Цитата:
Когда речь идёт об одной культурно-исторической группе, можно действительно сказать, что у разных людей, у которых схожим образом работает весь аппарат мышления и которые имеют схожий набор стартовых условий и фактов, у них возникнут в результате схожие образы. Особенно если между этими людьми происходит коммуникация в процессе формирования образов.
Так же можно сказать, что у людей, решающих схожую глобальную задачу (и в силу её глобальности имеющих опять же сходный набор базовых фактов), тоже будут формироваться сходные образы.
Но в тех случаях, о которых говорил я, культурно-исторические группы разнесены и во времени (истории), и в культуре, культурном пространстве чрезвычайно. Можно, конечно, допустить, что в случае всех больных они решали для себя какие-то задачи, предельно сходные с теми, что стояли перед представителями древних цивилизаций Ближнего Востока... Но, насколько я помню, приходившие к ним образы не были ответом на какие-либо стоявшие перед ними задачи - как раз они с этими образами сильно выбивались из своей культуры и необходимости решать задачи своего времени и социума. Вероятность того, что у них совпадали все мыслительные механизмы и стартовые условия с представителями древних цивилизаций кажется мне ещё более низкой.
Еще несколько примеров алгоритмов формирования ассоциативных связей, попадающих под определение общности коллективного бессознательного.
Абсолютное большинство людей боится темноты, ну или чувствует себя в ней менее комфортно, не будем здесь разбирать почему так получилось, просто примем как статистический факт.
Отсюда имеем одну из самых известных ассоциативных недвойственных пар: тьма-зло, свет-добро(на самом деле, происхождение ассоциации скорее всего имеет целый ряд других источников, но относятся они в основном к почитанию света или солнца, наиболее вероятные источники которых в принципе также достаточно очевидны; а негативный символизм тьмы, в основном, проистекает отсюда) хотя этот образ не является абсолютно универсальным, но его распространенность значительно превосходит рамки отдельной культуры, и однозначно попадет под классификацию всеобщего коллективного бессознательного образа, с локальными культурными отклонениями.
Еще один пример. В любой популяции живых существ, даже в колониях одноклеточных, прослеживаются генетические аллели эгоизма и альтруизма. Альтруисты повышают вероятность выживания социальной группы, а в некоторых случаях являются абсолютно необходимым условием продолжения существования коллективного образования. Но выживаемость альтруистической аллели значительно хуже, чем у эгоистической альтернативы, и их количество, со временем, естественным образом уменьшается. По этому, для поддержания необходимой для выживания пропорции генов, социальная группа должна предоставлять компенсации, выравнивающие вероятности генетического наследования, для альтруистической линии поведения.
Такие компенсационные механизмы существуют абсолютно во всех социальных группах, но их внутреннее устройство отличается принципиально. У развитых животных, в качестве такого механизма в основном выступает социальное поощрение (под социальном здесь в основном следует понимать не общение как таковое, а механизмы, вроде избирательного полового отбора, осуществляемого тем полом, который занимается выведением потомства; поскольку эгоизм у высокоразвитых животных чаще всего проявляется в форме наплевательского отношения к детям и страдает от этого главным образом родитель, который детей выхаживает в любом случае).
Для наиболее высокоразвитых животных, и для людей в том числе, ситуация в основе своей идентична, и разрешается через формирования социального поведенческого принципа, известного как "золотое правило", которое является основой "общечеловеческой"(на самом деле ему в той или иной мере следуют все развитые высокосоциальные животные, такие как слоны, дельфины, приматы и т.п.) морали.
Этот последний пример, охватывает социальную группу, большую, чем образуют собой вообще все люди; его вероятно правильно будет классифицировать как общеживотный бессознательный уровень.
Я перефразирую то, что уже сказал выше, и надеюсь, что последний пример является достаточно наглядным для подтверждения моих слов.
Даже у самых разных людей, из разных культур и эпох, полно общего. Мы один биологический вид; в основе наших культур и представлений лежат одни и те же принципы; наши механизмы мышления, познания, взаимодействия с миром идентичны; мы живем на одной планете и большую часть времени взаимодействуем с одними и теми же явлениями; мы сталкиваемся со схожими трудностями и перед нами возникают идентичные в своей основе проблемы; а доступный для исследования общности исторический период крайне незначителен(с позиции представлений об эволюционных механизмах). Исследования Юнга, на мой взгляд, показывают лишь то, насколько мало мы на самом деле отличаемся друг от друга, не взирая на все внешние проявления нашей индивидуальности и наших культур. И, лично я, в существовании такой общности образов не вижу ничего удивительного.
Цитата:
Цитата:
Но для математики нормально манипулировать сколько угодно мерными измерениями, вплоть до бесконечно мерных, чего мы скорее всего никогда не сможем себе представить
.
Ну не знаю, как раз после знакомства с математикой для меня оперирование сколь угодно многомерным пространством стало как раз вполне нормальным явлением
Ты можешь развить в себе интуицию в областях, внутренние законы которых отличаются от законов повседневности; назовем это профессиональным чутьем. Но сделать это тем сложнее, чем с большим количеством различных закономерностей тебе приходится иметь дело единовременно. Одна область научного знания, может быть основана на множестве различных, не связанных между собой закономерностей; кроме того, тебе скорее всего придется иметь дело со множеством смежных областей(химику знать физику элементарных частиц, физику знать математику), по этому вероятность успешности развития такого навыка достаточно низка, но тем выше, чем более узкоспециализированной является область в которой ты работаешь.
Цитата:
Нет, речь шла именно об индивидуальном сознании.
К сожалению, я читал достаточно давно и не могу вспомнить конкретных свидетельств. Я не фиксировался на этом вопросе никогда специально. Могу только перечислить (как сделал выше) книги, в которых я мог об этом прочесть.
Если это распространенная, или хоть кем то признанная научная гипотеза, то упоминание о ней не может ограничиваться одной книгой. Должны существовать обсуждения, рецензии, критика, дискуссии, экспериментальные исследования. Я вот сижу, и ни одного упоминания найти не могу.
Предположим, что ты понял верно, и модель имеет место быть именно в таком виде. Я не просто так упомянул свидетельства: теория, это логическое построение, объясняющая связь между наблюдаемыми явлениями, и должна быть построена на каких-либо основаниях. Но откуда могут существовать свидетельства изменения структуры сознания человека, который существовал в древности?
Я вижу всего два метода извлечения данных, благодаря которым такие свидетельства могут быть получены. Первый, это интерпретация культурного наследия. Я не вижу, как существующие археологические находки позволяют предположить изменения структуры сознания, но, предположим, что такая интерпретация существует и обоснованна. В этом случае, она опровергается существованием вариаций современных слаборазвитых культур, в которых мы наблюдаем те же самые свидетельства, которые предоставляет нам археология. Насколько мне известно, мы не нашли ничего качественно отличимого, от тех находок, которые мы делаем прямо сейчас. Нет никаких оснований, для того чтобы полагать, что структура сознания людей, представляющих такие культуры, в чем либо отличима от нашей.
Второй вариант, это экстраполяция. Согласно представлениям об эволюционных механизмах, рассматриваемый временной период слишком мал, для существования сколь нибудь значительного изменения структуры сознания. Но, предположим, что это не так. Тогда сознание должно развивать более динамично, чем описывает существующее представление. Тогда, за наблюдаемый период, который мы вообще способны рассмотреть, должны были бы быть выявлены наблюдаемые признаки изменения структуры сознания. Но никакой информации по этому поводу я найти не могу. По этому, я предположу, что гипотеза о изменении структуры индивидуального сознания во времени, не обоснована.
Слишком много информации, и слишком мало времени; я никогда не успею прочесть все книги, которые хотел бы, и потому, если не будет каких-либо аргументов в пользу достоверности обсуждаемой теории, время на чтение книг о ней тратить не стану.
ОффтопЦитата:
Negat1v, ты сознательно изменил авторство цитаты?
Нет, я ошибся. Но поскольку I_m все равно обратил внимание на сообщение, то исправлять цитату я не стал.
Мои извинения.
Цитата:
Если считать одной из основных (может быть основополагающей) функцией разума различение, то, пожалуй, да, это могло бы стать ответом на мой исходный вопрос.
Одной из основных функций разума является хранение информации, то есть ее запечатление, различение является его производной функцией, не возможной без запечатления.
Цитата:
Я, правда, не соглашусь, что в приведённом примере будет совершенно всё равно, что воля сводится к различению и не существует без него и т. д.
В каком конкретно?
Волю можно рассмотреть как философскую метафизическую категорию, психологическую или биологическую функцию. Для всех ситуаций, на мой взгляд, воля не может существовать без разума. Даже не в даваясь в подробности о том, что это такое, ее просто не к чему будет приложить.
Цитата:
Но всё же необходимость разума самого по себе становится тогда более-менее понятной.
Negat1v, спасибо за эту мысль.
На сколько я могу понять, в числе прочего, ту же идею пытается донести Rinamagistr. Он был первым, а я просто влез в разговор.
Дискуссионный формат заставляет упорядочивать идеи до вменяемого уровня, вероятно уточняющие вопросы нужны мне сильнее, чем тебе мои объяснения, так что, спасибо тебе.