Negat1v писал(а):
Цитата:
Почему? Т.е. то, чего желает бог - правильно?
В христианстве, именно так. Бог источник бытия, реализация его желаний, это смысл(причина) существования бытия.
Когда я был христианином, у меня было представление не о "желаниях" Бога, а о некоем "правильном видении", которое Бог передает человеку.
Но если даже считать наличие у Бога личности необходимым условием формирования морально-этического комплекса и что без личностности вся религия развалится - это
не мои проблемы не тот вопрос, который я ставил.
Ставился вопрос не "зачем нужна личность в христианстве", а "почему этой личности нет".
Цитата:
Цитата:
Т.е. ты хочешь сказать, что это только внешне другой - какой-то, а внутри себя - он никакой? По-моему, это явно не так.
Я хочу сказать, что суждения вроде злой, агрессивный, добрый, всепрощающий и бла бла бла, это внешняя характеристика действий, а не их внутренняя причинность.
Отнюдь. Эти слова указывают не только на результат действий, а и на душевную природу и даже на принятые выборы.
Но конкретику этой душевной природы у Бога определить не получается, а именно конкретика и есть характер.
Цитата:
Действия бога не мотивируются его решением быть, например, добрым ; а мотивируются стремлением привести действительность в некоторое соответствию с существующей у него системой ценностей, способами которые также обусловлены существующими ценностями.
Существование системы ценностей у Бога - дискусионный вопрос.
Я бы изобразил Бога (если принять многие допущения) некой Силой, в поле которой существует мир, как в поле гравитации. Эта Сила тянет человека к себе, и человек может поддаваться ей или преодолевать её, подобно земному тяготению.
По христианским представлениям, преодолевающий проклят, т.к. вне Силы ничего нет, а поддающийся благословен, т.к. в конце приходит к Силе и соединяется с тем, что есть все.
Цитата:
Цитата:
Так же оно обуславливается душевным строением вообще. Т.е. набор ценностей (а-ля демократ) дополняется, например, мягкосердечием
Опять же. Мягкосердечие, это название стиля поведения. Его категоризация.
Не только. Также это характеристика склонностей и переживаний.
Цитата:
Поведение всегда обуславливается набором ценностей,
Не всегда. Во всяком случае, не всегда это вербализируемая иерархия ценностей.
Цитата:
если человек помогает окружающим, он делает это не для того, чтобы быть добрым, а потому, что считает это правильным. Так же как и злой человек, творит зло потому, что считает такую линию поведение верной.
Здесь "добро" и "зло" - осмысление значения поступков другими. С этим можно согласиться.
Однако "злобный" и "грубый" человек - это не только "категоризация поступков", а и категоризация душевных склонностей.
Цитата:
Следование определенному набору ценностей, мы категоризируем как например, жестокость, или уступчивость.
Набор ценностей не существует в отрыве от персоны.
Цитата:
Цитата:
Проблема не с этической характеристикой, а личностной.
"Бог добр" - совершенно не достаточно для личностной характеристики.
Почему?
Ну пускай будет бог мелочен, или завистлив, или милосерден.
Тема начиналась с того, что будь Бог "каким-то", люди бы видели обстоятества, в которых он бы проявил себя нежелательным образом, а следовательно, не мог быть назван "всеблагим".
Цитата:
Ну пускай будет бог мелочен, или завистлив,
Какой же это "всеблагой"?
Цитата:
или милосерден.
С милосердием сложнее, потому что это не однозначное слово. Милосердие, вообще говоря, может быть оказано по разным причинам.
Если же говорить, скажем, про мягкосердечие, то достаточно просто можно представить ситуацию, где оно будет не слишком хорошо.
Цитата:
Цитата:
Сущность проявляется в действии. Если говорить, что "на самом деле" Бог такой-то (т.е. имеет характер, и все такое), а проявляет себя таким непонятным образом, то возникает вопрос, откуда остальные проявления.
Весь мир есть его проявления.
Мир слишком противоречив, и в нем не угадывается характера.
Цитата:
Цитата:
Характер каждой из ипостасей Троицы лишь чуть менее расплывчат, нежели Троица в совокупности.
Этот пример иллюстрирует принцип.
Бог отец строг и суров,
Попробуй представить человеческого строгого и сурового отца, без неявной добавки "всеблагости" и сразу увидишь недостатки такого воспитания. Сыновья будут дисциплинированными и организованными, но, в то же время, в них будет присутствовать неявный страх перед самими собой, и даже после утраты отцом непосредственного котроля, его рука на них будет чувствоваться.
Чтобы быть всеблагим, богу-Отцу надо выйти за рамки "строгого и сурового образа".
Цитата:
бог сын добр и милосерден и т.п.
Да ладно. А как же "не мир, но меч"? Христос местами достаточно жестокие вещи говорит.