Многим кажется, что в наши дни керосин — вещество, в лучшем случае, второстепенное. Ушли в прошлое керосиновые лампы, керосинку встретишь разве что в дачном поселке... Тем не менее керосин заслуживает внимания — хотя бы потому, что эта прозрачная горючая жидкость с характерным запахом в течение одного столетия трижды властно вторгалась в жизнь человечества, играя в ней разные, но неизменно первостепенные роли.
«Керосиновый период» — именно так иногда называют последние четыре десятилетия XIX в. Насколько оправдано это название, можем судить по сохранившейся с того времени технической литературе. Приведем несколько строк из книги «Нефть и что из нее получается», изданной в Москве в 1880 г.:
«С каждым годом употребление керосина все более и более распространяется; это и понятно: стоит только сравнить стоимость освещения керосином и другими материалами. Стеариновой свечи... сгорает в час на 1,5 копейки, сальной свечи... на 1,2 копейки, а керосина, при такой горелке, которая светит все равно, что 6 стеариновых свечей вместе,— немногим более чем на 0,3 копейки»... Правда, тут же, несколькими строками ниже, находим предостережение: «С увеличением употребления керосина возрастает число несчастных случаев от его воспламенения, для предупреждения которых необходимо: во-первых, уметь испытать доброкачественность керосина и, во-вторых,— правильно сжигать его в лампах». Далее следует наставление, как испытывать и как правильно сжигать керосин...
Само слово «керосин» (от греческого «керос» — воск) в то время только входило в употребление. Чаще пользовались другим словом «фотоген», которое переводится как «свет рождающий».
Первый в мире нефтеперерабатывающий завод был построен в 1745 г. в России, на реке Ухте. История сохранила имя его основателя— Федора Прядунова. Но не Ухтинское, а Бакинское нефтяное месторождение приобрело наибольшее значение в XIX в. Первый нефтеперегонный завод на Апшероне появился в 1836 г. «В 15 верстах от Баку, у подножья грязного (очевидно, грязевого— B.C.) вулкана Бог-Бога и до сих пор стоят какие-то развалины, которые по преданию суть остатки фотогенного завода, на котором горный инженер Воскобойников производил перегонку нефти примерно в 1836—1837 гг.» Так говорится в изданном в 1890 г. в Тифлисе «Обзоре фабрик и заводов Закавказского края». Завод Н. И. Воскобойникова просуществовал недолго.
В 1839 г. он прекратил существование из-за трудностей в перевозке и хранении перегнанной нефти и, видимо, из-за недостаточного спроса на продукцию, хотя в сутки на этом заводе перегоняли не больше пяти пудов нефти. И вряд ли справедливо называть этот завод «фотогенным», как впрочем, и большой—в масштабах XIX в.— завод, основанный В. А. Кокоревым в 1859 г. Их главной продукцией были нефтяные масла.
Первый в Баку собственно керосиновый завод был построен в 1863 г. азербайджанцем Джавадом Меликовым. На этом заводе впервые в нефтеперерабатывающей промышленности были использованы холодильники, в которых конденсировались перегнанные нефтепродукты. Сразу была запущена печать буклетов и брошюр чтобы рассказать населению о заводе и рабочих местах. И этот завод просуществовал недолго, но не из-за малого спроса на фотоген — он попросту не выдержал конкурентной борьбы, ареной которой уже становился Баку. Позднее крупный российский нефтепромышленник В.И. Рагозин писал:
«Джавад Меликов, этот темный необразованный человек... является истинным пионером фотогенного производства на Апшеронском полуострове. Как все люди, вдохновленные идеей, он во всяком начинании видел лишь средство воплотить идею и оттого казался бакинцам чудаком и человеком странным. Еще бы не казаться странным, когда этот человек не искал наживы: не думая о завтрашнем дне, лишь бы достигнуть цели, отдал до последней копейки все, что имел. В истории развития технических производств с подобными чудаками мы зачастую встречаемся, они дают толчок производствам и двигают их вперед, при этом сами остаются не у дел и погибают в нищете и безвестности...»
Вплоть до 1900 г. производство фотогена неизменно росло. Но затем в связи с развитием автомобилестроения и электротехники керосин начинает отступать на второй план, а на первый— среди всех нефтепродуктов — выдвигается бензин, тот самый бензин прямой гонки, который до 1883 г. бакинские нефтепромышленники выливали в море или жгли в ямах. Позже, когда появились процессы крекинга, в бензин стали превращать даже часть получаемого керосина.
Фотогена! И это громкое эффектное слово стало со временем забываться.
Тем не менее осветительный керосин и в наше время кое-что значит. Его производят и для внутренних целей и на экспорт. Лет десять назад в Баку даже была защищена диссертация по осветительному керосину. Аспирант из Индии Кришна Палаваджхала Венката избрал тему — «К разработке технологии производства осветительного керосина для Индии»...
Осветительный керосин отличается большим содержанием насыщенных углеводородов — от нонана, кипящего при 150,8 °С, до гептадекана с температурой кипения 302,7 °С — и ароматических соединений, придающих пламени большую яркость.
В 1891 г. изобрел крекинг-процесс русский инженер В. Г. Шухов, и этот процесс лег в основу важных методов промышленной переработки нефти — термического и каталитического крекинга. В ходе этих процессов при повышенном давлении и высокой температуре, и в присутствии катализатора молекулы тяжелых углеводородов расщепляются и преобразуются в более легкие — предельные и непредельные. Так например, содержащийся в керосине гексадекан при крекинге распадается на октан и октен. Заметим, что в нефтепродуктах, полученных крекингом, непредельных углеводородов всегда намного больше, чем в продуктах, полученных прямой гонкой.
Сейчас крекингу подвергают тяжелые фракции нефти. Но было время, когда спрос на осветительный керосин сначала стабилизировался, потом стал падать, а потребность в бензине все росла, и тогда на крекинг-установки отправляли значительную часть полученного керосина. Это позволило довести выход бензина до 50% от первоначальной массы, а иногда и больше. Но и керосин был очень нужен. В «Учении о нефти» (1932) И. М. Губкин писал: «Керосином мы пользуемся как осветительным материалом, вытеснившим из наших деревень знаменитую лучину, спутницу физической и духовной темноты деревни старой России. Кроме того, в городах им пользуются как горючим веществом для примусов и других видов горелок».
«В последние годы,— продолжает Губкин,— керосин нашел себе большое применение в сельском хозяйстве; в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания в тракторах или других сельскохозяйственных машинах — керосин окончательно вытесняет из употребления историческую соху и значительно облегчает непомерно тяжелый труд крестьянина...»
Похожие записи
Комментариев нет
Оставить комментарий или два