Цитата:
У Клима Жукова есть видео. Не думаю что он занимается всякой фигнёй, а транслирует более-менее устоявшиеся в научной среде представления.
подозревал, что будет именно такой ответ, про Жукова.
в общем, это случай испорченного телефона - устная речь не так точна, как письменная, смещение акцентов, преувеличение и неуказание цитат для устной речи нормально. Плюс к этому ты еще и по-своему понял услышанное, в итоге имеем викингов, которые стыдились того, что они викинги.
Цитата:
Поясню на современный лад, хотя это фигня.
В 90-ые было некоторое количество людей, которые занимались рэкетом, вымогательством и так далее. И даже когда все дети мечтали быть "новыми русскими" или "бандитами", почему-то слово имели немного негативную окраску. И да, некоторые из тех легализовались в обществе, но термин стал ещё более негативным.
Аналогия очень сильно хромает, т.к. до этого "бандит" - это плохо, во время 90х - "бандит" это плохо (для всех, кроме небольшой категории людей), и сейчас плохо. Т.е. слово всегда несло негативную окраску, а бандитские действия всегда преследовались государством (пусть даже в некоторые периоды государство этого делать не могло). В то же время, "морские короли" - это словечко совсем другого рода. Да, бандиты (с нашей точки зрения) - но в те времена было доблестью сплавать и пограбить.
Цитата:
Цитата:
ще какую негативную! С точки зрения тех, кого они грабили.
Нет, с точки зрения даже родственника этого викинга.
только если действия викинга как-либо прямо мешали его более солидному родственнику (например, солидный родственник заключает с кем-то союз, а викинг его грабит - да, тогда могут быть вопли в духе "чертов разбойник, что он творит"). В общем же случае - нет. И для большинства родственников (уже вовсе не солидных, а бедных), удачливый викинг - это благородный герой, который привозит добычу и кормит семью (в т.ч. этих самых родственников).
Цитата:
С чего этому слову быть положительным.
Давай серьёзно разберёмся.
Вот есть чувак, агрессивный, которые бьёт свои соседям и родственникам морды. Это хорошо? Нет. Он проблемы на свой привлекает. И ладно резать соседей в ходе спора за пастбища и поля, он же просто создаёт проблемы на пустом месте - ему моча в голову ударит и он творит чё попало.
Агрессивное поведение вообще нормально для молодых мужчин того времени. И естественно, что выплеск их агрессии в полезное русло (грабеж и мордобитие не дома, а в другой стране) только приветствовали. И воспевали доблесть вернувшихся с добычей и героизм павших.
Цитата:
Дальше, этот утырок, вместо того, чтобы работать и делать свой род/клан богаче, влиятельней и тому-подобное просто куда-то сбежал.
какая еще работа и богатство? Скандинавия, бедная земля. Сельским хозяйством кое-как прокормиться можно, но все лучшие земли заняты местной знатью. Для небедного, но и небогатого человека именно морские походы становятся социальным лифтом и шансом разбогатеть. Если же он тупо будет работать на крошечном клочке земли, который приносит мало урожая (ибо холодно, земля каменистая и соленая и т.д.) - то сьедет в категорию бедных, а дети его, вполне возможно, станут трэллями (рабами), т.к. в плохую зиму будут вынуждены продавать себя богачам, чтобы прокормиться.
Цитата:
Рабочие руки, которые могли производить много всякого полезного просто пропали.
Работать в поле - зазорно.
Викинг уплывал и если возвращался, то привозил с собой раба или парочку. И работали за него уже рабы. При том много рабов взять было нельзя, из-за бедности и скудости земли.
Цитата:
Руки, которые могли бы защитить интересны рода и клана в неких местных мелких разборках - пропали. И, например, твой ребёнок из-за этого сдох с голоду.
Руки крестьянина как бойца мало что значат в случае разборок. А вот руки "бандита" и "бойца" значат многое. И оружие у него есть, и все остальное.
Цитата:
И ладно бы он ушёл в набег, а потом вернулся с неким богатством, рабами и т.п. Хоть как-то можно простить, что он родственников кинул в трудный момент. А он, сволочь такая, просто сдох в этом походе.
Он ушел не один. Ушла ватага молодых парней-бузотеров. Окей, треть из них не вернулась. Зато две трети вернулись богатыми, с рабами и проч. Клан доволен, чествует победителей, матери в сторонке оплакивают погибших, девушки влюбляются в отважных героев-бадитов (а теперь еще и богатых).
Цитата:
А он может через 20 лет походов просто вернуться ни с чем, потому что всё где-то там в этих походах просрал.
В большинстве случаев набеги викингов носили сезонный характер. На зиму они к себе возвращались домой. Более года они могли отсутствовать лишь в случае, если нанимались кого-то крышевать, но это уже был джек-пот, считай: и нет риска особого, и куча бабла. Из длительного отсутствия викинг нищим мог вернуться лишь в случае, если все дары нанимателя он пропил и прогулял, но это уж его личная вина, а не особенность "профессии".
Цитата:
Да ещё с собой привести груз в виде кровной мести и обид каких-нибудь князей, и теперь, например, тебе к дальним родственникам не съездить, потому что этот могучий херой успел везде нагадить.
Да, это издержки.
Цитата:
Допустим, этот викинг не успел особо нигде нагадить, два-три-четыре года насиловал-грабил-убивал, приехал богатый домой... а него "афганский синдром". Крыша подтекает. У теперь у тебя в роду, в твоей семье живёт псих, который в любой момент может взять и убить кого-то, потому что привык.
Тогдашняя знать вся такая была, так что для них это в порядке вещей. Да, такие вещи происходили достаточно часто, но никто из этого не делал выводов о том, что вообще убивать плохо. Ругали лишь того, кто убивал не тех, и не так.
Цитата:
Вот как к этому человеку можно относиться хорошо?
Поразительно другое: у нас и сейчас к таким резким да дерзким относятся очень лояльно, особенно женщины. Потому что инстинкты - такой чувак кажется высокопримативным самцом, а значит и привлекательным.
Цитата:
Ещё напомню, в родоплеменном обществе одно из самых тяжких наказаний для человека - это изгнание из рода/клана/племени/города, оно даже хуже смерти может быть. А тут у нас люди, которые добровольно отрезают себя от своего рода/клана.
Почему отрезают? Он идет в поход со своими родственниками и соседями. Возвращается на зиму в свой клан. Никакого отрезания нет.
Цитата:
В рамках родоплеменной традиции, рассказывая о человеке, нужно в том числе подробно описать его предков, указав его лучшие качества и достоинства. И что мы видим? Ничего о том, как Ульв ходил в викинг нет. Сколько он убил людей, сколько ограбил, где был. Ничего. Зато очень подробно описывается каким хорошим и порядочным человеком он был, как он много работал, как давал полезные советы.
Ты "Сагу об Эгиле" полностью читал?
На всякий случай напомню, что главный герой саги - конченный неадекват, убийца, постоянно затевающий ссоры на пустом месте. Но при этом он герой и скальд, и ему сопереживаешь.
А то, что в абзаце не упомянули, кого именно грабил старый викинг во времена своей молодости - ну это так себе довод.
Если про каждого подробно все писать, сага была бы намного больше и намного менее читабельной.