Морган писал(а):
Т.е. я, конечно, понимаю, что хочется и рыбку сьесть, и на елку взлезть, но весь этот языческий позитив противоречит тому, чем было христианство всю свою историю. И чисто логически непонятно (если оставить в стороне желание иметь комфортное, удобное для себя христианство) - зачем "оязычивать" христианство теперь.
Как я уже писал там выше, не "всю свою историю". Отрешенные рожи на иконографии (как и запрет на изображения) совсем не ключевая атрибутика, а применение одного из богословских толкований, удобного для миссионерства в то время – то есть еще одни "рюшечки" вроде стилизации под аниме, только на пару столетий более ранние
Из "Диспетчера атаки" Шульги, прекрасная маленькая вещь о динамическом каноне и рюшечках
Цитата:
- В любом случае идеология использует диалог. Изменился лишь его характер и качество. Раньше адепты могли применять статичный канон, не менявшийся с годами, и индивидуальную работу. Популярность философской системы или учения зависела оттого, насколько хорошо отец-основатель мог совместить в тексте общие вещи и детали, которые могли привлечь людей больше, чем громкие декларации. Чем более "всеохватным" был текст, тем больше людей он мог заинтересовать, но терялось качество и точность описания. Общий характер текста уже предполагает то, что часть информации будет искажена. Отсюда источники ересей. Популяризация учения, особенно во времена, когда еще не было книгопечатания, происходила по длинной коммуникативной цепи - от адептов через менеджеров среднего звена в виде настоятелей и проповедников до паствы. На каждом участке цепи происходило искажение информации. Отсюда требования к чистоте учения и неприкосновенности канонического текста. В любом случае мы имеем первое: искажение первоначального текста, второе - медленная скорость диалога и третье: необходимость учитывать особенности каждого. Чтобы корректировать искажения передачи, нужно было ускорять обмен. Вместе с этим нужно было говорить человеку те слова, которые он мог бы услышать и воспринять. Чье-то воображение поражает Страшный суд, чье-то - страдания Иова. Где-то надо усилить эффект, где-то сместить акцент. Понимаешь? Библия каждый раз должна переписываться заново. Искажение канона недопустимо, потому что прогнозировать влияние изменений было невозможно. Вожжи выпали бы из рук. Коррекция искажений занимала в лучшем случае часы, обычно дни и недели. В общем, дилемма: либо качество и малая популярность, либо количество, но повышенная склонность паствы к ересям и отступлениям.