Утром проснулся с трудом, а потом еще боялся глаза открывать – вдруг я такую пространственную аномалию сделал, что самому не выбраться, но, оказалось, аномалия на физических объектах не сказалась вовсе, все, что я покорежил в тонком мире, только там и осталось. А если и кабан приснился? Хорошо бы так. Увы, запах утверждал обратное, и, опустив ноги с кровати, я вместо тапок вляпался в вонючую кучу. Убравшись, проветрив квартиру и отмывшись от свиного навоза, я взялся за телефон.
– Что? – для того, чтобы понять, как широко Сабыр распахнул свои узкие глаза, не требовалось передачи изображения. – Ты умудрился встрять в магуйскую драку с каким-то хреном, даже не спросив меня? Без навыков, без оружия? Ты нормальный или не очень? Да тебя разотрут, как соплю зеленую! Сейчас же приезжай ко мне! Жду на Выхино через час. В метро, середина платформы из центра. Ничего лишнего не бери. Быстро собрался и вышел, пока не стало слишком поздно. Будь внимателен и осторожен. Стой далеко от края платформы, на автобусной остановке – за ней, а не перед, дорогу переходи, удерживая все стороны во внимании. Не поддавайся на провокации, если кто-то начнет тебя задевать. Да, это так серьезно. Жду.
Каюсь, выполнял не все предписания, но доехал без приключений. Учитель изрядно перестраховался со мной, потому что ничего странного вокруг я не заметил. На платформе увидел его только когда дошел до информационной колонны и огляделся. Вот не покидает меня ощущение, что перемещается он не совсем нормально, и лишь делает вид, что пользуется общественным транспортом. – Пошли ко мне, там я тебя как следует экипирую и подготовлю, насколько получится. Нет, это что ж учудил! Ты против мастера спорта по боксу на ринг выйдешь? А почему? И тут тоже думать надо было. До, а не теперь. Теперь будем использовать все средства, чтоб отмахаться. Я, конечно, могу тебя защитить, прикрыть и все такое, но тогда о магуйстве забудь. Да, другим можно, а тебе – нет. Потом сам поймешь.
Квартиру учитель снимал вполне приличную, двухкомнатную, с недавним ремонтом и благами цивилизации, вроде холодильника и стиральной машины. Не так уж плохо у него дела идут. Правда, все стандартненько и безлико, сразу видно, что жилье временное, нет у жильца желания окопаться.
Сабыр сходил в другую комнату, принес и бросил на пол туристический коврик, а вокруг расставил по четырем углам какие-то деревянные фигурки. Достал из рюкзака бубен – интересно, как такая здоровенная дура там поместилась? Приказал лечь, закрыть глаза и заткнуться. Тихо и размеренно зазвучали удары, словно по бубну легонько похлопывают, потом ритм ускорился, усилился и звук. Удары стали следовать столь часто, что следующий накладывался на отзвук предыдущего, бубен загудел на одной низкой, почти неслышимой ноте, и меня потянуло за макушку. – Не дергайся, – услышал я голос Сабыра. – Доверься. Что делать, скажу.
Головокружение, мгновенное помрачение сознания, и я стою посреди песчаного пляжа, пустынного, широкого, под серебристо-серым небом. Низкие волны набегают на берег и исчезают в песке. Только рябь остается. От этой безбрежности и пустоты накатывает глубокая тихая печаль, какая-то безнадежность, и я опускаюсь на песок. – Не спать! Вставай! – слышу откуда-то издали глухой голос, в котором с трудом опознаю интонации учителя. Встаю. – Повернись налево! Иди и смотри вдоль кромки прибоя. Иду.
Словно по волшебству, начинают возникать передо мной пучки водорослей, ракушки, обточенные водой стекляшки и камешки. В один момент словно под лучом прожектора высвечивается в куче мусора что-то яркое и блескучее, но я перевожу взгляд дальше, и оно исчезает вместе с кучей. Лежит разбитый, с заржавленной окантовкой, щит, дальше – скелет в доспехах, наполовину скрытый песком, череп скалится из-под рассеченного шлема. Набредаю на останки парусника, ребрами торчащие в небо, обхожу, удостаивая не большим вниманием, чем все остальное. Дальше стоит, зарывшись килем в песок, современного вида лодка, весла по бортам, блестит свежей краской. Прохожу мимо. Дальше на пути встречается дипломат из черной кожи, нисколько не пострадавший от воды, словно только что из магазина, потом здоровенный сундук, всем своим видом напоминающий театральный реквизит, и, наконец, узкий продолговатый ящик, изъеденный волнами и потемневший от времени. Вот он-то и привлек мое внимание, просто притянул к себе. Все остальное было пустое, не стоящее, но он показался настоящим, плотным, весомым. На его боках проступили полустертые надписи, зашуршала волна, пенясь на крышке. Не подойти к нему и не взять было выше моих сил, непереносимая тяга, металлический привкус во рту, влажные шероховатые доски, соль, черно-зеленые водоросли, неровные шляпки кованых гвоздей, вышедших из-под молота кузнеца, а не из штамповочного цеха.
Беру его, тяжесть не соответствует размеру, еле поднял, оттаскиваю от воды. – Открывай! Доски разбухли, не хотят отрываться, поддеть нечем, все без толку. – Сабыр! Что делать? Помоги! – Только своей силой, Макс. Силой? А она у меня есть? Должна быть. Зажмуриваюсь, вцепляясь пальцами в нижние грани, чувствую свои руки, как стальные тиски, неумолимо сминающие стенки ящика, и ощущаю, что дерево поддается, проминается, начинает не крошиться – течь, как песок, сквозь пальцы, пока ладони не сходятся на холодной и чуть влажной рукояти. Открываю глаза – сабля, эфес которой я сжимаю двумя руками, влажно мерцает запотевшим металлом.
Гладкий клинок нормального стального оттенка, слабо изогнутый в верхней трети, крестовина узкая, угольно-черная, эфес посветлее, цвета темного графита, шероховатый, словно в мелких выбоинах, кисть на навершии болтается светло-серая с рыжиной, как из серебристой лисы, но рябит в глазах, не поймешь, длинный мех или шелковая нить. Однако… скромненько и со вкусом, не роскошь, а средство смертоубийства. Поудобнее перекладываю в правую руку, смотрю, не валяются ли поблизости ножны – нет, увы… – Сабыр, как назад идти? – Сперва спрячь оружие, чудик! С клинком наголо тебя не отпустит. Куда прятать-то? В рубашку завернуть, что ли? Так ее еще снять нужно. Попытался положить саблю на песок – не могу, как прилипла к ладони. Переложил в левую руку – получилось, снова решил положить на землю – никак. Куда ж ее деть? Вернул в правую, прикрыл глаза, задумался. Рука заболела так, словно в нее уперся тупой клин и начал пробивать ладонь у запястья, ввинчиваясь в тело. Ощущение отвратное, боль на пределе терпимого, как бы не закричать. В глазах поплыли круги, уже все предплечье охвачено болью, трясет, вот до локтя дошло, будто током ударило, рука обмякла, повисла, как перебитая. Схватил запястье левой рукой, к груди подтянул, глаза насилу открыл, смотрю – из ладони кровь течет, а сабли нет.
– Сабыр! Са–а–абыр! – Что орешь, как в жопу укушенный? – учитель наклонился надо мной, заглядывает в глаза. – Саблю нашел, да? Киваю. – Цвет? – Стальной цвет, самый обычный. Рукоять темнее, темляк, вроде, из серой лисы, или шнур того же цвета. – Надо же, а я думал, прозрачной будет… В ладонь ушла? – Какое… В руку до локтя и выше… Сабыр поворачивает мою ладонь к себе, разглядывает широкую гематому. – Да, жестко прошло. Вот что значит – неподготовленным лезть. Ладно, заживет, не опасно. Фехтовать хоть немного умеешь? Нет? Качаю головой.
А ведь я и не заметил, как пришел в себя, вернулся в тело. Встаю, прислушиваясь к ощущениям. Взмок, как из бани, правая рука ноет и дрожит, но, к счастью, слушается нормально. – Душ по коридору и налево, – говорит Сабыр, кидая мне полотенце. – Мыло на раковине, мочалки для тебя нет, так помоешься. Там же найдешь баночку из-под майонеза, в ней мазь. Она синяки сводит, лечит ушибы. А что пахнет смолой и дымом – не бойся, когда вотрешь, остатки смоешь – запаха не останется.
Пока я моюсь, учитель кому-то звонит, с кем-то говорит в своем ехидно-раздраженном тоне, прибавляя нечто заковыристое на родном языке, я очень надеюсь, что в промежутках между звонками. Когда я, с трудом натянув джинсы и футболку на распаренное тело, выхожу из ванной, он уже каким-то макаром оказывается на кухне и разливает свежезаваренный чай. Тут же оказывается большущая лепешка, но не покупная, а самодельная, зажаренная в масле и еще горячая. Я что-то не понимаю, или Сабыр и со временем свои штуки проделывает? Невозможно одновременно говорить по телефону и раскатывать тесто. Но лепешка вкусная, чай крепкий и сладкий, никаких тебе «монгольских рецептов» с солью и бараньим жиром, все вполне цивилизованно, и проверка подозрений откладывается на потом. – Сейчас поешь и поедешь к Игорю Минькову ака Хагену. Так, кажется, в реконструкторской среде обзываются? Он тебя поучит сабельному бою. С тебя ничего не требуется, кроме внимательности, смекалистости и старательности. Игорь мне кое за что крепко должен, вот и отработает. Держи, тут адрес и телефон. Выйдешь из метро – позвонишь, он встретит.
Через два часа от начала тренировок, когда за окнами полуподвального спортзала уже чернильная темнота, я все еще «уродуюсь» с тупой и тяжелой железякой. Игорь, который Хаген, отделал меня так, что я подумываю, не попросить ли у Сабыра еще его зеленой вонючки, лучше – несколько баночек. – Ладно, – поджав губы, резюмирует мой мучитель. – Держать дрын научился. Завтра жду тебя в семь утра на полигоне… нет, ты его не найдешь… лучше давай так: в шесть тридцать на Киевской–кольцевой, в центре зала. Рубке тебя Войтек научит, а я умываю руки.
Притащились, как я вчера уже понял, на Сетуньский стан, там Игорь сдал меня на руки быкообразному дядьке совершенно нереконструкторского возраста. Я его сдуру и спрашиваю: – Это вы – Войтек, или меня кто-то другой учить будет? Дядька покраснел, раздулся как помидор, но сдержался. Спрашивает в ответ: – Это кто ж меня Войтеком назвал, а? Хаген, небось? – Он, – отвечаю. – А что, это оскорбительно? – Да не очень, учитывая, что так звали одного идиота из сказки. Ну, обидно им, что все время сами себя дураками выставляют. Говорил: не пускать бабу на бугурт, так нет же! Взяли! Эта истеричка мне двух каскадеров чуть не убила. Моргенштерном по башке погладила. А? Нет, выгнали ее, конечно, но как раз в самый сезон ребята на больничном зависли, и сами ни хрена не заработали, и мне пришлось к Панину на поклон идти, просить о замене их номера на автотрюки. Доразвлекались, блин! И я тут самый тупой, значит. Кстати, тебя для чего учить – для театра или ролевками увлекаешься? – Нет, – отвечаю. – Для смертоубийства. – Ииии… милчеловек, не туда обратился, – здоровяк затряс головой. – Знаю, но учить не буду. И так все время калечитесь, а вас, сопляков, еще реальному бою учи? Переговоры зашли в тупик? Нет, еще пободаемся. – Простите, но это не мои требования. Спросите Игоря – он скажет, чьи. Учить сказано именно реальному бою, причем так, чтобы новичок вроде меня имел хоть какие-то шансы выжить. – Нет, вы точно психи… – дядька затряс головой, потом отошел в сторону и, смотрю, набирает номер.
Потом сделал еще два звонка, и плечи его с каждым разом опускались все ниже и ниже. В конце концов, он подошел ко мне и посмотрел, как на героя-водолаза. – Ну, идем, дэвидблейн. Я тебя мучить буду. Чтоб потом всякие ваши прыжки с бубном легкой разминкой казались. И мы пошли в зал… вот что меня дернуло выбирать самый длинный клинок? Разве что отдаленное сходство с моей недавней находкой. Ну, тут же и получил за это. – Итак, если ты думаешь, что чем длиннее оружие, тем оно эффективнее, ты жестоко ошибаешься. Лишняя длина не даст вовремя разорвать дистанцию и ты подставишься… И пока мы учимся только правильно разрывать дистанцию… За этим следует серия побоев часа на полтора. Меня гоняют, как зайца, от одного торца зала к другому, а я, в лучшем случае, могу лишь увернуться от удара. Но это только начало. – Говорят, что тот, кто первым атакует, и не ценит свою жизнь, имеет больше шансов победить. Это неверное мнение, поскольку… Опять серия побоев, которые мне приходится еще и провоцировать, нападая первым. – Есть мнение об универсальности переменной стойки… К четырем часам пополудни я звоню Сабыру. – Слушай, учитель, может, привезешь мне еще твоей зеленой вонючки, а то, боюсь, не доеду до дома. – Ничего, доедешь! А вот нефиг было в историю ввязываться, спасатель марабу.
Придя домой, валюсь в кровать, успев, разве что, скинуть кроссовки, и всю ночь провожу в полуобморочном сне – тяжелом и без сновидений. На следующий день все тело болит, но тренировки уже хоть к чему-то приводят. Я могу выстоять против дяди Саши пару минут. Это мой рекорд, и я горжусь им. – Ладно, шаман, – широко улыбается дядька. – Чему-то ты научился. Но для тебя самый лучший бой будет тот, который не начнется. Понял? Когда твои неприятности останутся позади – а я надеюсь, что они закончатся без тяжких последствий – жду тебя здесь. Каскадер из тебя очень даже может получиться. А если у кого-то возникнут тупые вопросы, скажи – дядя Саша Завиша лично пригласил. Ну, или дурак Войтек, так они лучше поймут.
Вечер опять проходит в обществе Сабыра. Занялся мной плотно, аж с лица спал. – Пока мы развлекались, можно было глазеть по сторонам и цветуечки с обочины рвать, вольно было тебе меня не слушать, а сейчас от этого зависит твоя жизнь. Поэтому выслушай, прочувствуй и запомни каждое слово. То, что называют магией – это не красивые жесты и всякие фокусы, это управление, в первую очередь, тем, что ты считаешь собой и, во вторую, тем, что собой не считаешь. Внешним миром. Причем управление внешним достигается опосредованно, за счет управления внутренним.
Втемяшь себе в бестолковку три вещи, пропиши их в своем БИОСе и впитай всеми кишками. Внимание, состояние, управление. Внимание. То, что ты и считаешь собой, и оно тобой является, настоящий ты, умеет только две вещи: внимать, то есть принимать информацию, и менять свое состояние, то есть отвечать на нее. Все! Других методов управления нет. Остальное, что ты считаешь собой, все твои оболочки, которые могут гораздо больше, обычно управляются автоматически, механизмами саморегуляции, в которые время от времени вмешиваешься ты-настоящий и даешь им пендаля вышеописанным способом. Точно так же управляемо и то, что ты собой не считаешь, никакой принципиальной разницы, только «градиент». Состояние. Все, что ты видишь, слышишь, чувствуешь, думаешь, и ощущаешь в данный – этот, именно этот – момент, и является состоянием тебя-настоящего. То, чего ты не чувствуешь – не состояние, а описание. Описание указывает, но не работает. Работает только само состояние. Для взаимодействия нужно внимание, для воздействия – состояние. Управление. Осуществляется тобой-настоящим по отношению к тому, что тобой не является, с помощью состояния. В самом общем виде это выглядит так. Ты обращаешь внимание на то, чем хочешь управлять. Принимаешь его состояние, или состояние, близкое к нему. Как бы входишь в резонанс. Начинаешь менять свои состояния от нынешнего к желательному. То есть, осуществляешь управление тем, с чем ты вошел в резонанс.
И что же может тебе в этом мешать? Помимо собственной невнимательности и халатности: чужая воля. У того объекта, которым ты собрался управлять, может оказаться свой постоянный «управляющий», своя «голова». Если сможешь войти в лучший резонанс, чем он, то ты станешь «настоящим хозяином», пусть и на короткое время. Второе, а, скорее всего, первое – что не все состояния для этой системы достижимы без разрушения ее автоматизмов и связей и установления новых. Это сложно и энергозатратно, иногда проще обмануть, найти обходной путь через другие состояния.
– А теперь, – учитель перевел дух. – Переходим к практике. Подойди к окну. Видишь лес? Ви-иидишь. Рассматривай деревья. По одному. Видишь лес? Нет, теперь ты его не видишь – ты видишь каждое дерево по отдельности. Даже если они уже плохо видны. А теперь снова посмотри, как раньше – на ВЕСЬ лес. Теперь деревья исчезли из твоего внимания. Исчезли? Но лес – весь лес – вот он. Прочувствуй его – как ты его ощущаешь. Закрой глаза и представь – уже не картинку леса, а это ощущение леса. Держи его во внимании, не отпускай! А теперь убери само ощущение и вместе с ним – слово "лес"? Осталось ли у тебя что-то? Что это? – Кажется, осталась сосредоточенность на объекте? – В твоем внимании осталась суть объекта, та, которая отличает любой лес от любого и поля, и рощи, и сада. Перенеси взгляд на забор – вон он, справа виднеется. Вычлени его суть по тому же способу. А я погляжу. Я уперся взглядом в бетонный забор. Потом закрыл глаза и представил его себе – толстый, серый, грубый, местами выщербленный. Потом убрал картинку. И «телесные» ощущения, возникшие вместе с ней. Осталось слово «забор». Тьфу, вернулся в начало. Прекратил мысленную болтовню. Снова вызвал в памяти забор. Разглядел его как следует мысленным взором. Ощупал, прочувствовал шероховатую поверхность, тяжесть, несдвигаемость. Ощутил его именно как преграду. И начал убирать. Убрал визуальный образ. Убрал тактильные ощущения. Убрал… нет, чувство преграды не убирается, иначе исчезает смысл. Смысл в том, что он – преграда? Но это слишком просто. Преград же бывает много, а мне нужен именно этот. Ощутить его как преграду? Ощутить преграду в виде именно этого забора? Мозги явно перегрелись, переклинило, и минут через пять, если не больше, я ощутил, что стою, как дебил, с приоткрытым ртом и даже слюнка течет… Зато суть этого забора, не выразимая в словах и ощущениях, проявилась четко, единым блоком. Это как вкус или запах – чуешь, ощущаешь, понимаешь, а выразить в словах не можешь.
– Челюсть подбери, Максимушка-дурачок! Что, здорово? – Ага, – голос Сабыра вывел меня из ступора, я открыл глаза и повернулся к нему. – Кажется, получилось. – Не «кажется», а получилось. Так вот, зная суть вещи, ты можешь ее, как минимум, сломать. Не касаясь руками, не махая кувалдой, не въезжая на тракторе. Убрать. Но для этого ты должен научиться мастерски управлять собственным вниманием. Внимание – неотделимое свойство сознания. Оно есть везде, где есть сознание. Другое дело, что оно не фиксируется надолго почти ни на чем, скользит, и лишь благодаря этому мы не мешаем процессам идти своим чередом. Ударив вниманием, словно камешком, в тонком месте, легко вызвать обвал. Если замечать эти места и направлять туда внимание, воздействия не требуют большой энергии. Скажу больше – часто их даже и чувствовать не нужно! Важно направить внимание на суть проблемы, и оно само найдет слабину. – Критические точки? Неустойчивое равновесие? Или что-то вроде руля у корабля? А если равновесие устойчивое?
– У большинства систем равновесие неустойчивое, мало того, постоянно нарушаемое и восстанавливаемое как регуляторными автоматизмами, так и сознательно, если система живая, как ты, или каждая травинка там, на газоне, или вон тот здоровый кристалл полевого шпата у тебя на полке. Ощущает он все очень медленно, но к тебе уже внимательно причувствуется, заметил тебя и заинтересовался. Если хочешь, тоже причувствуйся к нему, ощути его суть, но не для поисков слабого места, а чтобы познакомиться. – То есть, этот кристалл тоже имеет свое «я»? – Да. Только стоит сказать иначе. Его «я» имеет этот кристалл в качестве тела. Его сознание ощущает мир, хотя и не теми способами, как твое. – А разве само сознание не является предметом управления? Вот, например, человека можно лишить сознания, элементарно ударив чем-нибудь тяжелым по голове. – Потеряв сознание, ты не перестанешь воспринимать, но, увы, органы чувств не будут снабжать тебя информацией. Поэтому ты будешь смотреть темноту и слушать тишину. Часы и даже дни без перемены ощущаются как мгновение – ибо не по чему чувствовать время. – И еще, если я понял суть того забора, то я могу его поломать? – Ну, давай, ломай, – Сабыр как-то нехорошо улыбается. Снова – теперь уже намного быстрее, чем раньше, вызываю в памяти «суть забора» и посылаю в нее «энергетический удар». Открываю глаза – ничего не изменилось, как стоял, так и стоит.
– Можно ли разбить луч дубиной? – Э… но его можно отразить или преломить. Только не дубиной, конечно. Хотя… ну, дубина может быть рассеивающим отражателем. – Какие сложности! Зачем? Вызови суть забора и нарушь ее. – Как? – Как-как, сядь да покак, – устало вздыхает учитель, и я отстаю. Вызываю – уже не в памяти, а «прямо в себе» эту суть, и нарушаю ее – перевожу в нечто другое, не препятствие, во всяком случае. Открываю глаза. Забор как стоял, так и стоит, а Сабыр доволен. – И что? То же самое. – То же, да не то же. Для чего забор? Он нужен, как препятствие. Этот забор уже не является препятствием. Никому. Любой, кто захочет за него пробраться – сможет это сделать. – Даже старушка с клюкой? – Даже старушка. Найдет место, где плиты разошлись или нижняя часть выпала. – Даже инвалид на коляске? – Если он захочет туда попасть, ему достаточно будет попросить охранника на воротах – и тот пропустит.
– А почему он не сломался? – Потому. Какие–то дурни решили, что весь мир состоит из наших представлений о нем. Наших, человеческих. И эти идиоты забыли, что в этом мире полно помимо них других «я», имеющих большие и маленькие тела, и свои маленькие и совсем крошечные представления. Девять десятых биомассы на Земле – бактерии и грибы. А ведь «я» имеют даже атомы. Правда, их энергетическое и плотное тело – одно и то же, и оно просто устроено, остальные тонкие тела отсутствуют, а «представления о мире» сводятся к нескольким состояниям этого тела. Но из-за этого их связи гораздо прочнее наших представлений. Посему, чтобы воздействовать на них, придется пользоваться не представлениями, а энергетикой. Разрушать связи. Для этого твоей, и даже моей психической энергии не хватит. Или – обмануть, ударить в «слабом месте», то есть воспользоваться информационным воздействием. Подобное воздействие называется магией. Но намного проще шарахнуть кувалдой, то есть воспользоваться инструментом той же плотности материи, с такой же силой связей. Единственное место, где ты с легкостью сможешь менять видимое с помощью представлений – астрал, по Бардо Тхёдол – сидпа бардо. Он хорошо реагирует уже на мысли и эмоции, а операции с сутью способны изменять в нем целые «страны», или, как их еще называют, «локации».
– Вообще–то, я об этом слышал и сам немножко практиковал – ну, осознаться во сне, а, если получится, то и «выйти из тела», но так до сих пор и не понимаю, когда сон, а когда – астрал. Вот хряк, который по комнате шлялся – он в астрале был или только во сне? – Твой хряк, подозреваю, был тут в такой форме, что намного плотнее обычной материи астрала, но состоит из нее. Потому и не прошел твою защиту. Был бы совершенно реален – мы бы с тобой сейчас не разговаривали. Кстати, мне нравится, красиво сделал, а, главное, догадался сам. Теперь на этой кровати, если из сновидения никуда не полезешь, тебе ничего не грозит. Потому что сон – это астрал в одну харю, а астрал – это сон во много харь. Только у девяноста девяти процентов он неосознанный. Не ухмыляйся. Ты – сейчас – тоже спишь. Тут учитель встал и вышел, оставив меня хлопать глазами. Клацнула щеколда входной двери.
Щазз! Как же, сплю! Думает, оставил меня размышлять над проходной идеей северного буддизма, и я забыл про его манипуляции с пространством. Еще не настолько темно, чтоб не увидеть, куда он из подъезда пойдет, и пойдет ли вообще. Хочу проверить подозрения насчет его странных перемещений. Встал сбоку от окна, внимание – на дорогу рядом с подъездом, и фиг ты мне глаза отведешь, я сосредоточился. Прождал, наверно, минут сорок, во всяком случае, больше получаса. В подъезд зашла влюбленная (или супружеская?) пара и один неприятный верткий тип, но из подъезда не вышел никто. Решил подождать, пока совсем стемнеет, а потом уже строить предположения. И тут до меня издалека донеслось: – Стоять! Смирррно! – таким голосом, что и ежу понятно: командир в стельку пьян. У бетонного забора стоял мужик, шатался, но стоял, и командовать он мог только своему непослушному телу. Выровнявшись и отлепившись от стенки, он сделал три неверных шага и повалился плашмя, на лицо, даже рук не подставив. Полежал с минуту. Завозился, нащупал забор, оперся на него, с трудом поднялся. И опять: «Стоять! Я говорю, стоять! Смииии…» Опять заплетающиеся шаги и падение. И еще раз. С трудом встав после очередного сочного шмяка, пьянчуга решил, что так продолжаться не может, и начал озираться, с громким скрипом полутора непропитых извилин придумывая выход из ситуации. После чего размахнулся и перекинул сумку через забор. Потом подпрыгнул – откуда силы только взялись, ухватился за верхний край бетонной плиты и, суча ногами, подтянулся и перевалил через забор. Раздался глухой стук падения. А потом снова: «Стоять! Смиррррно!» Хмм… а ведь правда, забор перестал выполнять свою функцию. Бедные сторожа, бедные автовладельцы! Накрылась стоянка… Что до Сабыра, то придется мне проверять подозрения в другой раз. Сейчас уже спать пора. Завтра пойду, выясню, будет ли у меня автомат по программированию, или надо готовиться к экзамену. Хорошо бы сократить число экзаменов до двух, и это реально. И еще этот дратый английский!
С удовольствием растянулся на кровати, включил тихонько пиратский диск «Батори», скорее намек на музыку, чем музыка, и приготовился разбирать тексты сквозь корявый скандинавский вокал. Надо же понять, чем Ленка дышит. Ну, да, не Мановар и даже не Раммштайн, до первых не дотянули мастерством, застряв на полулюбительском уровне, до вторых – харизму не наели. Чтобы одну мелодию из трех нот растянуть на десять минут, хриплым баритоном спеть без рифмы и смысла про кровянку, и народ к тебе потянулся, это надо быть непристойным немецким приколистом, а не отмытой до скрипа шведской поганкой. Даже симфонические заимствования и «звуки природы» не спасают. Получается вроде голливудских викингов в адидосовых кроссовках.
Надо бы выключить, а то либо птичье чириканье, либо музыка – лишнее, но птиц отключить нельзя, значит – вырубаю плеер. Э… птички? Когда это я на улицу срулил, ведь дома на кровати валялся? Что за ерунда со мной творится – куски из памяти выпадают. Или это из-за «атмосферного эффекта» – послушал на диске, как огонь трещит и лошади ржут, вошел в измененное состояние, и спустился во двор на автопилоте. Во двор?! Этот сад – наш двор? Позвольте не согласиться! Прудик с камнями и незабудками по краям, клумба в стиле «бабушкина радость»… Только какая, нахрен, космея, какая календула? Май месяц на дворе! Ландыши должны цвести, или что там у нас в деревне цветет. Неужели спонтанный переход? Надо присмотреться. Вместо клумбы и пруда тут же оказалась мощеная камнем дорожка с ландышами по краям.
Уфф… Это сон. Задремал и не заметил. Ну, в собственном сне и похулиганить можно. Музыка идет тихо, легким фоном, мешать перестала. Подпрыгиваю, подгибаю ноги – последняя проверка на сон – ага, завис. Вскидываю руки вверх, вытягиваюсь к небу и взлетаю в клубящиеся облака. Сразу темнеет. Усиливаю «подъемную тягу», выныриваю над ними. Вокруг меня – звонкая синева безоблачного неба, пронзительно холодная и сияющая, подо мной – облачное неспокойное море, с белыми барашками и сизыми валами туч. Ветер несет меня, как бумажный самолетик, я сам – этот ветер, и, опускаясь к кромке облаков, взвихряю, закручиваю, взбиваю их, как мыльную пену. Интересно, а смерч закрутить удастся? Начинаю кружиться, как собака, гоняющаяся за своим хвостом, облака затягиваются в воронку и вышвыриваются клочьями куда-то наверх. Кружится голова, перед глазами мелькают обрывки серого, черного и сизого, начинает мутить и корежить. Хочу остановиться, понимаю, что надо, но не могу.
Что-то черное врывается в мою круговерть и с размаху бьет в грудь. Дыхание перехватывает, свист в ушах – и я вижу, что облака перестали вращаться и резко уходят вверх, а я камнем лечу вниз, к ровным квадратикам зеленых и бурых огородов. А, блин! Где мой парашют? Срочно надо представить парашют. Будет рывок строп, кишки встряхнет, зависнешь на мгновение, и понесет в сторону… и, главное, верить, что так оно и должно быть. Конечно, упасть во сне с любой высоты – не смертельно, но очень не хочется. Посему представляю старательно. Но происходит совершенно другое. Чувствую, как кто-то зацепляет меня кошками за спину и удерживает в воздухе. Стальные «когти» не только воткнулись в одежду, но и кожу на спине зацепили, больно. Сейчас проснусь. А жаль, такой был ясный сон. Вытягиваю перед собой руки и старательно смотрю на них, но не помогает ни фига. Враль этот Кастанеда. Меня тащит против моей воли сквозь туман или дым, все серо, даже рук не видно, на какое-то время я вообще выпадаю из ткани сна в немыслимую область, а когда начинаю видеть, то увиденное мне совершенно не нравится.
На невнятный туман наложено схематическое изображение домов и деревьев. Кое-что обозначено парой штрихов, другое прорисовано лучше. Более-менее реалистично выглядит только асфальт под ногами и старый деревянный помост, как от летней эстрады. Около помоста стоит девушка в наряде «последняя любовь некрофила», и что-то говорит высокому человеку… нет, «большому черному дерьму» с топором! Меня притягивает к ним со страшной силой, и это не праздное любопытство. Девушка говорит глубоким низким голосом: «Только скорее, пока она меня не настигла!», но интонации у нее Ленкины. – Что – скорее? – я хватаю ее за плечо и разворачиваю к себе. Точно, Ленка, только сильно изменившая внешность по сравнению с реальной. Такая интересная бледность в сочетании с алыми губами и фигура, как на картинах Валеджио. – Меня казнить. Чтоб ей ничего не досталось. – Кому – ей? – я вклиниваюсь между ними, отпихивая тень с топором, которая здесь имеет ощутимую плотность. Правая ладонь тут же начинает сильно саднить. – Матери. Пусть отстанет. Увидит меня мертвой и отстанет. Я устала. Уходи. – И ты хочешь умереть, чтобы предки тебя не доставали? Осердясь на блох… – Она не «достает», она ест людей. Съела отца. Меня доедает. Если я хочу хоть сколько-то сохраниться – нужно уйти. – Ну и уходи! Давай снимем комнату в глухой деревне, у какой–нибудь старушенции, я деньги достану, никто тебя не найдет! А в Головково у меня бабушка живет, можно к ней поехать. – Ты ничего не понимаешь. Мои куски в ней, моя сила, она доберется и доест меня даже на Южном полюсе. – Тьфу ты, а мертвую она тебя не достанет? Ну, вызовет дух и будет мучить? – А что ей с него получить. Отойди! Пропусти палача, – Ленка пихнула меня в грудь.
Я отлетел в сторону, как тряпичная кукла, видать, не всю силу мать у нее забрала. Дерьмо, которое она назвала «палачом», размашисто шагнуло к ней, но нисколько не приблизилось. А потом вообще заскользило назад. Черный сгусток, чернее тени во много раз, такой глубокой, бархатной кошачьей чернотой, прицепился к нему и тащил подальше от Ленки. Кот! Как только я подумал об этом, пятно тут же преобразовалось в кошачью фигуру. Огромный котяра упирался всеми лапами и волок палача, вгрызаясь в задницу. Фигура извернулась, взмахнула топором – и я бросился наперерез, чувствуя, что не успеваю. Тело стало действовать само, правая рука рванулась в восходящем ударе, ладонь ожгло болью.
Серый клинок, еще не выскочив на всю длину (ощущение, что из руки тянут жилы), все же добрался до рукояти топора и прошел сквозь нее, как сквозь пар. Лезвие топора рассеялось туманом, фигура развернулась ко мне. Я сжал рукоять сабли и шагнул к ней, отбивая верхний удар, отчего топорище еще укоротилось, и тут же ускользнул, разрывая дистанцию. Как-то неохота сближаться, не смотря на манящую возможность легкой победы. Что-то не то, жопой чую. Кот оторвался от тени сразу же, как та переключилась на меня, а эта зверюшка не слабая. Я двинулся вокруг палача, то провоцируя выпадом, то закрываясь, а он разворачивался вместе со мной и реагировал на удар на мгновение раньше, чем я его совершал. Мысли он чувствует, что ли? Если так, то… могу ли я им управлять? Представляю финт в лицо, с ударом в бок, делаю подшаг – и предоставляю сабле действовать самой. Фигура отшагивает, изгибается, рука ее, уже обезоруженная, тянется-тянется-тянется к моему лицу, а сабля врезается в живот «черного дерьма» и взлетает вверх, почти не встречая сопротивления. Фигура мелко дрожит и распадается, развеивается черным дымом, его все больше, становится трудно дышать, я оборачиваюсь, пытаясь найти Ленку или, хотя бы, ее кота, но вокруг нет ничего, кроме дыма. Он забивает мне грудь, я надсадно перхаю, командуя себе проснуться, надеясь проснуться – и не могу. В глазах плывут красные круги, летят алые искры, огонь лижет ноги, я дергаюсь и не могу сдвинуться с места. Ревет пламя, где-то далеко орет в сотни глоток человеческая толпа: «Колдун! В ад! Жарься в аду!»
Как там говорил Сабыр – «операции с сутью способны изменять там целые страны», так вот, суть этого костра, суть… колдуна жгут… нет, не так… искоренение, тотальное искоренение, значит – меняем на… меняем – на что? Я сам – искоренение, ведь я сам – сейчас – искоренение, меняем это на «наведение справедливости», я сам – сейчас – «тот, кто наводит справедливость». Ничего личного. Холод, сосредоточенность, взвешенность. Огонь опадает. Дым сносит ветром. Толпы нет. Небо, облака. Серый асфальт со слюдяными окошками льда под ногами.
Где Ленка? Где кот? Поднимается паника, но я глушу ее этим новым ощущением, новой сутью. Холодная справедливость и взвешенность решений. Бесполезно искать крошку Бри, надо найти ее мать. Я с трудом вспоминаю этот серый, стертый облик, представляю ее, зову, потрясая оружием. Поворачиваюсь по кругу, стараясь определить направление. Глухо. На фоне окружающей серости мелькает что-то яркое. Перед глазами зависает, трепеща крылышками, и опускается на руку бабочка, яркая, тропическая, размером с раскормленного сизаря. Конечно, это сон (или, все-таки, астрал?), тут бабочки могут быть хоть с орбитальную станцию, но что-то мне все равно в ней активно не нравится. Бабочка вспархивает и «ведет», поминутно возвращаясь и садясь то на плечо, то на правую руку, в которой по-прежнему сабля. И в глаза своими сетчатыми буркалами заглядывает, будто кровно во мне заинтересована. Слежу за дорогой, посматриваю по сторонам. Во сне так часто бывает: если идешь куда-то в определенное место – никогда не дойдешь, а если не ищешь и не ждешь ничего – оно само проявляется. А позади тебя дороги с самого начала нет. Бабочка возвращается, садится на грудь, слишком близко к шее, и это меня напрягает. Стряхиваю ее левой, она вцепляется в кисть руки, впускает когти… Да это уже не бабочка, это летучая мышь, но не наша вечерница гладконосая, а листоносый вампирчик. Мышь изворачивается и впивается в палец зубами, я трясу рукой, стряхивая нахалку, и когда освобождаюсь от вампирчика, понимаю, что вокруг меня произошли серьезные изменения. Поднимаю глаза – вижу железные прутья. Поворачиваюсь – там то же самое. Взлететь? Над головой – частая сетка. Твою мать!
И впрямь – ее мать. Перед клеткой, на расстоянии трех-четырех шагов, стоит кресло, больше похожее на трон, и в нем восседает Ленкина мамаша. Какой красоткой она себя тут заделала! Только глаза все равно оловянные. У нее на коленях лежит Ленка, сестрица моя названная, она в обмороке, если, конечно, не притворяется. – Зачем прибежал? – смеется оловянная королева. – И что тебе неймется, хельсинг недоделанный? Семейные узы – крепчайшие узы на свете. Я ее породила – она моя плоть, моя кровь. Я всего лишь возвращаю свое. Молчу, примериваюсь к прутьям. Быстрый замах, удар – сабля со звоном отскакивает. Хорошо, не раскололась, и ни зазубринки – ни на клинке, ни на, увы, прутьях моей клетки. – Ты же сам связан с семьей, с родными. Что, порушишь кровную связь? Каждый прут – твои родные. Вот этот, например – брат Иван, а этот – Олежка, а вон там, ржавенький – твоя бабушка. С кого рубить начнешь? – С тебя, – отвечаю. Смеется: – Не выйдет, ты нам не ровня, ты – бесцветный, никто. Мы – кровь этого мира, а ты – всего лишь отрыжка. – Да сама ты, – огрызаюсь для проформы, а сам соображаю, как выйти из клетки, не ломая прутьев. Я – бесцветный, отрыжка? Ага, воздух! Какие там были ощущения в облаках? Сперва бумажный самолетик, а потом вихрь. Вхожу в это состояние, и без помех вылетаю из клетки.
Что она кричит, когда я закручиваюсь вокруг нее, подхватываю левой обмякшую Ленку? Ленкина плоть словно приросла к ее ладоням. Оловянная королева хохочет. Она снова на троне, и трон возносится к облакам. Врешь, не уйдешь! Воздух – моя стихия, мой дом, не твоя! Взлетаю выше, пикирую, сталкиваю обеих, раз уж не расцепить. Подхватываю падающих. Тащу вниз, сквозь тучи, поспешно вспоминая берег своего моря, тот самый, где нашел саблю, уж если драться – то на своей территории. Такой безнадежно тихий, сумеречно-серый, с шелестящим прибоем. Вот он! Опускаю не на песок, переворачиваю вниз головой и кунаю в воду. Раз, другой… Ленке тоже достается, но не так сильно. Пока мамаша болтает ногами в воздухе, торча по грудь в воде, дочь лишь иногда захлестывает волной. Вытаскиваю. Хрип, кашель, ор, слипшиеся мокрые патлы. Какая из тебя королева? Разве что помойная. Тут мой сон, тут мои правила! Швыряю ее на песок, на спину, хватаю бесчувственную Ленку за грудки, тяну на себя. Руки мамаши тянутся вслед за ней как резиновые. Поднимаю саблю, готовый рубить эти отростки. И останавливаюсь, видя перед собой тощую Ленкину шею с синей жилкой. Жилка подрагивает. Жива? Лишившаяся апломба, но не сдавшаяся оловянная королева выдергивает у меня из рук обморочное тело и на коленях ползет подальше от моря. Размахиваюсь, чтобы рубануть тварь в спину и опять вижу перед собой бледное лицо и цыплячью шейку «сестренки». Тттвою!.. Мамаша усаживается на песок и хихикает, как помешанная. Причем, смотрит она за мою спину.
Разворачиваюсь, и вовремя – из полосы прибоя выскакивает матерый секач, встряхивается и трусит ко мне, моментально набирая скорость. Отскакиваю в сторону, увы, недостаточно быстро, клыки проходятся по ноге, и я падаю на колено. Боли не чувствую, пытаюсь вскочить, но нога предательски подгибается, и я снова плюхаюсь на песок. Хряк разворачивается и несется на меня со скоростью экспресса. Поздно спасаться. В последний момент выставляю перед собой саблю и она с хрустом вонзается под самой пастью зверя. Опрокидываюсь на спину, туша валится на меня, выворачивая руку, выбивая воздух из легких, впечатывает в песок, содрогается, растекается смрадной плотью по лицу, душит… И вдруг становится легче. Отпихнув ставшее почти невесомым тело, переворачиваюсь, смотрю на него. Вместо хряка передо мной лежит Виктор Иванович в рваной футболке, а из его горла хлещет алая кровь – такая яркая и настоящая на моем сером берегу. С такими ранами в реале умирают мгновенно, но тут он находит в себе силы прошептать что–то. «Доча..»? А потом, тише, но более ясно – «…прости». – Папа! – слышу за спиной дикий Ленкин визг. – Папа, не умирай!
Преодолев слабость, встаю на четвереньки, поднимаю голову. Ленка бьется в руках матери и колотит ее по лицу кулачками. Та отворачивается, но не отпускает. Бормочет что-то успокоительное. Похоже, она сама в шоке. Ленка оборачивается и смотрит уже на меня, потом застывает на мгновение и вцепляется зубами в материно беззащитное горло. Рвет его клыками, приникает и, хлюпая, глотает кровь. Оловянная королева не сопротивляется, она, видать, не ожидала, что Ленка на это способна, вздрагивает всем телом, оседает, становится маленькой и жалкой… кучкой тряпья… расползается туманом. Ленка идет ко мне, и рот у нее в крови, а глаза огромные, черные, без радужки – одни зрачки. – Где папа? Я поворачиваю голову. Труп исчез. Пожимаю плечами. – Прости, Лен, он сам на меня напал. Тут было: или он, или я. Повезло мне. Ленка улыбается одним уголком рта, и я вижу острый клык. Она отирает губы рукавом. Она подсаживается ко мне и крепко обнимает за плечи. – Да забей. Что бы с ним ни случилось, он теперь от нее свободен. Понимаешь – свободен! Это многого стоит. Иногда даже жизни. Тут голос у нее осекся, она стиснула меня так, что захрустели кости, и, сморщившись, тоненько завыла на одной ноте. – Папка… папка, что ж ты наделал… ууууу, старый дурак… А потом встала, с легкостью подхватила меня и скомандовала еще «сырым», но уже решительным голосом: – Вспоминай, где твое тело лежит. Пора возвращаться.
В то утро я так и не добрался до инста. Проснулся в состоянии «меня били, колотили и забросили в кустах». Нога ниже колена распухла и не слушалась, наверно, перелом. Попробовал прощупать, но она ответила такой вспышкой боли, что я взвыл и оставил это дело врачам. Надо бы позвонить в поликлинику, вызвать на дом. Но сперва – Ленке. Трубку взяла сразу же, голос бодрый. – Ну, что, как самочувствие? – Кажется, ногу сломал, а так, вроде, терпимо. Ты сама-то как? Отец, мать? – Я – нормально. Мать во сне умерла. Папка сидит рядом с ней, плачет. Ты хоть понимаешь, какое счастье – он плачет! Он жив, понимаешь? По-настоящему жив. Сейчас вызвала скорую, на трупе видимых повреждений нет, и я рада до усрачки. Хрен они теперь разберутся! Вечером приеду к тебе. Адрес кинь эсэмэской. И еще – ты не только врача вызывай, ты и учителя позови, пусть посмотрит, а то папка тебе энергетику поувечил, это не сразу чувствуется, а потом уже поздно. Папка сам себя залатал, а ты не умеешь.
Первым прибежал Сабыр. Врач пришла уже после двенадцати, диагностировала сильный ушиб и растяжение связок, прописала обезболивающие и сделала фиксирующую повязку. Сабыр в это время пил чай с дядей Пашей на кухне, и выходить к ней наотрез отказался. – Я и так устал, как бобик, сам девушку развлекай! Все равно не поверит, что перелом можно за три часа срастить. В десятом часу вечера заявилась Ленка. Для траура ей даже не пришлось менять обычную форму одежды, а на рожице вместо скорби было написано такое облегчение и детская радость, что как-то уже и не верится, что менее суток назад она терзала (ну, в астрале, да, но ведь как наяву!) человеческое – да человеческое ли? – горло и пила горячую кровь. – Кажется, кто-то обещал найти для меня достойный выход?
|