, к чему это.
действия есть, как ритуального характера, так и жизненного; я уже говорил ранее, что очень много на что убеждения мои влияют... так что не ясно, к чему ты выдал этот пассаж и о чем. Может, решил поспорить со своим Рабби, который 2000 лет назад своим слушателям сообщил известную притчу про фарисея (т.е. того, кто идеально выполнял все обряды и правила), прошедшего мимо ограбленного человека, и самаритянина (т.е. того, чьи обряды и правила априори были неверны, дурны, еретичны), который ограбленному и избитому помог? Ну, спорь с Рабби своим, мне-то что за дело?
Это был какой-то наезд, кажется, правильно?
Скажем так, я очень сомневаюсь, что твоя эта вот эпатажная штучка как-то касается любой из оригинальных языческих религий — как минимум потому, что они умерли, и были куда более культурно-специфическими, чем христианство. Считать, конечно, каждый из нас свободен все, что угодно...
Морган писал(а):
нет, лопаточка и 1000 мелочей не помогли бы.
и нет, не была бы это вера (скорее всего).
видишь ли, в чем у нас различие: у тебя вера - это пассивная реакция человека на событие, а у меня это - активное утверждение человеком своего виденья, движение его собственной воли.
У тебя вера - как манна небесная, кому-то посылается в силу неведомых и необъяснимых причин, а кому-то нет, и горе им. У меня же это - "внутренний поступок" самого человека, его решение и ответственность.
Поэтому (сугубо с моей колокольни) - вам и глас с небес не поможет, даже если таковой прозвучит; в то время как мы знаем, что никуда наши боги нас за ручку тащить не собираются, и поэтому идем сами.
Ээээ. Спасибо, что просветил, что я считаю верой
Сами, не сами, убеждения, не убеждения, пассивная, активная... это все бла-бла-бла.
Я считаю, что вера должна проявляться в жизни: если ты веришь, нужно жить так, как будто оно есть. Лозунги — это не вера, это эпатаж, политика, традиции и т.д. Онтология тоже не имеет значения ровно до момента, как не превращается в поведение — если ты веришь в чудо, действуй в расчете на чудо. ("убеждения должны окупаться")
И еще вера — это самоограничение. /Вставь сюда любую священную книгу/, заветы коммунизма, и даже Библия — если они ни в чем не вызывают у тебя зубовный скрежет, значит, ты их плохо читаешь. Если религия не требует от тебя каких-то очень напряжных действий — ты что-то пропустил. (я бы назвал эту часть удалением когнитивного диссонанса или, если проще, "внутренней мартышкой": Валмит все правильно говорил, мы склонны пропускать напрягающие нас вещи)
Морган писал(а):
ну, я же сказал, что верю в Одина, который скачет по небу на восьминогом коне.
мои убеждения соответствуют тому, что я говорю. Чем и прекрасно язычество.
Какая тебе еще "окупаемость" нужна, непонятно.
Практический выхлоп для меня? Ну уж поверь, он есть.
Пока эта конструкция не касается реальности, наблюдать невозможно ни ее (ну есть Один, дядька на горе, невидимый розовый единорог, и что?
), ни твою веру в нее (потому, что веришь ты в буквального или символического Одина — это никак не изменяет твоих действий). А если начнет касаться, ты с большой помпой ее покажешь.
Морган писал(а):
да ну, брось. Какие же это доказательства? Это декларации. Сразу вспоминается какая-то исламская история, когда что-то там нужно было сделать, и огнепоклонник не смог, затем христианин не смог, а вот мусульманин пришел, помолился Аллаху - и сразу все получилось. Это "доказательство" что ли? Каждая религия такое о себе рассказывает.
Возможно — речь ведь о той же традиции. Я не припомню подобных историй ни за северной мифологией, ни за греческой, ни за буддизмом
У семитской традиции есть как минимум мифологическая привычка "доказывать" свою правоту
И вот, выращенного на подобной, "доказательной" традиции человечка выпускают в большой мир. И что-то чудеса Бога не доказываются, а вот чудеса природы — запросто. Так из семитской религии получился научный метод, в общем
Морган писал(а):
"Научных" доказательств в этой сфере нет и быть не может, потому как и сама сфера ненаучна совершенно, хотя если кто-то считает иначе - ну вперед, продемонстрируйте хождение по воде или сдвиньте гору, ваша же религия утверждает, что никаких проблем с этим делом нет, достаточно лишь иметь самую минимальную веру. Язычество, что характерно, ничего подобного не лепит, оно чутка (или даже не чутка) поадекватнее.
Адекватнее или, кхе-кхе... осторожнее в своих претензиях?
Морган писал(а):
Заморочены на доказательства религии, в которых есть прозелитизм, агитация, стремление в чем-то убедить окружающих. В язычестве ничего подобного нет. Нам не нужно никого ни в чем убеждать, наша религия - для нас, для тех кто УЖЕ почувствовал/понял/открыл для себя. Мы никого не стремимся затащить в этот мир, это во-первых бессмыслено, а во-вторых никому не нужно, все случится в свое время, когда человек сам созрее, а если не созреет - то и хрен с ним. Мы ни кого ни от чего не пытаемся "спасти", потому что не от чего спасать, не надо ничего "искупать", не обязательно совершать мутные манипуляции с водой, жестикуляцией, бормотанием, кусочками хлеба и глотком вина из общей ложки, чтобы уберечься от ада или получить "жизнь вечную" - нет, ни такие обряды, ни какие-то другие, "правильные" не дадут человеку никакой вечной жизни, в то время как герой, преодолевающий смерть своим бесстрашием и самоутвержением, попадет в Вальгаллу даже если все на свете обряды он выполнял неправильно или вовсе не выполнял (и в этом смысл данного мифа, а вовсе не в том, чтобы буквально и непременно умереть от оружия). В язычестве нет какой-то выдуманной проблемы вроде "первородного греха", за решение которой человек должен быть вечно обязан Богу и Церкви; язычество нацелено на то, чтобы человек был счастлив и чувствовал себя хорошо, и не только когда-нибудь потом, но здесь и сейчас. Вот и все.
Сори, я снова потерялся. Каком из сотен существующих язычеств?