Проблема поиска наиболее эффективных механик в том, что после нахождения такой в 99% времени наиболее эффективным образом действий будет эту механику и использовать. В случае турниров, впрочем, это довольно обычная ситуация - в том же ДнД 3.5 (где вариации билдов наиболее обширны) на высоких уровнях в турнире обычно выигрывает тот, кто первый ходит. То есть, в более-менее сбалансированной системе у персонажа не будет возможности стать максимально эффективным во всех областях сразу. Эффективным - да, оптимизированный персонаж может превосходить неоптимизированного во всем, но узкоспециализированного - не обгонит.
В ролевках, впрочем, такое происходит крайне редко - как правило, персонажи там не заточены исключительно под одну функцию (тот же Гаспар после получения ЧП применял и другие способности), однако в турнирах такого избежать сложнее. Даже в хеллаэнской системе, где, казалось бы, Формы дают большую свободу действий, на турнире эта свобода прекращается, поскольку максимальную эффективность дает строго определенный подход (я про последний турнир, а не те, где мы проверяли механики), и при всем многообразии Форм заклятья, составленные без профильных навыков, просто ничего не смогут противопоставить профильным заклятьям противника.
Построение билда само по себе действительно может быть очень увлекательным занятием, но в этом плане лично мне как-раз больше нравится создавать персонажей под реальные игры - в моем случае, таких, которые будут высокоэффективны в паре областей и компетентны - в нескольких других. Так, чтобы в любой ситуации персонаж смог как-то вложиться в процесс (в случае групповой игры). Но тут, разумеется, нужна расписанная система, где можно выбирать из многообразия опций.
https://app.demiplane.com/nexus/pathfinder2e - взять тот же Pathfinder 2e - там порядка двух десятков классов, под пятьдесят рас с разными вариантами происхождений, несколько десятков архетипов, и все это можно смешивать.
Самодельные системы, вероятно, должны быть на порядок проще, однако это не значит, что в них меньше вариативность - скорее, в них должны быть продуманы шаблоны рас, классов, заклинаний и прочего.
В Энфайе, скорее всего, на какой-то стадии персонажи будут (или могут быть) достаточно разносторонними, чтобы иметь возможность эффективно применять в игровом процессе разные способности. Однако, безусловно, на первых порах естественным стремлением (возможно, необоснованным, потому что в любом случае противник будет балансироваться относительно текущего уровня силы) будет организовать базу, перекрывающую основные аспекты.