Немного завидую писателям, которые пишут "от ума". Т.е. человек рационально придумывает мир, сюжет, все особенности и воплощает - пусть только на бумаге - свои идеалы и представления. Получается мир его мечты, где все действуют так, как хочет писатель. Книга при этом, правда, скорее всего будет хреновой, но зато писатель доволен. Завидую.
У меня абсолютно другая хрень. Конечно, книги отражают какие-то мои представления, без этого никуда. Но иногда возникает... приличных слов нет, одни маты остались. Про высвечивание незнакомых предметов в темной комнате маленьким фонариком я уже как-то говорил. Но иногда высвечивается такое, чего я совершенно не ждал и не хотел.
Вот есть Кельрион "эпохи богов" со своими странами, культурными особенностями, запутанной историй и т.д. Процесс сочинительства для меня похож на вглядывание в нечто очень смутное и едва уловимое - и вот, по мере вглядывания, оно начинает обретать форму и краски. Т.е. даже на раннем этапе можно примерно прикинуть, каким оно будет в целом, ничего или почти ничего не зная о деталях.
Я люблю всех своих героев, хороших, плохих, никаких, все миры и страны. Не восхищаюсь (наоборот - обычно я раздражен и неудовлетворен тем, что сделано), а именно люблю - примерно как добрая заботливая мама любит всех своих детей, даже если некоторые из них стали уголовниками, другие подсели на наркоту, а третьи вообще родились недоношенными. Но хотя и люблю, но всех по-разному.
Ну так вот. Хальстальфар появился очень давно. Теперь его название больше раздражает, я вижу, что оно слишком неудобное и неблагозвучное при постоянном использовании, я думаю, что в будущем, возможно, я его заменю - не в смысле "отныне считать небывшим", а в смысле: вот есть к примеру "Российская Федерация", но в обычной речи это словосочетание употребляют редко, используя другое - "Россия" (думаю, жители Хальстальфара и соседних стран должны были поступать ровно также). Но хрен с названием, само ощущение от этой страны всегда вызывало во мне какие-то позитивные чувства. Такое немного идеализированное средневековье с высокими замками и сильными, красивыми голубоглазыми блондинами ("настоящими арийцами", ага). Толкиновский Нуменор или Гондор/Арнор в эпоху расцвета, что-то в этом духе. Самое сильное государство в мире, достаточно большое, но не гипертрофированным монстром, который охватит собой вообще все. Скорее США, чем империя Чингиз-хана - т.е. более склонная к установлению своего порядка, чем к прямому завоеванию. Управляемая военной аристократией с очень, очень хорошими боевыми качества (как врожденными, так и развитыми) и героическо-рыцарской культурой.
Короче, не страна, а сказка. Почти идеальное воплощение мечтаний моей сознательной части (как мне казалось, когда я смотрел на Хальстальфар издалека, видя его в неопределенно-туманной дымке).
Я почти ничего не писал про Хальстальфар - ни в черновом варианте книги, ни в том, который в итоге увидел свет ("Князь лжи" и продолжение). Льюис был из Хальстальфара, но он не был "халем" - т.е. представителем народности тех самых красивых-высоких-голубоглазых, из которых преимущественно состояла аристократия - Люьис был незнатным человеком, из той же этнической группы, которая заселяла, например, Эйнавар (Речное Королевство): т.е. часть этой обширной группы создала Эйнавар, другая смешалась с населением Алмазных Княжеств, а еще весьма значительную часть покорили северяне-хали (или халленги - не буду сейчас вдаваться в различие этих слов, иначе расплывусь мыслью по древу еще больше; просто констатирую, что различие есть). Все события происходят где-то еще, но только не в Хальстальфаре, и хотя эта страна и ощущается некой значительной массой в пространстве "темной комнаты", но фонарик прямо к ней не поворачивается ни разу, сосредотачиваясь на чем-то еще.
Однако, что-то время от времени выхватывается, по кусочкам, по частям. Я не хочу растягивать цикл "Кельрион: эпоха богов" еще больше, но иногда думаю о том, что было бы здорово расписать дорогую моему сердцу страну более подробно. Может быть, одну книгу? или две? Но я понимаю, что это будет. Если "гадкий утенок" Ильсильвар (вы удивитесь, но изначально я видел его именно таким) расцвел и стал удивительно интересен (для меня), стоило только чуть-чуть в него углубится - то что же будет, когда я займусь Хальстальфаром? А ведь есть еще Халлари - далекий наследник Хальстальфара, уже в эпоху Уилара Бергона, и историю его я тоже хотел расписать... никакой жизни не хватит, чтобы написать все, что я хочу. Так что мысль заняться Хальстальфаром вплотную я всегда отгонял. Не время, товарищи, есть и другие, более актуальные вещи.
Но при всем при этом какие-то кусочки информации продолжали накапливаться, ну просто вынуждено, потому что Хальстальфар не изолирован от других стран, а как-то с ними взаимодействует, влияет, о нем говорят, его как-то по-своему видят. И вот, работая над "Корзиной желаний", в какой-то момент я
оху обалдел и начал завидовать тем, кто пишет рационально, от ума, все самостоятельно придумывая.
Оказывается, моя любимая, дорогая моему сердцу страна глубоко феминистична.
Это был просто удар обухом по голове. Нет, там не матриархат. Там именно воплощены идеалы мерзкого гендерного равноправия. Я убежденный антифеминист и сторонник патриархата (желательно - по восточному образцу, когда женщины сидят в гареме и не пищат), а все вопросы решают мужчины, как и должно быть. И вдруг моя страна-сказка поворачивается другой стороной и я вижу все то, что меня как человека глубоко возмущает, что кажется неправильным, глубоко порочным и разрушительным. И я не могу с этим ничего поделать, потому что не пишу "от ума", я не могу сделать Хальстальфар патриархальным только потому, что мне этого хочется.
В общем, я в печали. Иногда моя муза удручает.
Человек, который рационально конструирует мир, не обязательно будет делать его своей утопией. Он может привнести в него и то, что ему не нравится по каким-то причинам (например, для того, чтобы показать то, что ему не нравится).
По поводу равноправия в обществе Хальстальфара, то это смотрится органичным. Это же народ воинов, а на поле боя не до игр в даму и кавалера. И если женщины там тоже воины, то все правильно.
И по поводу патриархата, особенно по восточному образцу, то ведь он означает отсутствие у женщины права голоса (и зачастую образования). А поэтому никакой демократии, разве что принимать за народ, который правит, исключительно мужчин.
И в силу уже сказанного - исключение половины населения из активной общественной жизни. Что в патриархате хорошего?
А в плане фентези историй изображение исключительно патриархата будет означать, что не будет женщин-героинь, кроме тех, что встречают, провожают и занимаются любовью с мужчинами-героями. То есть в принципе, это будут истории только про мужчин. И никаких Рыжих Сонь, героинь-воительниц Перумова (в том числе валькирии) и даже Галадриэли и Лютиэнь (первой потому, что царственна, а второй потому, что отправляется спасать своего мужчину, чего те, что в гареме сидят и "не пищат", никогда не сделают). Не было бы тогда и Сигрлинн, которая разрушила Ночную Империю Хедина, и уж тем более Йеннифэр.
И Эовин тоже бы не было, и многих еще.
Если ограничиваться патриархатом, особенно восточного типа, то о чем там будет писать? О том, как мужчины сражаются друг с другом за ресурсы и за женщин? Ну или еще допустим, как несколько героев-мужчин победили злого джинна?
При изображении исключительно патриархального общества фэнтези-литература стала бы куда более скучной и ограниченной.
Да и прочитали бы её в патриархальном обществе, кстати, одни мужчины (женщины же неграмотные сидели бы
).