Lex писал(а):
Язычество меня не устраивает тем, что по по сути своей обрекает на страдания. Можно радоваться тому, что есть... но рано или поздно оно исчезнет, причинив тебе лишь страдания. В нем всегда присутствует обреченность. И хотя я понимаю этот героический бой против непобедимого противника, эту тоску воина, мне она кажется неполноценной.
1. Хорошо это или плохо, но так оно есть. Все рано или поздно исчезнет. Страдание является неизбывной частью жизни (хотя жизнь состоит не только из страдания). Да, в язычестве ситуацию нельзя "переиграть", нельзя снять любую проблему, просто попросив Бога ее решить, нет волшебной кнопки "прости", которая мгновенно обнуляет все совершенные тобой ранее ошибки и злодеяния - да, всего этого в язычестве нет. Именно поэтому язычество развивает в человеке чувство ответственности.
2. В определенном смысле, буддизм даже большая противоположность язычеству, чем монотеистические верования. С одной стороны, буддизм и язычество (по крайней мере, некоторые его разновидности) очень похожи, очень много общего: и там и там множество богов, перерождение душ, имманентность миру зла и страданий и так далее. Но буддизм из этих обстоятельств делает вывод, что надо отстраниться от мира, а язычество - предлагает полностью противоположное: данная реальность, пусть она и "неистинная", иллюзорная, в ней много негатива - но она при этом является пространством для творчества и самореализации. Язычник не ищет путей бегства, а делает свою жизнь полнее, насыщеннее, разнообразнее. Если буддист концентрируется на том, что стакан наполовину пуст и все - страдание, то язычник - на том, что стакан наполовину полон и вообще наслаждаться тем, что есть, пока есть такая возможность. При этом "потом" не будет плохо - просто того, что есть сейчас, "потом" не будет, поэтому надо ловить момент. "Потом" будет что-то другое, и в этом "потом" язычник также будет искать возможности для счастья и самореализации.
В общем, я совершенно не принимаю упрек насчет депрессивности и обреченности в язычестве - это в какой-то мере, может быть, справедливо по отношению к буддизму (хотя буддисты, конечно, тоже скажут, что все не совсем так), но уж точно несправедливо по отношению к язычеству. Язычество - самая жизнеутверждающая религия из возможных, не пропагандирующая эскапизм (в отличии от христианства и буддизма), а призывающая видеть лучшее в окружающем мир и наслаждаться им здесь и сейчас.
Я по натуре эскапист, и христианство в моей молодости еще более усилило во мне этот недостаток (хотя не только христианство, конечно, были и другие вредные источники идей, которыми я по молодости пользовался, не умея их еще фильтровать). Именно благодаря язычеству этот внутренний дефект исправился и исправляется.