Цитата:
Цитата:
Цитата:
все гипотезы состоятельны, просто от некоторых больше полезного выхлопа, от других меньше. Вот единственная разница.
Не понял что ты подразумеваешь под состоятельностью, но с частью про выхлоп, согласен полностью.
"состоятельность" - это значит, что наука могла и не отказываться от тех теорий, которые сциентисты считают "ложными". Более лучших теорий (т.е. теорий с большим выхлопом) могли и не изобрести, и пользовались бы старыми. В этом случае человеческое знание о мире продолжало бы развиваться, но в целом представления о мире становились бы все более громоздкими, и количество гипотез ад хок, призванных объяснять противоречия, было бы больше, чем сейчас. Но это не значило бы, что мы в этом случае жили бы в мире полностью ложного знания (как и не значит, что сейчас мы живем в мире знания истинного). Просто КПД этих теорий был бы ниже, вот и все. Но он все равно был бы. Птоломеевская система работала бы (она и сейчас кое-где используется), даже если бы человечество и дальше продолжало бы считать, что Земля - центр вселенной; и ньютоновская механика продолжала бы работать даже если бы не изобрели ОТО. И представлениями об эфире и флогистоне можно было бы продолжать пользоваться и дальше.
Парадигма, это не просто совокупность данных, это гипотеза, которая пытается установить связи между ними. Она не только объясняет существующие данные, но и включает в себя методологию собственного расширения. То есть, через предположение наличие закономерности, она указывает, где искать новые данные, и предлагает для этого инструментарий. Если бы наука отказалась от новых теорий, мы бы не жили в мире ложного знания, но наши возможности были бы многократно беднее. Скажем, если бы не было квантовой теории, то никто не предположил бы существование полупроводников, это слишком специфичное свойство, которое проявляется при определенных условиях. Если не знать, что именно ты ищешь(без теоретических допущений разработанных в рамках данной теории), наткнуться на эти свойство случайно, практически не возможно, а предположить их эффективное применение для задач определенного рода, еще сложнее(так как предположение о эффективности вытекает из использования той же теории).
Без полупроводников, не было бы транзисторов, а без них, практически всей современной электроники.
Без разработки новой теоретической модели, в момент когда старая парадигма перестает быть достаточно точной и исчерпывает свою предсказательную силу, вариант аккумуляции знания сводится к простой эмпирической подстановке. А учитывая доступную комбинационную вариативность, его эффективность начинает стремится к нулю, или, другими словами, практически останавливается. По этому, развитие знаний о мире, хотя и не прекратилось бы полностью, но замедлилось на порядки.
Цитата:
Цитата:
И выхлопа твоей парадигмы, я не вижу совсем, именно по этому, я и говорю, что она не проверяема.
Не только отдельная теория, не только отдельная парадигма, но и сам подход к тому или иному вопросу (в данном случае - "научный подход") имеет границы своей применимости. Моя мистика не конфликтует с точной наукой и не призвана ее заменить. Это просто другой подход, дающий еще одно измерение жизни, делающий ее намного сочнее и полнее. Этот подход так же принципиально отличен от научного, как например, подход эстетический. Ты ведь понимаешь, что неспособность испытывать эстетические переживания - это своего роде психологический дефект? С мистикой примерно такая же ситуация. Невозможно объяснить тому, кто этого лишен, чего именно он лишен.
Личный комфорт, в моем понимании, к результативности никакого отношения не имеет .В рамках того обоснования, которое ты предложил выше, его предмет, можно произвольно заменить, например на героиновую эйфорию(которая несомненно дает возможность приобщиться к сильнейшим личным переживаниям, влияет на поведение и мотивация, и т.п.)
Я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что твоя модель приносит вред, или что личный комфорт, который ты приобретаешь от ее эксплуатации, это плохо, или не значимо. Но это не является демонстрацией ее работоспособности.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
А модель "я могу влиять" безусловно работает, да еще как! Почитай что-нибудь по психологии на досуге.
Я вообще люблю психологию, и книжки читаю регулярно. Психологический эффект, меняющий отношение, восприятие, настроение, может быть. Но вот объективных последствий нет.
т.е. в твоей системе представлений от смены восприятия и настроения ничего в твоей жизни не меняется?
Не важно - весел ты или подавлен, настроен на победу или считаешь предстоящую деятельность совершенно бессмысленной, т.к. результата не будет - во всех случаях ты все равно, как робот, выполняешь одни и те же действия?
Я вот например, стараюсь не заниматься тем, в чем не вижу смысла.
В моей системе представлений, от смены моего восприятия, не меняется реальность вокруг меня, меняются лишь мое отношение к ней, и предпочитаемые способы взаимодействия с ней. При этом, никаких принципиально новых способов, не появляется.
Цитата:
Цитата:
Это один из способов более эффективно использовать инструменты, предлагаемые реальностью, но не менять реальность своей волей. Не способ изменить ее за теми пределами, которые ей ограничены.
Достаточно было бы уже и того, что это "способ более эффективно использовать инструменты". Уже этого достаточно, чтобы обосновать ценность моего подхода.
Ценность, это не работоспособность. Работоспособность, это проверяемый результат ее работы.
Цитата:
Но на самом деле, меняется и сама реальность (мера и скорость зависят от личной силы человека). Начинают происходить "нужные" события, открываются возможности, которых раньше не было и так далее.
И еще - ты не знаешь, каковы настоящие границы реальность. Точнее, ты думаешь, что знаешь, но это "знаешь" не ты, а за тебя "знает" твоя парадигма, которая тебе удобна, комфортна и привычна. А границы могут быть совсем другими. Вполне возможно даже, что объективно границ нет вовсе, но субъективно у каждого границы свои, сформированные его парадигмой и личной силой.
Да, я не знаю каковы границы реальности. Я предполагаю их наличие, а в рамках твоей модели, они отрицаются. Я могу быть не прав, и по этому, я хочу увидеть, как эти границы изменяются. На самом деле, за все наши беседы, это первый раз, когда ты указал, на то, какие именно проверяемые следствия, существуют в рамках твоей модели. Если это действительно так, то проверить состоятельность твоей модели, не представляет никаких проблем. В таком случае, она вполне проверяема, и осталось лишь оценить достоверность заявляемых результатов. С другой стороны, "нужные события", случаются и сами по себе, без вовлечения мистики. Идеальной демонстрацией был бы такой результат, который сам по себе не происходит, но и статистическая оценка способности вызывать нужные события, регулярность которых будет отличаться от нормального распределения, также является достаточным свидетельством.
Цитата:
Цитата:
Нет. Ты утверждаешь, что человек способен изменять законы реальности. Такого в психологии нет.
я говорил - "изменять реальность", а не "законы реальности".
для изменения "законов реальности" не нужно никакой мистики: наука регулярно сама их меняет, заменяя одну теорию другой. Ты просто, как и положено искренне верующему сциентисту, отождествляешь текущие научные теории с объективной истиной. Но с учетом всей эволюции научного знания, это просто смешно. Все наши представления о "законах реальности" - такой же продукт нашего ума, как и любые другие представления. В самой реальности нет никаких законов. Есть только повторяющиеся в нашем опыте явления, для объяснения чего мы выдумываем разного рода "законы".
Но допустим на секунду, что ты поправился:
Наука не заменяет законы реальности. Она предполагает их существование, и проверяет предположения. Тем не менее, в рамках моего личного опыта, законы, в той или иной форме, существуют, так как реальность данная в моем непосредственном опыте, так или иначе упорядочена. Например, я могу воспринимать материю, которая обладает устойчивыми свойствами, а значит, до тех пор пока такие свойств сохраняются, она подчинена некоторым закономерностям. И да, в рамках моего субъективного опыта, существуют некоторые устойчивые свойства, на которые я не могу влиять. Например, я не могу повернуть время вспять. Не могу проигнорировать судьбу всех известных мне подброшенных вверх объектов, и не упасть вниз. Есть множество вещей, которые я сделать не могу, вне зависимости от моего желания. Если твоя система воззрений, расширяет твои возможности, за те пределы, которые доступны мне, то я хотел бы увидеть демонстрация таких возможностей. Например, если ты утверждаешь, что гравитация над тобой не властна, то я бы хотел увидеть, как ты полетишь.
Цитата:
Цитата:
Нет. Ты утверждаешь, что человек способен изменять реальность. Такого в психологии нет.
Нет, такое в психологии есть. Упертых материалистов в среде психологов намного меньше чем ты думаешь. Это не выпячивается просто потому, что это не нужно. Психологу или психотерапевту обычно нет дела до онтологии бытия - его интересуют практические результаты. И вера в способность человека изменить реальность, безусловно, опытным психологом, используется на всю катушку.
А имена психологов-нематериалистов известны. Из тех, что сразу на ум приходят - Юнг, Грофф. Можно и других найти.
Смотря что мы называем психологией. Я считаю состоятельной экспериментальную психологию, результаты которой проверяемы. Отсылку к такой психологии, я считаю состоятельной. Если же мы включаем сюда психоанализ, коллективное бессознательное, и прочее многообразие не проверяемых гипотез, то аргументацию приведенную вот в этом фрагменте
Цитата:
А модель "я могу влиять" безусловно работает, да еще как! Почитай что-нибудь по психологии на досуге.
я считаю аргументом уровня: почитай об этом в художественной литературе.
Состоятельность психологии мы не так давно обсуждали, свое мнение я уже высказывал здесь:
viewtopic.php?f=12&t=2588&start=20и здесь
viewtopic.php?f=12&t=2588&start=40Сейчас я повторяю тоже самое.
Тем не менее, я действительно был не прав, сказав, что в "психологии такого нет". Корректнее было сказать, что психология не предоставила оснований считать, что это так.
При всем выше сказанном, я читал и Юнга, и Фрейда, и считаю их работы полезными, и значимыми, как для истории психологии, так и с точки зрения сбора фактического материала, но не считаю их такими при оценке методологии, эффективности и использованной интерпретации.
Что я думаю о работе Юнга, я уже писал здесь:
viewtopic.php?f=12&t=2244&p=199076&hilit=%D0%AE%D0%BD%D0%B3#p199076Неофрейдизм считаю более состоятельным, но только в качестве совокупности интересных гипотез, которые требуют проверки своих положений.