Цитата:
Именно. Заявлена история с риши - значит, Брахма не всемогущ.
Причем тут вообще Брахма? Брахма не всемогущ, Брахма часть всемогущего Тримурти. Тримурти и Брахма это разные божества, разница между которыми такая же, как между Брахмой и Брахманом. В чем ты видишь проблему?
Цитата:
Я не понял, к чему были эти цитаты.
В цитатах постулируются качества Тримурти.
Цитата:
В рамках политеизма никакое всемогущество невозможно по определению.
Я выше обращал твое внимание на тот момент, что всемогущество для политеистической модели достижимо, в форме консолидированной воли всех участников. Брахманизм, лишь одна из множества возможных вариаций на тему.
Цитата:
Ты сам сказал "по аналогии с христианством". Я тебе на это ответил, ориентируясь на наиболее популярное понимание, которое одинаково в данном случае у католиков и православных. Или, говоря "по аналогии с христианством" ты имел в виду учение какой-нибудь малоизвестной конфессии, где открыто постулируется, что одна из ипостасей не обладает божественной полнотой?
Если ты внимательно перечитаешь, что я по этому поводу написал, то вероятно обратишь внимание, что ни о божественной полноте, ни о всемогуществе там речи не шло. Лишь о не тождественности свойств частей и целого, по аналогии с которой следует рассматривать ситуацию в индуизме. Тему всемогущества ипостасей затронул ты, а не я. Я лишь возразил, что не все так однозначно, как тебе, вероятно, кажется.
Цитата:
Есть хороший принцип: если чего-то не знаешь, лучше об этом не писать.
Или хотя бы сначала посмотреть в интернете, так ли обстоит дело, как тебе кажется.
В христианстве (католицизм + православие) есть немало случаев явления сразу всех трех ипостасей.
Хотелось бы думать, что в христианстве я разбираюсь достаточно неплохо... как минимум в его истории. Тем не менее ты в данном случае прав, я некорректно сформулировал идею. Речь идет об акте выражения воли. Самостоятельную внедогматичную личностную характеристику различных ипостасей бога, мы можем получить только на основании их деяний, приведенных в основном в новом и ветхом завете соответственно.
То есть как самостоятельный единицы(независимые личности или отличимые проявления), они никогда не действуют единовременно, мне во всяком случае о таких примерах не известно.
Когда ипостаси бога проявляются единовременно, они всегда действуют как единая сущность, а личностные аспекты различимы лишь номинально.
Объясню на примере. Если в новом завете, Иисус неоднократно демонстрирует милосердие, в противовес ветхозаветному богу-судье, порой при этом переступая через откровения священной книги, что была до него, то в ситуации, когда он выступает как часть троицы, он никогда не демонстрирует этой черты своей личности. Милосердие либо является характеристикой триединого божества, либо отсутствует, без внутренних конфликтов и противоречий. То есть мнение либо консолидировано, либо разделено хронологически. Других прецедентов мне не известно. Несколько сумбурно, но надеюсь на этот раз идея более понятна.
Это аргумент исключительно к различиям между ипостасями, которое вкорне отличается от ситуации в индуизме.
Аргумент к парадоксальности идеи триединства, которая сама по себе накладывает ограничение на всемогущество, относился к распространенности в течениях христианства представления об ипостасях, как всемогущих сущностях, обладающих всеми аспектами божественности. Я напрасно смешал эти аргументы в одну кучу, и здесь попытаюсь их разделить.
То есть как минимум все ветви христианства, отколовшиеся до и во время никейского собора, не разделяют эту концепцию.
Цитата:
Принципиальный вопрос относительно Тримурти в том, включает ли в себя эта "единая сущность" всё или только творящий-сохраняющий-разрушительный аспекты бытия. Если включает всё - у нас пантеизм, и мое утверждение о несовместимости политеизма со всемогуществом в силе.
Нет, это сложная синтетическая форма, между политеизмом, монотеизмом, и пантеизмом. Множество божеств, за которыми стоит единая духовная сущность, включающая в себя все их проявления, и отражающаяся во всех аспектах бытия. В пантеизме бог, как правило, обезличен. В Брахманизме, Тримурти, как и в христианстве, трансцедентен, но по мимо прочего, является средоточением пуруше: совокупности всех атманов всех живых существ, и таким образом рассматривается как над или сверх личность.
Во всяком случае так я понимаю концепцию Тримурти.
Возвращаясь к политеизму, Брахманизм, это система верований, которая, в моем понимании, подразумевает наличие за действиями всех богов единой консолидированной воли, пускай и не познаваемой.
Цитата:
Это будет слишком искусственная и неживая конструкция. Как только она выйдет за пределы некоего логического построения в пространство мифов - тут же развалится все. Обсуждать какие-то гипотетические конструкции, которые ты можешь придумать ради спора не очень хочется
. В реальном язычестве такого нет.
Посмотри на христианство. Невзирая на невероятные количества противоречий, оно живо и прекрасно себя чувствует сочетая черты политеизма и монотеизма на догматической основе. Это вопрос фантазии и удобства, а не рациональной достоверности.
А если серьезно, то во первых не вижу смысла ограничиваться некоторыми распространенными культами, для данной темы мне интересны в том числе и индивидуальные модели. Во вторых, если есть такая необходимость, то я с большой степенью уверенности могу утверждать, что и помимо брахманизма смогу привести еще несколько сложных религиозных моделей, имевших исторические прототипы, попадающих под определение политеизма, но содержащих в себе возможность выражения консолидированной воли божеств; на вскидку могу вспомнить зороастризм, но список на этом однозначно не исчерпывается.