МирЦитата:
Обмануть язычника - сам бог велел. Таможенник будет гораздо старательней искать контрабандный товар у язычника (или потребует больше денег на то, чтобы закрыть глаза), чем у своего брата христианина. Торговец с гораздо большей охотой не будет честным в заключении сделки. И ему за это ничего не будет - он ведь обманул какого-то немытого варвара-язычника с севера.
Оторванные от действительности фантазии.
Конечно же, ему "будет" за обман иностранного купца от правителя или его наместника. Потому что обманутый язычник со своими товарами в этот город в следующий раз не приплывет и казна лишится доходов. Да еще и слухи распространит, о том, как тут кидают.
В стратегической перспективе в торговле выгодно быть честным в смысле исполнения своих обязательств. И тут уж не важно, с кем именно ты торгуешь.
Ну, а впарить по завышенной цене товар тому, кто не разбирается в цене - это святое дело не зависимо от веры. Но это не обман. Если купец перед покупкой не походил по городу и не ознакомился с ценами и вообще с состоянием рынка - он дурак, а не купец.
Товар стоит столько, сколько за него готовы заплатить.
Цитата:
И совершенно другое дело, если этот варвар с севера оказался христианином. Тут как-то обманывать уже не прилично. Тут как-то уже чуть проще закрыть глаза на мелкие нарушения.
Есть такое выражение "двойные стандарты".
Двойные стандарты работают по принципу свой-чужой. Христианин с севера - это все равно чужак, поэтому его все равно кинут, если почему-либо захотят кинуть. При том даже христианина-чужака кинут скорее, чем язычника: с представителем своей культуры проще договорится в случае конфликта (на крайняк упасть в ноги и возопить "бесы попутали, прости Христа ради!"), а с язычником такой номер не прокатит, он и прирезать может.
Цитата:
Во-первых, я сейчас не скажу точно, но насколько я помню историю Имперского Рима, бунтов, что при язычестве, что при христианстве было одинаково.
Это значит, что управлялся он хуже в христианские времена.
Цитата:
У подавляющего большинства людей инстинкты гораздо сильнее разума, как этот разум не мой. И этому подавляющему большинству вместо абстрактных "народовластия/прав/свобод" гораздо важнее вполне реальные "кушать/пить/развлекаться".
Выкини телевизор в окно. Это ноу-хау эпохи Путина - убеждать народ через телек, что одно с другим не связано. А на деле связано прямейшей связью. От твоих прав и свобод напрямую зависит то, что ты будешь кушать и пить и как развлекаться.
Цитата:
И бунты становятся возможны тогда, когда этих реальных вещей начинает не хватать.
Экономика - важный фактор, но только один из.
Более того, это не первичная причина. Плохая экономика - следствие плохой внутренней и внешней политики. Плохая политика - следствие коррупции и дурной системы отбора, когда наверх пробиваются "свои", а не лучшие. Все теснейшим образом взаимосвязано.
Цитата:
Во-вторых, если брать конкретно Древнюю Русь, никакой демократии там не было. Там рулило не волеизъявление народа - а дружина, со своим профессионализмом и оружием. И если князю не нравилось волеизъявление народа - он всем несогласным раздавал живительных люлей и чхать он хотел на это волеизъявление.
Бред. Народ собирался и решал, какого князя он хочет. Если князь начинал много о себе мнить - его выпинывали пинком под зад и звали другого.
Это была абсолютно нормальная ситуация для того же Новгорода, например.
Цитата:
Отношения "власть-народ" того периода, больше похоже на "мафия-бизнес" (в стиле "Крёстного отца"), когда мафия конечно требует деньги и может попортить лицо, но кое-какие вопросы она решить помогает. И пока обе стороны исполняют свои обязательства - всё хорошо.
Разбойничьи действия некоторых князей - это только один аспект вопроса. Глупо к нему все сводить.
Цитата:
Более того, сам довод, что язычество делает людей "свободными" мне кажется очень сомнительным.
Я такого не говорил. Я сказал лишь, что монотеистическая религия типа христианства выгодна властям, удобна им для порабощения народа, а язычество - не так удобно.
Цитата:
Во что по этому поводу легко найти в Вики
И что? Сакрализация власти будет иметь разный характер если в одном случае боги мыслятся как "бессмертные люди", а люди - как потомки богов; а в другом случае если Бог мыслится всемогущим, абсолютным Творцом, не имеющим с людьми ничего общего по природе.
Цитата:
4) В Древней Греции (там где не было демократий) правители старательно возводили свой род к богам и к героям (которые были детьми богов).
И правильно делали. Только правитель - он же не с неба спустился. У него есть обширный, большой род. И потомками богов выходят все представители этого рода. А другие рода возводили свое начало к другим богам, вот и все. И в результате ВСЕ свободные люди становились потомками богов (в отличии от рабов, хотя по некоторым мифам и рабы ТОЖЕ были потомками богов, только "неудачными").
Цитата:
Давайте просто подумаем, против кого проще восстать:
1) против сына бога (а то и просто бога), которому ты поклоняешься. При том, что ты сам (замышляющий восстание) - такой же потомок бога, как и тот, кто сидит на троне и как у свободного, у тебя есть внутреннее ПРАВО на бунт.
2) или против того, чья "власть от Бога"? При том, что ты в рамках этой системы - никто, тварь земная, которую быть может за хорошее поведение в рай, но только при условии, что ты будешь паинькой, смиренной овечкой и поймешь, что никаких прав (в т.ч. права менять правителя, поставленного САМИМ Богом) - у тебя нет.
Конечно, во 2м варианте восстать психологически сложнее.
Цитата:
Лично мне, гораздо труднее восстать против человека, в чьи жилах течёт божественная кровь.
Исходи из того, что божественная кровь и в твоих жилах течет тоже.
Цитата:
А в последнем случае прямо подбивает, эту власть узурпировать, ведь "вся власть от Бога".
Это у тебя от лукавого такое желание.
Стремление узурпировать установленную Богом власть - типично сатанистское желание.
Цитата:
Мне кажется, на перечисленных примерах легко понять, что всякая организованная религия, наложенная на организованная государство (или наоборот) сакрализует власть, придаёт ей сакральную силу. И не имеет значение, какая у это религии основа.
а) сакральность важна в контексте. У язычества и христианства контекст разный. Поэтому и сакральности надо сравнивать аккуратно, а не так "и там и там власть сакрализируется, значит все одинаково". А вот не все одинаково.
б) язычество вообще куда менее организованная штука, чем например христианство. И в этой особенности его внутренняя слабость, увы. Хотя без этой особенности оно было бы менее привлекательным для лично для меня.
Цитата:
Легко понять, чтобы было, если бы на Руси сохранилось язычество, всё было бы точно также. Князь узурпировал бы верховные жреческие функции (что-то такое видимо и пытался сделать Владимир, проводя свою религиозную реформу с установлением идолов) или каким-нибудь иным образом показал бы своё особое и освящённое богами положение.
Ни фига. Я склоняюсь к мысли о том, что с язычеством такой бы Империи не построили. Куда вероятнее, что была бы Федерация из десятка государств, внутренняя жизнь которой была бы не менее сложной и противоречивой, чем жизнь Европы в минувшее тысячелетие, но как итог - был бы совершенно иной менталитет и иное отношение к личности, чем теперь.