Пантеон и мифология Ньорхеля
Наиболее почитаемыми божествами Ньорхеля (по крайней мере в зонах влияния Ипынхольда и Артторга) являются Отец-Небо, Мать-Море и Мать-Земля. Они, согласно преданию, сотворили во многом мир, и они же сотворили людей. Отец-Небо в незапамятные времена вступил в союз с Матерью-Морем и Матерью-Землёй, и родили Мать-Море и Мать-Земля вместе Человека, и от Человека пошли все остальные люди. Отец-Небо всегда был суров, ибо должен таким быть Отец богов и людей, но Мать-Земля и Мать-Море были поначалу к своим детям мягки и благосклонны, щедры на дары и снисходительны. Распустились люди от такой мягкости, и возгордились. И ходили среди них демоны, и слушали они демонов. И один человек, Арий Волчья Пасть, вступил в союз с чёрным князем демонов Кассианом Траводымным, Кассианом Извратителем, и совершил он Чёрное Дело. Соединившись с Кассианом и научаемый им, проник он к Матери-Земле, и овладел ею, и надругался над нею. Совершив это, Арий и Кассиан повредили и извратили душу и природу Матери-Земли. Сотрясли мир катастрофы, и изменился облик его, стал он опасен и на огромных территориях вовсе лишён жизни (по крайней мере нормальной жизни, но местами исполнен жизни извращённой). Породила Мать-Земля после надругательства и новое поколение детей — мутантов и уродов. Часть их, тянущаяся к изначальным богам, смешалась с первыми её детьми, людьми, а другая часть, на ком сильнее сказалась извращённость Кассиана, зажили на безлюдных, непригодных больше для людей землях. Рагневались боги, увидев, что сотворили Человек и Демон. И приняли они решение покарать людей испытаниями, и опасностями, и лишением своей милости, и тяжким трудом, и тяжестью жизни вообще. И стали они суровы, и мир стал суров. И многие изначальные боги отдалились, и будет так, пока люди не искупят совершённое. Разум Матери-Земли оказался сильно повреждён или извращён, и не слышит она больше молитв своих детей, людей, и не откликается на них. Рассказывают однако, что среди уродов и мутантов, которые являются младшими её детьми, существует вера в то, что их она не покинула, но всегда она с ними, и в самых тяжёлых ситуациях своих младших она защитит. И если верить рассказам, то молятся они ей, и иногда даже она им отвечает. Мать-Море испытала сильное горе от того, что случилось с её сестрой, и стала сурова почти как Отец-Небо на заре времён. И наполнилось море рождёнными ею чудовищами, и стало оно опасно для людей. Но в то же время любит она материнской любовью своих детей-людей, и не оставляет их в их жизни, но дарует им обильно пропитание, и слышит их, и порой отвечает на их молитвы. Но считает она, как и прочие боги, что люди виновны в случившемся. И потому считает она, что люди должны теперь бороться за свою жизнь, и бороться за возможность взять то пропитание, которое она им посылает, и быть готовыми расстаться со своей жизнью, чтобы порой могли насытиться их телами (а также душами тех, кто был особо непочтителен) другие её дети, живущие всегда в море. Борьбой, преодолением испытаний и, конечно же, почтительностью снискивается её благорасположение. Отец-Небо пребывает высоко, далеко. Он Отец и царь всех богов и людей. Он олицетворяет закон, порядок, власть, то, как должно быть. Он же, когда то выделивший мир из хаоса, является главным защитником мира от распадения, погружения в хаос. Он чуточку более благосклонно смотрит на тех, кто почитает богов и поддерживает порядок, кто доблестен в борьбе за заветы богов и для кого слова честь, долг и иные из этого ряда имеют значение.
Аль-Корвинусы ведут своё происхождение от Тиннувиэль Исцеляющей и Кориба Подземного. Согласно преданию именно в их честь и стали предки посвящать женщин рода Стихии Света, а мужчин — Стихии Тьмы.
По дорогам Ньорхеля ходит Мидир Серый Странник. Тех, кого он встретит в дороге, он может как привести к выходящей на поверхность рудной жиле или провести мимо племени мутантов-людоедов, так и похитить навек, ищи — не отыщешь, какими тропами куда он увёл несчастного; хорошо, если растерзанные останки случайно обнаружишь в совершенно чужой деревне. Мидир — оборотень, и принимает любой облик; есть ли у него постоянный — неведомо; часто его изображают безликой фигурой в дорожном плаще и шляпе, либо с капюшоном, который надвинут так, что лица не видать. Иногда он стучится в дома людей, просится на ночлег. Его боязно пускать: он склонен к злым шуткам и чёрному юмору, а то и вовсе по своей прихоти зарежет всю семью или уведёт её куда-то прочь. Но ещё боязнее его не пустить: тогда он обязательно накажет негостеприимных людей, не заботящихся о путниках, кого ночь застала в дороге. При этом Мидир много где бывает, и знает едва ли не всё на свете (а более всего о том, кто какими путями идёт в той или иной ситуации), и если повезёт кому встретиться с ним, когда он в добром духе, то может он подсказать ему путь почти к любой цели, осознаваемой человеком или сокрытой от него самого.
Меро Рудничий, которого зовут также Хозяином Гор, ведает, ясное дело, горами и всем, что в них. Его просят уберечь от обвала и показать, где залегает руда и самоцветы, и позволить заняться добычей. Кроме того, он сам искусный кузнец и мастер-ювелир, и рассказывают, что именно он выковал из подземного золота многорогое копьё для Отца-Небо, которое в грозу вихрем кружится по небосводу, поражая демонов и нечестивцев. Он благосклонен к кузнецам и иным мастерам, и помогает им порой в том, чтобы выполнить самую сложную работу. Дочь его, Аму Растущую, и супругу, рогатую Соли́ну, покровительницу всех активных существ (птиц, зверей, людей), просят о здоровьи и телесной силе, а также о приросте поголовья скота и промыслового зверя. Получив просимое, нельзя забывать о благодарности.
Цихис Белый Ткач изображается чаще всего как паук, который ткёт сплошное белое полотно. Он собирает души умерших и обеспечивает им дальнейший покой или его отсутствие. Он собирает знания обо всём на свете и является мудрейшим из богов. Он дарует прочность парусам кораблей, на которых моряки отправляются за китами, прочность паутинам заклинаний, которыми охотники спеленывают демонов, надёжность паутинам интриг, которыми стремящиеся к власти опутывают пространство вокруг себя. Цихис и Отец-Небо недолюбливают друг друга, но каждый считает другого необходимым злом.
Ньорхёгг, древний драконозмий. В тех регионах мира, где лесов достаточно, чтобы их почитали и чтобы была идея Мирового Древа, считается, что живёт он у корней этого Древа и постоянно грызёт их. В других районах, и Ипынхольд в их числе, полагают, что живёт он у самой основы земной тверди и грызёт её, грызёт корни гор и всей земли. В любом случае он подгрызает корни, основы тверди, мироздания. Некоторые считают, что его породила Мать-Земля, когда впала в своё безумие. Но большинство сходится в том, что он был здесь ещё до сотворения мира; и когда сотворила Мать-Земля твердь земную, стало древнему драконозмею тесно, и принялся он грызть твердь, разрушая её и может быть даже пожирая. Многочисленны сыновья и дочери Ньорхёгга, и, как и отец, грызут они земную твердь, выгрызая в ней ходы и пещеры и путешествуя в её толще. Некоторые считают, что извержения вулканов - это сыновья Ньорхёгга, яростным огнём прожигающие землю и вырывающиеся на поверхность; а подземные реки - его дочери, неспешно протачивающие свой путь в темноте. Рассказывают также, что редким гномам и людям, спускавшимся глубоко под землю, доводилось видеть с безопасного расстояния, как из толщины пещеры вдруг вырывается один из огненных сынов древнего драконозмия и либо вгрызается в другую стену, либо устремляется по свободному проходу, источая жар и пожирая всех и всё на своём пути. Впрочем, известно сведущим, что большинство детей Ньорхёгга имеют облик скорее драколичей, нежели огненных драконозмеев.
_________________ What can change the nature of a man? © Ravel Puzzlewell
|