Касательно роли личности в истории и примата безличностных общественных процессов. Я лично такую дихотомию считаю заведомо ложной и манипулятивной, в которой заложен крайне вредный посыл, что примат безличностных общественных процессов означает превращение людей в некую серую массу, в винтики в общественном механизме, а значит страх-смерть-ужас-тоталитаризм. Однако, сначала разберём саму эту дихотомию "роль личности" и "общественный процесс". Из чего слагается любой общественный процесс, начиная от распространения технологий, заканчивая вооружённым восстанием? Общественный процесс слагается из волений каждого отдельного человека или группы людей. У каждого человека есть свои вполне понятные, может быть не всегда им лично осознаваемые интересы и потребности, которые он естественно хочет удовлетворить. А так как каждый конкретный человек не существует в собственной индивидуальной вселенной, а существует во вполне конкретном обществе, в определённом культурном и физическом пространстве, в некотором окружении из других людей, этот человек удовлетворяет свои потребности и интересы достаточно ограниченным набором методов. Но для этого человек должен так или иначе совершить некий воления. Естественно, это делает не один человек, а каждый конкретный человек, в каждый конкретный момент времени. И это совокупное воление большого количества людей, взаимодействие этих многих, разнонаправленных волений и есть общественный процесс. Этот общественный процесс может обретать разную форму: рабы поднимают восстания, крестьяне сбегают в Сибирь, люди массово записываются в добровольцы и волонтёры или приходят на избирательный участок и ставят галочку. Демократические выборы - это лишь один из общественных институтов, один из методов, посредством которого люди выказывают свою волю, одна из форм протекания общественного процесса.
Если мы говорим, что о примате личности над общественными процессами, то необходимым выводом из этого является и примат личности над демократическими процедурами и результатами этих процедур, в том числе над демократическими выборами и их результатами. А так как примат одной личности над другой явление абсолютно обыденное, так как человеческое общество в своей основе является иерархическим, неизбежным следствием из этого является вывод о существование неких особых личностей, которые в силу своих уникальных талантов, навыков, харизмы или чего-нибудь чего обязаны обладать полным доминированием над всеми силами общества, общественными процедурами, процессами и так далее. Если личность доминирует над общественными процессами, почему вот эта конкретная личность должна что-то там обращать внимание на какие-то там демократические выборы? Зачем эти выборы вообще, если любая личность над ними доминирует?
Нет. Личность именно что ничтожна на на фоне общественных процессов. Да, разные личности имеют разные возможности для реализации своей воли, но каким бы самодержавным царём не была бы эта личность, общественный процесс утвердить ничтожность её апоплексическим ударом табакеркой в висок.
Сама идея демократических выборов, заключается не в том, чтобы выбрать некую уникальную и неповторимую личность, которая подчинит себе общественные процессы и что-то с ними сделает. А выбрать исполнителя общественной воли, инструмент. И если инструмент вдруг оказался негоден, его можно выкинуть и взять другой. Но этого нельзя сделать с личностью, доминирующей над общественным процессом, общественной волей. Демократ, если он последовательный демократ, не имеет право относиться к Президенту, Премьеру, кандидату, депутату, иначе, чем как к инструменту осуществляющем его или чью-либо другую волю. Когда я вижу какое-либо другое отношение, от человека, который называет себя демократом, для меня это означает одну из трёх вещей: либо этот человек врёт, что он демократ, либо он страдает психическими расстройствами, либо он не провёл достаточную работу над собой и просто не понимает, ни что он и кто он, ни что такое демократия.
Второе, о безличных общественных процессов. А они не безличны. Они вполне себе личностны. Общественный процесс - это взаимодействие совокупных волей множества людей, и как совокупная воля слагается из множества конкретных волей конкретных людей, так и осуществляется она соборной личностью, слагаемой из личности многих людей осуществляющих свою волю. Общественный процесс не более безличен, чем взаимодействия продавца и покупателя или преступника и жертвы, он несёт, неизбежно, в себе отпечаток всех личностей принимающих в нём участие, от личностей конкретных людей, до больших и малых соборных личностей. Обезличивание общества, придание ему черт безумного и бездумного животного, толпы, серой массы - это манипулятивный приём, необходимый для подавления этого общества, его разделению, атомизации, подчинения избранному меньшинству. Общество - личностно, общественные процессы - личностны, людские массы - личностны и волящи.
_________________ Удачливые наследуют землю. О.Э.Костерин.
|