Прочитал книгу. )
Книга действительно затянула, при том, что я знал исход основной интриги (и даже несколько ключевых точек); последний раз это было только с первой "Игрой Престолов", которую я тоже дочитал под утро.
По тексту отметил, как все удачно складывается для Дила (и в плане самопознания, и с точки зрения выживания): горгона, которая заставила встать, Ярдзич, заметивший луч, Густав, который провел собственное расследование. Ну, видимо, из-за личной силы.
Еще отметил красоту Раванара, он мне представлялся как раз таким грубым, мощным темным демоном. Потом пересмотрел, кто там родитель: да, наверное, он не должен быть "грубым демоном". Хотя на панно изображен, скорее, уж тёмный ангел.
По герою. Герой симпатии не вызвал (по крайней мере, в первом впечатлении - в "послевкусии" начал как-то уже по-другому воспринимать). Как из-за своей эмоциональной холодности и бедности, я бы сказал, так и из-за того, о чем говорила Моргана (кстати, во время боя с ней болел за неё, но был уверен, что он и её убьет): своей развращенности отсутствием достойных противников. И из-за какой-то (кажущейся?) примитивности, что ли, психики.
Кстати, это отсутствие раздражало на протяжении книги (или создавало ощущение неправильности) - ведь движущей силой произведения является конфликт, и конфликт тем богаче, чем более равны противники - но потом появилось ощущение, что это было одной из целей - показать, что в таком отсутствии, в общем, нет ничего хорошего (и Моргана, которая его побеждает, выступает для него неким благом, до какой-то степени отрезвляя героя).
Несмотря на несимпатичность героя, он выступает некой призмой смотрения на мир, и это уже гораздо интереснее. Можно также сказать, что в совокупности с другими он становится симпатичнее.
Убрана сцена с изнасилованием. Зато есть сцена, когда он возит мальчика по камням - это, по-моему, того же порядка вещи (не говоря о подчинении, на котором еще отдельно хочется остановиться - непонятно, каким образом человек приводился в состояние, где, по словам Дила, "устранены все прочие причины желания, кроме моей воли". Исходя из описания, похоже, что часть психики - "суперэго" - Дил просто отключал, но ведь есть еще и другие части).
Кстати, Рихтер, при всей его хм... беспринципности (и в чем-то паукопобном властолюбии) вызвал невольное уважение и даже некоторую симпатию (тем, что сделал все, что мог, и тем, что его мотивы, такие, как страх, перед чем-то по человечески понятны).
Понравилась девочка с мелками. )
Понравилась сцена с грозой.
Понравилась сцена любви. Любовь как-то правильно показана - во-первых, наверное, настоящая любовь должна быть чем-то освобождающим, а не ограничивающим, во-вторых, она должна быть редкой, как чудо. Ну, по моему опыту так.
А вообще книга замечательная. Четко, стройно, тонко. Правда, мне немного не хватало такой, дяченковской эмоциональности. Но, наверное, нельзя иметь все сразу. Хотя нет, в книге есть какая-то тонкая эмоциональность, которую я не уловил сначала. Спасибо за книгу.
P.S. В чем-то главный герой все же симпатичный. Может быть тем, что указывает читателю на состояния не "олигофрена" и даже не "серого человека".
|