Тезис:
Материи либо нет либо она нам совершенно неведома и неизвестна (т.е. в нее можно только верить, как в принципиально необнаруживаемого Макаронного Монстра). То, что обычно считается "материальным" на самом деле представляет собой часть психического мира.Обоснование.Необходимо различать источник ощущений и сами ощущения.
Чем является источник ощущений сам по себе, вне наших ощущений, мы можем лишь предполагать, но не можем знать это опытно (поскольку сам процесс получения опыта подразумевает, что мы будем иметь дело с некими ощущениями, возникающими в результате любого взаимодействия с источником ощущений).
Ощущения имеют субъективную природу. Они - часть нас самих.
Ощущения - это цвета, звуки, запахи, тактильное восприятие и так далее.
Даже если допустить, что внешний мир, служащий источником наших ощущений, в точности соответствует нашим ощущениям (что является совершенно фантастическим предположением), мы все равно "знаем" только сами ощущения, находящиеся в пространстве нашего опыта, а не то, что послужило их источником.
Обоснование несоответствия ощущений и источника ощущений.Если бы источник ощущений в точности соответствовал бы вызываемым им ощущениям, он сам, по причине тождества, был бы ощущением. Но если причина (источник ощущений) тождествена следствию (ощущению), невозможно говорить об источнике как о причине. Тогда в каком же смысле это "источник"?
Если бы источник ощущений полностью соответствовал бы вызываемому ощущению, пришлось бы сказать, что никакого источника у ощущения нет вовсе.
Итак, если мы разделяем источник ощущения и само ощущение, придется утверждать, что источник не тождественен ощущению (иначе мы не смогли бы разделить их).
Каков же тогда источник? Это неизвестно, и все, что можно сказать: наши ощущения ничего не могут сказать о том, каков он.
Далее.Ощущения, даже относящиеся к "материальному" миру - домам, машинам, столу, стульям, компьютеру и т.д. - все равно имеют психическую природу (т.к. ощущения имеют ее по определению). Мы видим лишь некий "образ мира" для нас, но не сам мир.
Если ощущения имеют психическую природу, то неверно противопоставлять "объективное" (подразумевая под этим видимый мир предметов, якобы существующих реально, отдельно от нас) - "субъективному" (подразумевая под этим наш "внутренний мир" и переживания, неотделимые от нас самих). Все субъективно. Ничто из воспринимаемого не существует отдельно от нас. "Материальное", будучи частью психического мира, не противостоит ему, а является его отдельной особенной частью. В палитре субъективного материальное является одним из цветов, а не чем-то иным по отношению к палитре.
Популярное возражение.1. Весь мир состоит из ощущений.
2. Ощущения мои.
3. "Другие существа" также являются ощущениями, как и вещи.
4. Они являются моими ощущениями.
5. Следовательно, они - часть меня.
Это воззрения солипсиста, а солипсизм неинтересен и бесперспективен, даже если истинен.
Ответ.Изложенные выше воззрения - воззрения махиста и субьективного идеалиста, а не солипсиста.
Ключевое отличие: часть ощущений - мои,
но не только мои.
Это аналогично ситуации, когда Вася и Маша, заключив брак, берут кредит на квартиру.
Может ли Вася сказать "квартира моя"? Да.
Может ли Маша сказать "квартира моя"? Да.
Если они перестанут платить кредит, может ли банк сказать "квартира моя" и отобрать ее? Да.
Но при этом квартира-то одна. Хотя и разные личности называют ее своей.
Некоторые ощущения мы разделяем с другими людьми, некоторые - нет.
Можно сказать и так: люди имеют чрезвычайно сильную эмпатию в своих самых грубых и косных переживаниях, соответствующих тому, что обычно именуется "материальным миром".
ОффтопВсе это пережевывалось уже не раз, но вот, захотелось повторить.