Андрей Смирнов http://www.a-smirnov.ru/forum/ |
|
"Бог это мы" или наука про мистику http://www.a-smirnov.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2598 |
Страница 2 из 3 |
Автор: | Gobl [ 26 июл 2018, 17:30 ] |
Заголовок сообщения: | Теретические основы конструирования религий |
Цитата: Не самым частым, но регулярно встречающимся ходом в спорах верующего и атеиста случается указание на объём и сложность всяческих писаний и свидетельств. Мол, из головы столько этакого не выдумаешь. Значит, надиктовали свыше.
Ход по нынешним временам, о гигабайтах, несильный; да и раньше можно было бы вспомнить, как туча народа - грамотного, культурного, благонамеренного, умного и далеко не всегда обременённого заботой о хлебе насущном - старалась не за страх, а за совесть и на сходках своих с криками и драками отлаживала текущие версии единственно верного учения об устройстве мира и цвете божьей бороды. Даже не туча народа, а тучи его - учений-то много, и все верные. Мне интересен не сам ход в споре, а скрытая там презумпция невозможности для человека или людей придумать религию самостоятельно. Не в смысле объявить откровением первые попавшиеся сказку о Колобке или рекламу презервативов. С этим-то каждый справится, кому свербит бить поклоны и падать на колени: какая разница, перед чем. Имеется в виду невозможность для человека разработать жизнеспособное вероучение - мол, без ангела на плече (у неверных - чёрта, который тот же ангел, но падший) такое никому и никогда не по силам. Этой презумпцией верующий распространяет на атеиста собственную неспособность объяснить, как оно работает столько времени: почему заведение по сбору пожертвований с населения с такими-то лейблом и слоганом цветёт и пахнет, а от храмов... простите, капищ... другого и следов не осталось. Точнее, верующий-то может это объяснить - как и всё остальное - божьим вмешательством. Или невмешательством, тут забавные концепции получаются. Атеисту же, который существование бога или богов отрицает, такие объяснения не годятся - вот и получается, что стервецу нечем крыть. Я атеист. Возьмись я придумывать единственную истинную веру, - не для себя, конечно же - то думал бы вот как. В-главных, я попробовал бы избежать милой маленькой ловушки, в которую излишний пыл зачастую приводит атеиста и материалиста. Мол, если сверхъестественных существ не бывает, то и всякая церковь есть вещь, обществу совершенно ненужная, окаменевшие отходы долговременного массового обмана. В применении к задаче выдумывания истинной веры такой подход задаёт следующий хитрый план: сперва надо выдумать какую-то сказку, привлекательнее существующих - и это приоритетная задача - а когда сказка соберёт под себя массу последователей, то те как-нибудь сами построятся, или скопируют существующие решения, или напрямую, силой перепишут на себя активы существующих церквей, а беспозвоночный персонал таковых живо переметнётся к новому пророку и паству за собой перетащит. Это ошибка; ошибка из худших, ибо основана на неуважении к людям. Люди, в том числе принадлежащие к персоналу тех или иных церквей, в том числе верующие лишь напоказ, могут и упереться так, что не окажется сказки, - с какими угодно спецэффектами - которая бы их с этого упора сдвинула. Чувство собственного достоинства, знаете ли. Я вот не спрашивал у верующих, сколько мучеников легло не ради клинописи в священных книгах, а ради себя самих потому, что жить сдавшись было бы противно... и сейчас не спрашиваю, потому что верующие под кат не зашли. Как сделать правильно? Спросите Ленина. "Горстка большевиков" с достаточно сложным и одновременно радикальным толкованием марксовой зауми в багаже, у каковой горстки всё срослось. Почему? Потому что сама "партия нового типа". Про масонов с англичанами атеисту просьба не рассказывать: атеиста давно перестали забавлять рассказы о разумной сверхсиле, способной к долговременным предсказаниям собственных избирательных воздействий на систему с миллионами субъектов. Аллилуйя. "Партия нового типа". Партия, заточенная под взятие власти в государстве вплоть до переучреждения такового, а не под соблюдение парламентских протоколов и не под заключение закулисных сделок, "как все". То, что в багаже у партии было радикальное учение, то есть учение, задающее такое взятие с переучреждением, это естественно для "нового типа". То, что это учение оказалось производным от марксовых работ, так Маркс тогда в России среди образованного люда был в моде. Все его любили. Окажись в моде кто-нибудь другой, с радикальным капитализмом в качестве идеала, то удача "партии нового типа" с другими именами и фамилиями привела бы к последствиям, по крайней мере формой отличным от "советской власти". Может, и трупов было бы меньше, хотя не берусь судить. В применении к теме сказанное повинно примирить читателя со следующей мыслью: до того, как выдумывать новую веру, надо - понять, что такое церковь, - выдумать новую версию церкви, лучше подходящую к делам нынешним, нежели версии существующие, - и под неё уже подгонять какую-нибудь лапшу на уши про души, всемогущих и всезнающих существ и проч.. Более того, качество этой лапши будет определяться не полётом мысли сказочника, а тем, насколько легко "церковь нового типа" (или хорошо забытого старого) смогла бы её навешивать. Ну хорошо, спросит читатель, а зачем тогда всякая церковь обществу, если уж не она для веры, а вера для неё? Видите ли, церковь - это резервный механизм воспроизводства общества в чрезвычайных обстоятельствах. Спасательный плот. Обращусь к искусству. Думаю, читатель знаком со множеством научно- и не очень научно-фантастических произведений, где люди после крупномасштабной катастрофы системно занимаются всякими странностями и мерзостями. Особенностью катастрофы оказывается то, что она уничтожила не столько население той или иной местности, сколько общество в ней, то есть какое-то время каждый человек выживал сам по себе или в масштабах очень малой группы, а потом они все опять сошлись. И такое учинили вместо прежнего жития, что ни на какие особенности катастрофы списать не получается, как бы автор ни старался. Авторы почестнее сколько-нибудь предсказуемый пост-аповский порядок сразу же заводят на церковь - обычно сумасшедшее заведение с садистским персоналом; то ли сюжета ради, то ли в силу той самой милой маленькой ловушки, о которой я высказался ранее. Однако авторы почестнее всё же признают, что у тамошней пост-аповской садистской церкви есть какое-то писание, смешное или страшное, которое выступает хранилищем набора опознавательных знаков "свой-чужой" и правил поведения применительно к множеству ситуаций, с объяснением "хороших" и "плохих" исходов следования этим правилам. И всё это писание изложено в форме, легко доступной напрямую (если грамотный) или легко доступной со жреческими пояснениями (если нет). То, про что это писание, как там зовут богов, что те боги натворили в разборках между собой, и как они привечали людей - дело уже десятое. Лишь бы мораль выводилась в мере, достаточной для того, чтобы люди с неработающими смартфонами вокруг костра из автопокрышек черепа друг другу не проламывали без веской на то причины. По сравнению со временами древними у нас общество, - очень благополучное, - кто мне не верит, садитесь в машину времени и отправляйтесь на каникулы век в шестнадцатый между войнами - и - очень связное - попробуйте в том же веке шестнадцатом докричаться до соседней деревни хотя бы, не говоря уж о соседнем селе. Мы воспринимаем это состояние как естественное, "по-другому не бывает". Нужно быть писателем-фантастом, чтобы убедительно обрисовать всеприсутствующую ситуацию, где выживание в одиночку крайне ограничено по времени (из всего хайтека только топор, и то, если очень повезёт), а возможность совместной деятельности в группе куда-то исчезла (вероятно, вместе с группой). И тогда до читателя начнёт доходить, что общедоступное решение, позволяющее в случайно собравшейся группе быстро создать хоть какой-то порядок, - сделать поступки членов группы предсказуемыми, задать возможность координации поведения - в принципе необходимо обществу, и необходимо оно в такой степени, чтобы общество терпело то же самое средство и во времена, сравнительно благополучные. Извините за злоупотребление тегами. Извинили? Теперь перечитайте, пожалуйста. Чтобы дошло. Если не получается, то представьте себя, больного и голодного, выходящего к чужому костру в ночном лесу после ядерной бомбёжки в процессе парникового эффекта... и снова перечитайте. Чтобы точно дошло. Другое дело, что долговременное благополучие может статься настолько убедительным, что люди в большинстве своём забудут (как Вы), что общества можно и лишиться, и что лишиться его будет плохо и опасно. Люди в большинстве своём будут уверены, что общества не может не быть (это правда), и что оно будет постоянно и непрерывно (это неправда). Люди в большинстве своём будут знать, что даже в случае временного исчезновения общества до только-топора хайтек не опустится (это правда), и протянуть на консервах, пластиковых бутылках с якобы-родниковой водой и наборе порнографических видео можно будет сколько угодно (это неправда). Люди в большинстве своём будут игнорировать возможность появления новых, оригинальных способов низведения общества до величины опасно малой (это правда - и про способы, и про игнорирование). А в меньшинстве, то есть среди тех, кого благополучие всё же не убедило, а поведение убеждённых... раздражает... в меньшинстве возникнет спрос на спасательный плот новой (или хорошо забытой старой) конструкции. И вот тут план создания религиозного учения своими силами, без ангела на плече (у неверных - чёрта), становится виден полностью. 1. Анализ известных случаев исчезновения/прерывания общества (возможности совместной деятельности в группе) в прошлом и сопоставление описания этих случаев. "Что нас может подставить и, главное, каким образом". 2. Экстраполяция существующих общественных феноменов (желательно узнаваемых и общепризнанных) в направлении обстоятельств из п. 1 и до степени, достаточной, чтобы эти феномены смогли задать случаи из п.1. "На что мы можем напороться по такой нашей жизни, и насколько узнаваемо оно будет выглядеть". 3. Разработка набора опознавательных знаков "свой-чужой", достаточно простого, малого по объёму и пригодного для использования в ситуациях из п. 2. 4. Изобретение правил поведения и редакция существующих правил для ситуаций из п. 2. Проще, чем кажется. Ценность жизни; ценность справедливости; её, справедливости, неравномерное распределение в обществе и перераспределение со временем; описание стабильных малых обществ в большом (семья и проч.). Ценности, ограничивающие справедливость: власть, польза, свобода... вообще, задачу п. 4 можно расписать через очень разные теории очень разными языками, но решения окажутся схожими - тем более, что искать здесь нужно набор пригодных, пусть и противоречащих друг дружке решений, а не "единственно возможное" решение или решение, "наилучшее" по какому-то, обычно весьма субъективному критерию. 5. Сохранение полученных набора правил и набора опознавательных знаков в сюжетах - уже существующих или выдуманных ради такого случая. Императив экономии усилий подсказывает не напрягать воображение, а взять те сказки, что уже есть - они наверняка создавались со схожим прицелом - и пересказать их с наработанными поправками. Позаимствовать персонажей, переименовать, добавить своих... здесь достаточно технических навыков и благожелательного внимания заказчика, хотя вдохновение или галлюциногены тоже помогут. Ах да, забыл про бога или богов, бессмертие души и прочий карнавал в Омеласе. Тот самый императив экономии усилий, в данном случае использующий детские воспоминания человека и меру его инфантильности как склонности использовать эти воспоминания в жизни для организации своего поведения. Всеобъясняющие, всемогущие и неистребимые сущности в тексте экономят не только усилия по созданию текста, но и занимаемый им объём. Священные тексты для будущих последователей получаются короче и назидательнее, проще воспроизводятся и запоминаются. Конкурентное преимущество. 6. Окраска и полировка с прицелом на создание собственно учения как мобильной версии разработанного множества сказок; версии, удобной для миссионерской деятельности. Конечно же, "сам процесс", особенно п. п. 3-5, более или менее успешно может идти только параллельно созданию той общественной структуры, - единственной истинной церкви, "церкви нового типа" - что будет подогнана под вероятные будущие неприятности лучше, чем нынешние жреческие иерархии. Тут возникают "вторые сложные" - нужно искать компромисс между соответствием создаваемой структуры будущим пакостям и нынешним радостям: не увлекаться первыми больше, чем вторыми... собственно, то, что мы называем сектами, суть сообщества, идеально подогнанные под те или иные пост-апы за счёт отказа их членов от соответствия ожиданиям окружающих здесь и сейчас. В описанном нет ничего невозможного в современных реалиях. Более того, я думаю, что читатель уже готов указывать пальцем на актуальные проявления перечисленного в окружающей жизни - и особенно в медиа. Ну да, полно. Не мне судить, стоят ли за всем этим какие-то планы масонов и/или англичан. Хотя самые прикидочные прикидки подсказывают, что для создания вполне жизнеспособной организации, следующей за неким свежеиспечённым вероучением по меньшей мере с прицелом на срабатывание "в случае чего" в ближайшую сотню лет, не потребуется "ресурсов", заметных в масштабе даже сравнительно небольшой страны. Имхо, конечно. Одному человеку за сколько-нибудь разумный срок не поднять, - или получится та же секта - однако сотне криэйторов и паре дюжин массовиков-затейников под чутким, пусть и тайным руководством товарища майора - почему бы и нет. Я бы даже отметил, что и не привлекать излишнего внимания до того, как всё начнёт получаться, у такого прожекта вполне выйдет. |
Автор: | Морган [ 26 авг 2018, 19:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Gobl писал(а): Морган писал(а): Нет, статья хороша именно тем, чему она посвящена: нравам населения спустя почти 1000 лет господства христианства. И тому, как легко в критической ситуации наносные установки (пусть и довольно глубоко проросшие уже в человека) отбрасываются, обнажая те стремления, к которым по своей природе склонна человеческая душа. Вот об этом я и говорил когда написал что понятно что Морган об этом думает В общем, первый кто соберёт команду ушлых маркетологов, рекламщиков, философов, теологов, психологов, менеджеров... поставив им задачу - "сделайте мне религию, которая будет хорошо продаваться в такой-то целевой аудитории", тот станет новым Папой Римским или тем кто будет нового Папу контролить. Сайентология взлетела - чушь полная, но крайне успешный бизнес, а если к этому серьёзно подойти? сбор такой команды профи втайне оставить не получится, что сразу дискредитирует идею в глазах масс. плюс к этому потребуются значительные вложения, а тот, кто себе сможет это позволить - мне кажется, скорее вложит деньги в какой-то более рациональный бизнес. наконец, как быть с конфликтом между владельцем/спонсором и формальным лидером секты? чтобы вести людей за собой в этой сфере, надо быть немного сумасшедшим самому и хоть немного во все это верить. Этим нельзя заниматься полчаса в день, нужно будет именно вести жизнь лидера секты, соответственно, самому владельцу/спонсору такая роль не очень подходит (если он тупо хочет сколотить бабки на данной теме). Значит нужно нанимать харизматичного чувака, который станет формальным лидером, но... а если он решит, что делиться со спонсором? Человек, который согласится на такую роль и такую жизнь, может быть не вполне адекватен и не побоится возможных последствий. И даже если он не порвет отношений - контроль такого "Папы Римского" будет очень зыбким. Хотя эта идея хороша для ушлого чувака, который решит, что таким образом можно выманить кучу бабла из спонсора ("я стану Папой Римским и все, что ты вложишь, вернется к тебе с многократной прибылью. Не получилось? Ой, печаль-беда, не фортануло...") |
Автор: | Gobl [ 26 авг 2018, 19:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Морган писал(а): сбор такой команды профи втайне оставить не получится, что сразу дискредитирует идею в глазах масс. И чо? чуваки выпустили рекламу мази от головной, пошли хорошие продажи, тут же провели независимое исследование - в мази тупо нет активных компонентов, это 100% плацебо - чуваки уже лет 10 продолжают продавать и заработали 6 млрд$ Цитата: плюс к этому потребуются значительные вложения, а тот, кто себе сможет это позволить - мне кажется, скорее вложит деньги в какой-то более рациональный бизнес. ну как сказать - там даже не 300% прибыли получается, это даже выгоднее наркоторговли, так что Цитата: наконец, как быть с конфликтом между владельцем/спонсором и формальным лидером секты? чтобы вести людей за собой в этой сфере, надо быть немного сумасшедшим самому и хоть немного во все это верить. Вот да, хороший вопрос, но я думаю о сетевой структуре, с посылом - Мессия ещё не родился, так что будут десятки и сотни проповедников с методичками и своей клиентской базой Цитата: Этим нельзя заниматься полчаса в день, нужно будет именно вести жизнь лидера секты, соответственно, самому владельцу/спонсору такая роль не очень подходит (если он тупо хочет сколотить бабки на данной теме). Значит нужно нанимать харизматичного чувака, который станет формальным лидером, но... а если он решит, что делиться со спонсором? Человек, который согласится на такую роль и такую жизнь, может быть не вполне адекватен и не побоится возможных последствий. И даже если он не порвет отношений - контроль такого "Папы Римского" будет очень зыбким. Хотя эта идея хороша для ушлого чувака, который решит, что таким образом можно выманить кучу бабла из спонсора ("я стану Папой Римским и все, что ты вложишь, вернется к тебе с многократной прибылью. Не получилось? Ой, печаль-беда, не фортануло...") В общем, думаю не один я такой умный в ближайшем будущем кто-то должен начать такой бизнес, может быть сразу несколько бизнесов с разной ЦА или даже конкурирующих... тут кстати было бы классно какое-нибудь божественное чудо соорудить - народ сразу попрёт |
Автор: | Fenrier [ 26 авг 2018, 19:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Gobl писал(а): В общем, думаю не один я такой умный в ближайшем будущем кто-то должен начать такой бизнес, может быть сразу несколько бизнесов с разной ЦА или даже конкурирующих... тут кстати было бы классно какое-нибудь божественное чудо соорудить - народ сразу попрёт Ну... ты не будешь первым У нас их было уже тупо десятки. Из самых заметных – Аделаджа, он начал громко и закончил громко |
Автор: | Gobl [ 26 авг 2018, 19:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Fenrier писал(а): Ну... ты не будешь первым У нас их было уже тупо десятки. Из самых заметных – Аделаджа, он начал громко и закончил громко Жалкие любители, а я говорю о приличной корпорации, организованной по принципу сетевого маркетинга, а то и вообще франшизы продавать будет выгоднее! Вот кстати да, франшизы на церкви это будет тема |
Автор: | Морган [ 26 авг 2018, 20:17 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
я думаю, серьезная корпорация таким заниматься не будет ) |
Автор: | Fenrier [ 26 авг 2018, 20:20 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Gobl писал(а): Жалкие любители, а я говорю о приличной корпорации, организованной по принципу сетевого маркетинга, а то и вообще франшизы продавать будет выгоднее! Вот кстати да, франшизы на церкви это будет тема А с чего ты взял, что там не было корпоратизации, куда более грамотного чем твой, менеджмента, и использования лучших достижений PR и психологии?.. А уж сетевой маркетинг они использовали еще в ранних 2000-х, см. первую статью. |
Автор: | Морган [ 26 авг 2018, 20:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
а, есть еще один момент, почему нельзя сделать это "профессионально". создание своей религии - это творческий процесс, напрямую завязанный на талант и харизму лидера. Нельзя сделать это с помощью команды по той же причине, почему нельзя собрать кучу ушлых писак и выпустить бестселлер мирового уровня, или кучу музыкантов и запилить произведение, которое переплюнет моцартовские симфонии или "лунную сонату". Чего-то таким профессиональным подходом добиться можно, но это все на уровне того, что ты называешь "жалкими дилетантами". Впрочем, как ты и сам заметил, даже в этом случае при удаче можно срубить бабла - как это сделали сайентологи. |
Автор: | Gobl [ 26 авг 2018, 20:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Морган писал(а): я думаю, серьезная корпорация таким заниматься не будет ) Морган, у "бога Кузи" изъяли что-то около 200 млн рублей наличкой - как думаешь, это серьёзно или так мелочь на карманные расходы? А Кузя при этом вообще дегенерат и инвалид Если можно продавать плацебо, почему нельзя продавать спасение души? |
Автор: | Gobl [ 26 авг 2018, 20:25 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Fenrier писал(а): А с чего ты взял, что там не было корпоратизации, куда более грамотного чем твой, менеджмента, и использования лучших достижений PR и психологии?.. Потому что юридической защитой корпорации занимаются заранее и УК явно не нарушают, почти не нарушают |
Автор: | Gobl [ 26 авг 2018, 20:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Морган писал(а): а, есть еще один момент, почему нельзя сделать это "профессионально". создание своей религии - это творческий процесс, напрямую завязанный на талант и харизму лидера. Нельзя сделать это с помощью команды по той же причине, почему нельзя собрать кучу ушлых писак и выпустить бестселлер мирового уровня, или кучу музыкантов и запилить произведение, которое переплюнет моцартовские симфонии или "лунную сонату". Угу, а блокбастер делает как раз команда, от сценариста до последнего подавальщика кофе. Цитата: Чего-то таким профессиональным подходом добиться можно, но это все на уровне того, что ты называешь "жалкими дилетантами". Впрочем, как ты и сам заметил, даже в этом случае при удаче можно срубить бабла - как это сделали сайентологи. Ну так саентологи показали что рынок религиозных услуг вполне свободен от старинных организаций |
Автор: | Морган [ 26 авг 2018, 20:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Gobl писал(а): Морган писал(а): я думаю, серьезная корпорация таким заниматься не будет ) Морган, у "бога Кузи" изъяли что-то около 200 млн рублей наличкой - как думаешь, это серьёзно или так мелочь на карманные расходы? А Кузя при этом вообще дегенерат и инвалид Если можно продавать плацебо, почему нельзя продавать спасение души? так ты такие же деньги или большие потратишь на тот же "проф.подход", а выхлоп в лучшем случае будет такой же или вообще прогоришь. Не забывай еще, что рынок-то не пустует... та же РПЦ писать кипятком начнет, если такая организация начнет набирать обороты на ее территории. И в какой-то момент закроют. В мягком варианте - как это со "Свидетелями Иеговы" сделали или в более жестком. |
Автор: | Fenrier [ 26 авг 2018, 20:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Gobl писал(а): Потому что юридической защитой корпорации занимаются заранее и УК явно не нарушают, почти не нарушают Мошенничество? Ну ты понимаешь, уж слишком сетевая структура, уж слишком активная монетизация... |
Автор: | Gobl [ 26 авг 2018, 21:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Морган писал(а): так ты такие же деньги или большие потратишь на тот же "проф.подход", а выхлоп в лучшем случае будет такой же или вообще прогоришь. Не забывай еще, что рынок-то не пустует... та же РПЦ писать кипятком начнет, если такая организация начнет набирать обороты на ее территории. И в какой-то момент закроют. В мягком варианте - как это со "Свидетелями Иеговы" сделали или в более жестком. "Свидетелей Иеговы" закрыли за явно антигосударственную деятельность, они чуть ли не открыто инфу на чиновников собирали и во власть лезли, причём с этой властью сотрудничать не желали. А так, да риски есть, как в любом деле. Но я вообще-то про тенденции писал - сейчас инструментарий для построения различных сообществ сильно расширился, плюс методология уже исследована практически, то есть следует ожидать ВОЛНЫ разнообразных попыток это всё монетизировать. |
Автор: | Fenrier [ 26 авг 2018, 21:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Морган писал(а): так ты такие же деньги или большие потратишь на тот же "проф.подход", а выхлоп в лучшем случае будет такой же или вообще прогоришь. Нет, тут я согласен с Гоблом – секты вообще очень классно монетизируются, при профподходе Я не нашел именно ту статью, но когда у нас начали их трусить, было пару расследований о прибыльности... заоблачной. Вера, как и любовь, может быть настоящей или нет – но, если смотреть в масштабе, ненастоящая любовь вполне цветет. Как и неискренняя религия. Gobl писал(а): "Свидетелей Иеговы" закрыли за явно антигосударственную деятельность, они чуть ли не открыто инфу на чиновников собирали и во власть лезли, причём с этой властью сотрудничать не желали. Да что ты официальную пропаганду тасуешь? Кого из нетрадиционных церквей сейчас не прессуют в России? Gobl писал(а): Но я вообще-то про тенденции писал - сейчас инструментарий для построения различных сообществ сильно расширился, плюс методология уже исследована практически, то есть следует ожидать ВОЛНЫ разнообразных попыток это всё монетизировать. Поздно. В том виде, о котором ты – кажется – думаешь, поезд уже ушел. Ну, может это только у нас, впрочем. А вот в виде дополненными социальными сетями гражданских движений – ты бы видел, что творится в этом плане в более свободных государствах... |
Автор: | Gobl [ 26 авг 2018, 21:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Fenrier писал(а): А вот в виде дополненными социальными сетями гражданских движений – ты бы видел, что творится в этом плане в более свободных государствах... Ну может вы меня слишком буквально поняли религия может не выглядеть как религия, но ею быть, грамотный атеизм тоже можно продавать |
Автор: | Fenrier [ 26 авг 2018, 22:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Gobl писал(а): религия может не выглядеть как религия, но ею быть, грамотный атеизм тоже можно продавать Согласен. Я где-то в 2010-2012 интересовался этой темой – секты довольно часто продают какую-то версию мистики, философии или вполне атеистической психологии (чертова психодрама ) |
Автор: | Gobl [ 26 авг 2018, 22:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Fenrier писал(а): Согласен. Я где-то в 2010-2012 интересовался этой темой – секты довольно часто продают какую-то версию мистики, философии или вполне атеистической психологии (чертова психодрама ) Кстати, то что ты постил - это "дедовские" секты, то есть лидер-харизматик и толпа истероидов, которая тащится от дедовских психотехник, у кузи, правда, вообще прадедовские техники (голод, лишение сна, молитвы...) однако сработало. Саентология - это, да, прошлый век конечно и тупая база, но уже не "дедовские" техники, а как взлетели! То есть, следующий в этом направлении будет, это просто логичное развитие всяких инфо-бизнесменов. Но в чём-то Морган прав, в начале будет лидер-харизматик, которому инвестиции до одного места, он сам раскрутится, организует подготовку кадров (я так понял Бархаев на этом этапе сломался, хотя и пытался )... вангую слоган продаж - "Получи личный духовный опыт!" |
Автор: | Fenrier [ 26 авг 2018, 22:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Gobl писал(а): Кстати, то что ты постил - это "дедовские" секты, то есть лидер-харизматик и толпа истероидов, которая тащится от дедовских психотехник, у кузи, правда, вообще прадедовские техники (голод, лишение сна, молитвы...) однако сработало. Саентология - это, да, прошлый век конечно и тупая база, но уже не "дедовские" техники, а как взлетели! То есть, следующий в этом направлении будет, это просто логичное развитие всяких инфо-бизнесменов. Но в чём-то Морган прав, в начале будет лидер-харизматик, которому инвестиции до одного места, он сам раскрутится, организует подготовку кадров (я так понял Бархаев на этом этапе сломался, хотя и пытался )... вангую слоган продаж - "Получи личный духовный опыт!" Ээээ, мы действительно друг друга не поняли. Морган прав, такое не взлетит. Незачем ему летать. Нужны психотехники для вербовки и обработки паствы, а не слоганы. Если заинтересуешься, и у саентологов мощная база в этом плане – да и у всех "дедовских сект". Недедовская часть – привлечение новых членов и монетизация, тут все с тех же 80-90-х (у нас на десятилетие-два позже) открыто |
Автор: | Gobl [ 26 авг 2018, 22:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: "Бог это мы" или наука про мистику |
Fenrier писал(а): Ээээ, мы действительно друг друга не поняли. Морган прав, такое не взлетит. Незачем ему летать. Да не, это я по привычке сразу несколько направлений обдумываю, надо бы как-то их обозначать, а то и правда непонятно о чём пишу. |
Страница 2 из 3 | Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |