посмотрел "Мастера и Маргариту" Локшина. Очень понравилось, за исключением пары моментов (о них ниже). Вообще, я с большим предубеждением отношусь к российским фильмам и считаю, что последние нормальные фильмы выпускались у нас только при позднем совке ("Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхаузен" и пр.), но вот "Мастер и Маргарита" Локшина изменил мое мнение о том, что у нас выпускают исключительно унылое Г. Отличный визуал, отличный сценарий, отличная актерская игра - почти все на высоте и не уступает лучшим фильмам мирового кино. Отдельный (и огромный!) плюс фильма в том, что сюжет не идет тупо по книге, во всем ее повторяя, а большее внимание уделяет моментам, которые у Булгакова упомянуты вскользь - т.е. в фильме появляются сцены, которые должны были быть "во вселенной М&M", но которых в книге не было - в частности, писательский суд над Мастером. При этом Локшин очень бережно отнесся к роману Булгакова (за исключением пары моментов, о которых ниже), и эти новые сцены выглядят полностью органично для вселенной М&M. Визуал - отлично показана не столько реальная Москва 30х годов, сколько Москва 30х, совмещенная с социалистическими грезами: массивные, монументальные сооружения, титанический Ленин в центре города, дирижабли в качестве популярного транспорта и так далее. Эта вся стилистика не копирует то, что в книге, но является допустимой вариативностью оригинальной вселенной М&M. Великолепная игра всех актеров. Правда (это первый минус), Фагот Локшина при всех стараниях, конечно, не дотягивает до Фагота "Мастера и Маргариты" 2005 года, где этого персонажа играл Абдулов. Вообще, в книге Фагот - мой любимый персонаж, и мне было грустно видеть, как выжимает из себя все что может Колокольников (сыгравший Фагота в фильме 2023), потому сразу невольно сравниваешь с Абдуловым и сравнение понятно в чью пользу. Но, конечно, невозможно упрекать среднего и, может быть, даже неплохого артиста в том, что он недотягивает до гения. Бегемот в фильме совсем никакой, всегда в виде кота (в романе он пару раз превращался в человека), про Коровьева-Фагота, превращенного из саркастичного юмориста в визгливого клоуна, все уже сказал выше, а вот мрачный Азазелло мне понравился. Воланд в целом, сойдет (актер очень старался), но недостаточно величественен. Мне понравилась необычная композиция фильма - в отличии от романа, где время действия постоянно скачет туда-сюда, Локшин постарался расположить события в более строгом соответствии с хронологией. Это необычно, но вполне смотрибельно. Открывающая роман сцена встречи с дьяволом на Патриаршах оказывается где-то в середине фильма, да еще и расщепляется на две части. Моя основная претензия к "новому виденью" режиссера и сценариста в том, что они зачем-то решили сделать Мастера и Маргариту суицидниками. Это абсолютно лишнее и ненужное. Им вполне достаточно любви и романа Мастера как способа бегства от неприятного мира, другие, более сильные средства очевидно лишние. Еще понравилось сочетание мистических событий и реальности - по крайней мере, в начале это построено так, что кажется, что создателем мира, и в т.ч. самого Воланда и разных происходящих событий является Мастер. Точнее, это не наделенный абсолютным могуществом Творец - происходящее можно увидеть и таким образом, что Мастер "медиум", который просто предвидит то, что должно произойти, но вообще эта неопределенность (почему реальность соответствует тому, что Мастер пишет или даже фантазирует) тонко балансирует на той самой грани между медиумом и творцом, которая и мне самому представляется правильным ответом на вопрос о соотношении реальности и воображения. Мастер как бы постоянно досоздает тот мир, в котором живет он сам, но отнюдь не обладает полным (или даже сколько-нибудь существенным) контролем на тем, что реализуется, а что нет. Дьявол, которого он творит в противовес мелким и жалким людишкам, в итоге дарует Мастеру и его любимой свободу и покой.
|