Морган писал(а):
В рамках библейского мифа - конечно, лучше было бы не рождаться, т.к. при жизни мы не были достаточно послушны "тому самому правильному богу" (истинность указаний которого никоим образом нельзя установить, т.к. множество "откровений" и интерпретаций этих откровений утверждают, что истинны именно они, а объективная проверка при жизни невозможна), и за то, что "не угадали" с религией, или с конфессией в рамках одной религии - будем вечно гореть в аду.
Тут есть разница между "мифологическими событиями" и "мифологической идеологией". Это как раз второе.
Морган писал(а):
и как, удалось приучить? сейчас лучше соблюдают 10 заповедей, чем прежде (особенно 1ю)? если нет - то либо методы "приучения к горшку" совершенно неверные, либо эта аналогия в принципе не годится.
Дичайшие, самые слабо прирученные люди современности способны поддерживать общественный порядок на уровне наиболее прогрессивных государств античности и средневековья.
Откровенно неподъемный для библейских евреев подход правил дублируется сейчас в любой юридической системе — и их исполнение считается лишь базовым уровнем компетентности, от человека прогрессивного требуется куда больше.
Людьми "зеленой" парадигмы, ставящими или хотя бы честно пытающихся ставить других наравне с собой, теперь вообще никого не удивишь.
Но да, формально ты прав. Мы как цивилизация без подсказки отбросили или заменили кучу очень нужных правил. Но, если говорить в ключе той аналогии, не переживаем ли мы о "горшке", если теперь давно пользуемся туалетом — так ли необходимы современным нам отброшенные за ненадобностью древние правила?
Морган писал(а):
замечательная аналогия, особенно с учетом того, что Христа называют "вторым Адамом", и утверждают, что он не имел первородного греха, как Адам (т.е. по твоей аналогии - ходил в подгузниках).
Это странное понимание аналогии. Подгузники — "беспроблемный" Эдем. Их отсутствие — наш мир.
Горшок или унитаз — это уже разного порядка взрослости способы решить проблему отсутствия подгузников.
А ты фактически объясняешь чистоту человека, уже умеющего пользоваться туалетом, наличием подгузников
Морган писал(а):
Про несоответствие этой аналогии описанному в Библии и говорить не приходится: будь она верна, на страницах Библии бог ТРЕБОВАЛ бы от Адама свалить из райского сада, а не угрожал бы ему смертью.
Т.е. выгнал, как там прямо написано:
Цитата из книги
Бытия 3:23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
|
Морган писал(а):
А при чем тут воспитание (т.е. какие-то действия со стороны отца)? Тебя УЖЕ как-то воспитали к моменту, когда ты покинул отчий дом, у тебя к этому моменту УЖЕ было сформировано какое-то уважение к отцу и ты в силу этого уважения не будешь при нем нажираться.
Аналогия с библейским богом была бы совершенно иная: "я хочу напиться, но при отце не буду, потому что тогда он возьмет кухонный нож и разрежет на части мою дочку."
Или "забудет, что я уже взрослый, и очень обидно и больно даст в ухо".
Морган писал(а):
Нет, ее как-то писали фанатичные, глубоковерующие люди.
Я говорю об эффекте наблюдателя. В памяти не одинаковой мерой сохраняются все события — и катаклизмы вместе с чудесами история сохраняет куда лучше, чем ровные хорошие годы.
Особенно если история намеренно пишется в "назидательной" манере, когда на обсуждение ошибки и смакование наказания тратится большая часть усилий. Причем это фишка не только моралистической по стилю Библии, а любой призванной решить какую-то проблему системы знаний — материалы о рациональности тоже на 90% состоят из обсуждения ошибок.
Морган писал(а):
это текст, на который мы вынуждены опираться, чтобы не утонуть в полном произволе.
и в этом тексте язычникам, идолопоклонникам, колдунам и т.д. отведена крайне незавидная участь, без вариантов. О них вообще речи не идет, и никакой "помощи" им в принципе нет. Сами же иудеи поделены на отдельных "праведников" и "пророков", с которыми идет какое-то общение и взаимодействие и всех остальных, помощь которым оказывается крайне редко, и носит общий характер (победа в войне например), а адресный - никогда или почти никогда.
Это текст, в котором язычникам и ко не могла быть отведена завидная участь — иначе кто захочет напрягаться?
Морган писал(а):
Какая еще порка, если ты только что сказал, что "отец" отпустил свое "совершеннолетнее чадо" в свободное плаванье? Типа "живи своим умом, но если ты будешь отступать от моих правил жизни, то я буду приходить к тебе домой и избивать тебя до полусмерти?"
Если твой, даже взрослый, ребенок поставит пятно на рубашке — ты это, конечно, проигнорируешь. Возможно, поворчишь о нравах молодежи...
Но если речь пойдет о чем-то серьезном, вроде запоев или наркотиков — долго ли будет отец помнить о тысячу раз заявленной им независимости своего чада?
Морган писал(а):
Как же я ненавижу вот это любимое у христианских апологетов сравнение с детьми.
Жестокости, насилия, убийства - это не какие-то там "синяки" и "детские обиды". Ну неправильно, принципиально неправильно одно с другим сравнивать.
И ты забываешь, что огромное количество поколений так и умерло в этой тотальной жестокости и в тяготах недружелюбного мира.
В каком масштабе смотреть. Для человека это трагедия, а для человечества именно что синяк. И осыпающиеся волосы.
Морган писал(а):
Нет: мы отказались от религии и научились лечить болезни лекарствами, а не молитвами к "Отцу небесному" (на чем настаивал Христос) - в результате тащим в рот столько же гадости, но умираем от нее реже. И драться перестали не в силу соблюдения морально-этических норм христианства или иудаизма (кстати, в иудаизме никакого запрета на войну нет, да и в христианстве знаменитое "сражайся с врагами отечества..." присутствует), а потому что сотрудничество на данном этапе оказалось более экономически выгодным и мы за счет науки получили изобилие. Если засрем планету или исчерпаем все ресурсы - снова будем драться как миленькие. Ничего в природе людей не изменилось, вообще. Мы убийцы и хищники, только вот благодаря полученному изобилию убиваем теперь в виртуальном пространстве - в ролевках, в компьютерных играх, в фильмах, но наше стремление к процессу убийства никуда не делось. Завтра условия жизни изменятся, станут более тяжелыми (например, атомная война и постапокалипсический мир) - будем убивать в реале как миленькие, не хуже наших предков. А кто убивать не будет - тупо вымрет или будет убит, или попадет в рабство.
Полностью согласен. Но добавлю к этому — попытка дать изобилие иммигрантам из третьего мира не делает их цивилизованными людьми; а попытки навязать им эффективные институты, чудесно работающие в цивилизованных странах, заканчивается провалом страна за страной.
Т.е. сложно сказать, что случится при утрате изобилия и институтов цивилизованными людьми — но их механическое обретение, которое мы можем наблюдать довольно часто, имеет весьма сомнительный эффект. Вероятно, дело не только в их наличии.
Морган писал(а):
у тебя забавно получается, не замечаешь? То надо быть НЕ послушным, сьесть плод с дерева добра и зла против воли бога - то наоборот: надо быть послушным, чтобы получить больше плюшек. Т.е. получается по твоей версии, что СНАЧАЛА люди были достаточно взрослыми, чтобы "поступить правильно" - совершить грехопадение, познать добро и зло и оказаться во внешнем мире; а затем ВНЕЗАПНО стали очень маленькими, и их за примерное поведение начали вознаграждать. Не удивляют такие внутренние противоречия в твоей теории?
Ты путаешь "правильно" и "неизбежно". Правильно ли нарушать предписание Бога? Нет — и это одинаково правда для Адама, и для Иакова, и даже для Семена Семеныча. Но неизбежно ли нарушение? Да. Ожидаемо ли оно для взрослого? Конечно, да.
Я даже скажу, что некоторым подобным нарушениям взрослые специально попустительствуют — лучше ребенок проявит непослушность рано и макнет палец в горячий чай, чем позже засунет руку в огонь. И понимание ребенком концепции "горячо" куда полезнее в жизни и куда больше радует родителей в конце концов, чем послушность указаниям "руку в огонь нельзя".
Изгнание — не награда, и оно мной так не позиционируется, но и наказание это только по сравнению с мягким Эдемом. А свою "награду" Адам сожрал сам (как зефирку на столе).
Морган писал(а):
Только в твоих фантазиях. В реальности слишком доминирующий отец воспитает скорее слабого, зависимого, неспособного к самостоятельным решениям ребенка. Патриархальный - не значит жестокий тиран и диктатор. Открою секрет: в ряде патриархальных обществах древности вообще запрещалось бить мальчиков именно потому, что не хотели прививать им страх, а хотели воспитать будущих воинов (били только рабов, а не свободных). Для того, чтобы понять, что такое "патриархальная семья", надо не на крестьянскую семью смотреть (они, как правило, потомки рабов или крепостных, для них побои в порядке вещей), а на семью аристократов или семью дикарей, или тех, кто недавно были дикарями - побои в таких семьях никакая не норма.
Возможно. Но никакие, настоящие или в очередной раз идеализированные, секреты не отменяют того, что строгие наказания не мешают воспитывать взрослых людей.
Плюс, нужно помнить, что "избиение" человека — это тоже метафора, и мы можем долго спорить о ее правомерности.
Морган писал(а):
Для меня остается загадкой - зачем тебе вообще христианство? Придумай свою собственную религию, где все будет так, как ты хочешь. Нет, вместо этого ты берешь и перекраиваешь существующую. Не ты первый, конечно, так поступаешь - но можно же как-то все-таки отрефлексировать этот процесс и не заниматься ерундой?
Пока тексты в основном не противоречат этому толкованию — зачем?
Но размышления о создании религий — это интересный опыт, дающий важные подсказки о религиозных текстах вообще: например, если религия не "создает себе легитимность", зачем она вообще?
Морган писал(а):
не изменились. В НЗ полно новых табу, вроде хулы на Духа Святого.
Полно правил, согласен. Но, если ты начнешь искать, окажется, что они сконцентрированы в послеевангельских текстах.
Морган писал(а):
Не изменился и подход - вообще никак: кто в Христа не верит - погибнет 2й смертью, а кто верит, да еще и верно угадал с деноминацией - тот обожится.
Я имел в виду палки вроде огненного дождя или хотя бы странной смерти кого-то из еврейских лидеров-грешников. По-моему, в НЗ вообще только "позитивные" чудеса.
Морган писал(а):
При том по мере погружения запретов все больше. Это только внешним кажется, что запретов почти нет.
Реализация, как я уже писал, скатилась назад к уровню правил вместо уровня принципов.
Морган писал(а):
Я не приемлю этих твоих рассуждений
Морган писал(а):
Не то, чтобы я пренебрежительно относился лично к тебе (вовсе нет), просто в рамках данной логики - прежде чем "повзрослеть", надо пройти предыдущие ступени развития, верно? А ты их не прошел. Ты не погружался в христианство достаточно глубоко, не воцерковлялся, не постригался в монахи, не вел аскетическую жизнь в течении хотя бы пары десятков лет - как же ты можешь, признавая истиной данный этап - претендовать на понимание следующего?
Я был очень послушным ребенком — но на альтруизм я не претендую. Высоковато для меня, если честно — мне для начала бы все проблемы уровня подростка закрыть...
Но кое в чем ты прав. Если ты позволишь использовать терминологию спиральной динамики, я спокойно понимаю, что болит людям на более низких уровнях от "бежевого" до "синего" — они не вызывают яркой эмоциональной реакции, но я их могу понять и сопереживать им и интеллектуально, и эмоционально; я буквально живу проблемами "оранжевого" — они меня цепляют больше всего; я мозгами могу понять "зеленых" — но полноценно сопереживать этим психам я не могу; "желтый" и дальше — даже на чисто умственном слое выглядят не просто "мутно", а как попытка дальтоника описать цвет слепому.
Морган писал(а):
И твое виденье Христа как прекраснодушного либерала-гумманиста - из той же оперы, в общем. Смотришь на текст 2хтысячелетней давности через призму своих современных представлений и акцентируешь внимание на том, что нравится лично тебе, а что не нравится - предпочитаешь не замечать или воспринимать как "ну, это они тогда были такие глупенькие детишки в подгузниках, а теперь мы (я) выросли и понимаем истинный смысл." Между тем, Христос - фанатик-милленарист, который грозит второй смертью за ругательство, и ни к какой самостоятельности и ответственности людей не призывает, наоборот: он говорит о себе как о единственном способе спасения и о том, что все упования надо возложить на Бога, не надо заботиться о завтрашнем дне, надо раздать все имущество и т.д.
Посмотри на (публичные заявления — вроде как Библия) современных "зеленых" или любых других активистов. Найди десять отличий
Уменьшить выбросы СО2 — единственный способ спасения! Не переживайте за экономику или свои богатства — уменьшайте потребление СО2!
...очистите разум от мыслей и атмосферу от углекислоты!