Цитата:
А кто решает, какое у религии внутреннее содержание?
Ее адепт.
Цитата:
Собственно, да. Чтобы когда Мир говорит об реалиях оригинального язычества, мы не разбавляли этот разговор современными религиями.
тогда его вопрос вообще теряет смысл, т.к. должен адресоваться к древнему язычнику, каковые давно вымерли и никто на этот вопрос ответить не сможет, т.к. не будет вправе (по твоей теории, ставящей непреодолимый барьер между древним и современным язычеством) ничего говорить о понимании "язычников". Это абсолютно тупиковый путь, тк. основная содержательная часть язычества - в современности такая же, как и в древности.
Цитата:
Прости, если для тебя это наезд по поводу легитимности — для меня имеет значение совсем другое, а именно источник конкретных положений (в этом случае о свободе). Если религия просуществовала 5000 лет и мало менялась за это время, ее постулаты будут отражать исторические реалии (иудаизм или индуизм, наверное). Если религия просуществовала 2000 лет, и пережила три реформации — она будет куда современнее (христианство, ортодоксальные течения). Если она — результат реконструкции родом из 2000-х, она будет больше говорить о людях 2000-х, чем об оригинальном материале (и секта отца Сергия более яркий пример, чем любое язычество).
Внешние формы любой религии меняются со временем. Но есть базовые вещи, которые остаются одними и теми же. Я не могу навскидку вспомнить языческого панегерика свободе - по той же причине, по какой сложно найти и текст, автор которого доказывал бы, что он не жираф. Ценность свободы в язычестве настолько очевидна, что о ней не нужно и говорить, это как воздух, которым все дышат.
Цитата:
И то, что мы знаем, в общем подтверждает идею Мира.
выше был исчерпывающий ответ.
Цитата:
Цитата:
Для человека внешнего эта легитимность определяется непрерывностью традиции. Но представим, что некая религия - например, ислам - верна. В мире происходит резня и всех мусульман до единого вырезают, все их книги уничтожают. Может ли Аллах в такой ситуации послать еще одного пророка и восстановить уничтоженную религию? Пусть даже с какими-то изменениями, но принципиально - также истинную, т.к. она достаточно верно будет отображать какие-то важные принципы ислама (повторюсь, в данный момент мы исходим из допущения, что ислам - истинен). Очевидно - да.
Та же самая логика верна для любой другой религии.
Лично я считаю, что религии — для людей, а не для богов.
ты изумительно переврал мои слова.
Цитата:
И, соответственно, о легитимности религии говорит только количество практикующих
этот критерий настолько абсурден, что с этим даже невозможно спорить. Это примерно как если бы ты написал "источником легитимности является размер правого уха" - твое право, конечно, так думать, но говорить тут просто не о чем.
Цитата:
и, в большей мере, возраст как показатель ее институциональной устойчивости.
и ты, естественно, приравниваешь возраст религии к возрасту непрерывной жреческой линии.
Невозможно спорить с такой глупостью.
Цитата:
А по поводу твоего примера у меня множество вопросов о приоритетах этого гипотетического Аллаха. Зачем ему вообще допускать потерю мусульман и религии в целом?
Можно придумать миллионы ответов на этот вопрос - но все они не будут иметь значения в данном случае. По какой бы причине это не было сделано - восстановленный культ будет столь же легитимен / аутентичен истине, как и предыдущий.
Цитата:
А общества пропали — причем все.
Нет, не все. Пожалуйста, не надо писать настолько откровенные глупости - это делает разговор совсем уж неинтересным. Не так мало стран, где язычество с сохранением непрерывных жреческих линий (если для тебя это так важно) дожило до наших дней. Конечно, эти общества в чем-то изменились в соответствии с новыми реалиями, но тот же процесс произошел и в пост-христианских или исламских современных странах.
Цитата:
И быт пропал — снова же весь.
И? Язычество и христианство теряют легитимность / аутентичность потому, что вместо веника теперь пол чистят с помощью пылесосов?
Цитата:
И — для уничтоженных религий — была полностью потеряна "инсайдерская" их часть (т.е. религия для инсайдеров, вроде мистерий или монашеских уставов — те институты, которые нерелигиозным людям вообще не видны).
во-первых, потеряна далеко не везде. Существуют системы инициаций, в т.ч. достаточно сложные, в обществах, где сохранилась непрерывная жреческая линия.
во-вторых, "инсайдерский институт" - это лишь инструмент для осуществления определенных целей. Этот инструмент не единственно возможный, т.к. инсайт можно получить и другими способами; а сам институт - при необходимости вполне восстановим.
Цитата:
В результате о "форме понимания и отношения" мы можем судить только по разрозненным фрагментам,
говори за себя.
Цитата:
которые можно толковать в любом ключе — втч и так, чтобы именно свобода резко оказалась главным атрибутом той или иной религии.
В язычестве все настолько очевидно - если только не включать "дурку" - что попытки доказать ценность свободы для древних людей чем-то напоминают попытки доказать, что они не были жирафами или рептилоидами.
Цитата:
Но, имхо, нужно очень четко различать те языческие религии, которые появились и существовали органически — т.е. они были результатом своего общества и источником его процветания — и те, которые создаются синтетически.
Надуманное и ложное противопоставления. Все религии органичны для их последователей и кажутся че-то надуманным, "синтетическим" для смотрящих со стороны. Совершенно аналогичная ситуация была когда-то с христианством, которое казалось абсурдным и смехотворным учением для римлян. Когда христианство охватило большую часть населения, никому так уже не казалось. Также если завтра родноверие будет объявлено государственной религией и продержится на этой позиции достаточно долго - такие, как ты, начнут писать о его "органичности" в противовес какому-нибудь "синтетическому" культу, каковым они объявят то, чего раньше не видели или не знали.
Цитата:
Синтетические языческие религии могут иметь абсолютно любые нормы и ценности, что довольно мало зависит от оригинальных норм и ценностей (мы их не знаем) и довольно сильно — от личности создателя. Что напишешь, то в религии и будет.
Оригинальные должны были хотя бы в какую-то эпоху обеспечивать выживание общества (и создаваться внутри этого общества). Поэтому тут не пофантазируешь.
дикий и ложный критерий.
В ЛЮБОЙ религии можно найти какое-то количество положений, которые будут способствовать выживанию общества. И очень часто можно найти такие, которые выживанию вроде бы противоречат (хотя при желании большинство из них можно легко интерпретировать как способствующие). Этот критерий НИЧЕГО не дает, вообще. И чудовищно произволен - взять хотя бы как утверждение "плодитесь и размножайтесь", так и одобрение аскетизма и целомудрия в рамках одной и той же религиозной традиции, при том при желании и то, и другое утверждение можно интерпретировать как "способствующее выживанию", а можно сказать, что это все синтетический новодел - в зависимости от настроения интерпретатора.
Цитата:
И, честно говоря, я бы даже сказал, что синтетические/органические религии имеют больше отличий, чем разные религии внутри категорий. Христианские секты (т.е. синтетические религии с источником в христианстве) могут быть меньше похожи на христианство (т.е. органическую религию), чем на современный... условно, ведизм (т.е. синтетическая религия с другим источником).
абсолютный произвол в оценках, опирающийся только и исключительно на твои личные предпочтения.