Цитата:
Цитата:
Верность, это всего лишь один из возможных примеров причин изменения аксиом. Целесообразность, эффективность, можно назвать множество условий разной степени контекстуальности.
С чего ты взял, что религиозные аксиомы бесцельны? Касательно эффективности - это спорный вопрос.
Я такого нигде не говорил. Я сказал, что целесообразность, одно из возможных оснований изменчивости аксиоматики. Если меняются цели, то могут быть изменены и рассуждения, и постулаты. Догматика не обладает свойством изменчивости. Если догма связанна с целеполаганием, то это уже лучший из возможных способов достижения цели, по этому он не может быть изменен.
Цитата:
Цитата:
Основная идея в способности системы изменятся.
Как я и говорил, ты по умолчанию принимаешь некоторые аксиомы, с позиции которых и оцениваешь религиозные. Вот, например: чем выше способность к изменениям - тем лучше. Но это не истина, это лишь твое убеждение. Убираем это требование - и консервативность религий перестает быть чем-то плохим.
Второй раз подряд приписываешь мне то, чего я не говорил, и то, что никак не следует из моих слов. Я практически никогда не использую оценочные суждения, в качестве аргумента. Если я вообще делаю оценку, то она относится только к выводу.
Хорошо или плохо, в данном случае, не важно. Разные системы, обладают различными свойствами. Поскольку ты поставил это под сомнение, я начал перечислять различия. Не более.
Цитата:
Цитата:
Теперь давай подробнее остановимся на критериях оценки верности.
В общем случае не важно, насколько ты редуцируешь цепочку обоснования, упомянутое отличие сохранится.
Я утверждаю, что никакого существенного отличия в данном случае нет вообще. Различие между наукой и религией не в этом, а в способе мысли и методологии. Скажем, базовые правила математики вполне неизменны (2+2=4 хоть сейчас, хоть 3000 лет назад), но это не мешает математике быть наукой. Да, можно для каких-то целей придумать отдельную систему счисления, где 2+2=5, но с тем же успехом можно сформировать и отдельную религию (ереси, расколы - это все вот об этом).
Давай для начала разграничим. Догма, это атрибут религии. Аксиома, это атрибут вообще любого рассуждения, которое не полагается на веру, а не только науки. Например аксиомы, это атрибут и понятие философии.
И нет. Основное различие именно в этом. Как ты верно отметил, оно относится к методологии. То что система может изменяться, не означает, что она должна делать это произвольным образом. Есть условия, при которых математический аппарат может быть пересмотрен. И такое не раз происходило(например изменение степени абстрактности, пересмотр областей применимости), если мы будем говорить о чуть более сложной математике, нежели 2+2. Правила сложения, остаются неизменными, поскольку абстрактная совокупность правил, лежащая в основе элементарной математики, соответствует правилам поведения объектов, из которых она выведена, и для описания взаимодействия которых применяется.
Цитата:
Цитата:
Критерии, согласно которым обосновывается верность или не верность чего-бы то не было, также могут быть изменены.
в соответствии с чем они будут меняться? мы неизбежно выходим на какой-то более глубокий уровень аксиом, который раньше не замечали.
В соответствии с контекстом. Для науки, контекстуальные условия сводятся к поддержанию наибольшей степени точности описательного механизма, из возможных или доступных.
Для политического дискурса, условия будут отличатся.
И да, мы можем перейти к более глубокому уровню аксиом. Например от оценки взаимодействия параллельных прямых, к понятию параллельности, прямой, или плоскости. Рассмотреть содержание этих понятий, и возможно, изменить его. И так далее. Например дальше можно перейти к понятию абстракций, и идеальных объектов вообще. Почему мы должны не замечать эту аксиоматику до возникновения проблем, я не вполне уловил. Мы не сможем увидеть, что там содержится проблематика, но это самоочевидно. Без признаков проблемы, мы ее не замечаем.
Цитата:
Цитата:
И то, что такая критика должна удовлетворять способу построения рассуждения, в рамках которого аксиома была принята, не представляется мне сколь-нибудь значимой проблемой. Главное, что это вообще возможно. Критика самой системы, в рамках которой выведено рассуждение, также возможна.
есть 2 основных варианта:
а) критика "извне", когда система проверяется на соответствие каким-то другим, внешним по отношению к ней положениям, которые признаются более значимыми, чем положения самой системы,
б) критика "изнутри", когда система проверяется на предмет внутренней непротиворечивости.
Так вот, любая парадигма кладет большой болт на "а".
В отношении же "б" и научная, и религиозные парадигмы могут неограниченно долгое время генерировать теории ад хок, которые сглаживают все имеющиеся противоречия.
Ты это к чему?
Я к примеру не вижу проблемы в том, что систему нужно критиковать изнутри. Попробуй привести пример вариантов критики извне, к которой кто-то не прислушивается.
По видимому, ты вновь поднимаешь проблему разных критериев оценки эффективности? Если да, то зачем, я этот вопрос вообще никак не затрагивал. На мой взгляд, было бы странно, если бы системы с разными целями и ценностями, оперировали в оценке своей эффективности, чужими целями и ценностями. Например, наука прислушивалась бы к аргументам вида: зачем нам адронный коллайдер, это не приближает нас к богу, давайте лучше построим храм. Или обратный вариант. Мы по видимому опять вернулись к проблеме оценочных суждений.
Взаимодействие между системами возможно в том поле значений, которое признается действительным в них обоих. И этого достаточно, до тех пор, пока они существуют в общей реальности, поскольку прикладные значения у них неизбежно будут общими. И проблемы и конфликты могут возникать только в областях пересечения описательных систем. Например, когда религия начинает делать утверждения, о природе реальности, которую изучает наука.
У меня складывается впечатление, что ты не разграничиваешь не только аксиоматику и догматику, но также и цели и ценности относишь к этой же категории?
И разверни пожалуйста подробнее, про эд хок. По моему мнению, нельзя бесконечно объявлять исключения; а обсуждаемый механизм изменчивости аксиом, под определение эд хок не попадает(если ты это имел в виду), и даже напротив, ему противопоставляется.
Эд хок,- объявление чего-либо исключением из правил. Изменение аксиоматики,- изменение правил.
Цитата:
Цитата:
Здесь конечно есть некоторый предел. Если предположить, что мы живем в некоторой объективной реальности
ну вот еще одна аксиома, принимаемая по умолчанию
Допущение, выведенное из вторичных ограничений, которые я обозначил выше. Во всяком случае я обосновываю это так для себя.
Рациональная необходимость суммирования опыта. Предположение о том, что реальность объективна, не является абсолютной истиной, но альтернатива не совместима с жизнью и эффективной деятельностью, даже в том случае, если это, скажем, иллюзия. В первом случае риск стремится к бесконечности, во втором, отсутствует как понятие.
Цитата:
Цитата:
Здесь конечно есть некоторый предел. Если предположить, что мы живем в некоторой объективной реальности, то и законы этой реальности, в той или иной мере будут справедливы для всех, а значит те или иные действия, будут иметь общие для всех следствия. По этому, дойдя до определенного уровня редукции причинности, мы натолкнемся на пласт явлений, который невозможно интерпретировать, поскольку они даны в непосредственном опыте. И на таком уровне, аксиоматика одновременно перестает быть выводимой, доказуемой или обосновываемой, и, как следствие, критикуемой. Но на этой стадии она также более не может быть и противоречивой.
абсурд.
разум лишается возможности интерпретировать воспринятое только тогда, когда ему насильно вбивается одна определенная интерпретация. Во всех остальных случаях интерпретация - осознанная и неосознанная - обязательно будет иметь место. Даже и в упомянутом случае, впрочем, интерпретация тоже будет, просто она будет "предопределена" для субъекта.
Субъект никогда не сможет избавиться от своей субъективности, это его первейшее имманентное свойство. Но, конечно, он может думать, что избавился.
Цитата:
в поле моего опыта существует синий слонопотам за моей спиной.
нуждается ли синий слонопотам в интерпретации? должен ли я раздумывать - существует ли слонопотам в действительности или же он плод моего воображения? а может быть, это нечто среднее? или что-то совсем другое?
или же я никак не должен интерпретировать данный объект и принимать существование слонопотама по умолчанию?
Ты не можешь интерпретировать непосредственный опыт. Он либо есть, либо нет. Ты можешь интерпретировать его классификацию, его соотносимость с прочим опытом, его непротиворечивость. Но сам опыт, не можешь. Если слон есть, значит он есть. А дальше ты можешь соотнести его с более высокостоящими правилами системы, которые позволят тебе определить, иллюзия ли это, или к примеру, твоя индивидуальная реальность, которая не пересекается с остальными, или очевидная для всех действительность, и т.п. И на этом основании сформировать отоношение и классифицировать его, то есть сделать интерпретацию.
Цитата:
Цитата:
Есть также ограничения более высокого порядка, например соображение экономической эффективности системы. Поскольку, в числе прочего, любая описательная система, должна решать прикладные задачи, поскольку мир ты не только воспринимаешь, но еще и взаимодействуешь с ним. И у этого взаимодействия, есть вполне объективная результативность.
значительную часть культуры составляет то, что экономически не оправдывает себя никак.
да, в каких-то сферах требование экономической эффективности необходимо. Но далеко не все, чем занимается человек, сводится к таким сферам. Не сводится и не должно.
Экономический критерий несколько сложнее оценки непосредственной материальной выгоды.
К примеру условный вред от творчества художника(который например можно оценить в затратах на его содержание) не должен слишком сильно превышать ту пользу, которую она приносит, которую, к примеру можно оценить в количестве людей, которое получают эстетическое удовольствие от его работ. И это имеет очень косвенное отношение к аксиомам. Скажем так, в такой системе, где искусство будет приносить очевидный вред, будет другая система ценностей, и другое к нему отношение. Этот вариант более коррелирует с аксиоматикой, хотя также довольно косвенно.
Цитата:
Цитата:
Совокупность ограничений, из той же категории, что и последний пример, не являются объективной истинной, но обусловлены наиболее общими моментами того, кто мы есть, и тем, как мы функционируем.
Условия формируемые на этом уровне, также очень сложно критиковать.
см выше: эти условия далеко не ко всему применимы.
Художник, который рисует картину, напрямую ничего полезного не создает. Если бы все руководствовались только и исключительно экономической выгодой - искусства не было бы вообще, а если бы и появился странный извращенец, наносящий краски на холст - он умер бы с голоду, т.к. его картин никто бы не купил. Но человеку своственно не только желание пожрать, но и стремление раскрыть себя в каких-то других сферах - и именно поэтому хорошему художнику платят за его картины, и дело вроде бы совершенно "непродуктивное" может начать приносить какой-то доход, а в некоторых случаях - человек и разбогатеть может. Это не значит, что картины нужны всем и каждому, но кому-то они нужны.
Аналогично с религией - она удовлетворяет какую-то другую, тоже очень важную потребность человека.
Я также ответил выше. Применимы к любой форме организации человеческого общества. Просто не нужно сводить эффективность к личной материальной выгоде. Это на порядки более широкое понятие. Общество в целом, как система, должно быть эффективным, для решения прикладных задач. Например, выживания, поскольку это одна из основных потребностей, которые, в свою очередь, сводятся к природе человека. Или выживание большинства людей, критерия большинства достаточно, если общество стремиться к выживанию большинства, и т.п.
Цитата:
Цитата:
Это второе отличие аксиом от догм, которое прямо вытекает из их определений.
не знаю, как ты читаешь... я показал, что отличий нет.
То, что ты к своим аксиомам неосознанно прилагаешь какие-то другие неявные аксиомы - вовсе не означает, что догмы и аксиомы чем-то друг от друга отличаются. Если ты возьмешь всю совокупность своих аксиом или те, которые наиболее значимы - отличие пропадет. А если мухлевать по принципу "ваши аксиомы не аксиомы, потому что мои аксиомы могут быть изменены, а ваши нет (хотя изменение моих аксиом будет осуществляться только в том случае, если они противоречат каким-то другим, более значимым аксиомам, которые я не хочу упоминать)" - то конечно, "различие" будет.
Я не знаю, кому ты это показал, но явно не мне. Я с тобой по данному вопросу не соглашался.
Я не знаю, что ты подразумеваешь под не явными аксиомами. Попробуй привести пример.
Нет ответа на вопрос о том, от чего зависит изменение аксиом вообще во всех случаях. Зависит от контекста. От целей и задач, которые решает система, в которой аксиомы используются.
Например от соответствия постулата эмпирике, если задачей системы является точное описание эмпирики.
А для политики, к примеру, достижение власти, или отстаивание интересов, той или иной группы населения, и т.п.
Цитата:
Цитата:
Ничто не запрещает одновременно рассматривать несколько аксиоматических баз, сравнивать их, и оценивать их, даже если они противоречат друг другу.
оценку ты можешь произвести только приняв какие-то другие аксиомы как более значимые. Иначе в принципе невозможно произвести сравнение, можно лишь констатировать различие.
Ни одна описательная система не существует в вакууме, она должна решать прикладные задачи. Оценка аксиоматических баз происходит относительно тех задач, которые решает система.
Эффективность альтернативных систем, для решения собственных задач, также можно оценить. Можно принять чужие аксиомы, и посмотреть, какую они имеют результативность(для достижения собственных задач). Кроме того, у любых описательных систем, существуют общие области, значимость которых признаются для каждой из них. Можно оценить результативность в данных областях, и экстраполировать для оценки эффективности чужой системы в целом, не принимая ее аксиоматику. И т.п.
Цитата:
Цитата:
И да, в аксиоматике есть определенная иерархия, и один из способов изменения или отказа от признания состоятельности аксиомы, это внутренняя противоречивость, по отношения к аксиомам более высокого порядка.
ну вот сравнивай с религиозными аксиомами собственные аксиомы наиболее высокого порядка.
И это тоже возможно, но в общем случае, бессмысленно, так как на этих уровнях системы практически никогда не пересекаются. Например принятие или отрицание идеи деистического божества, вообще никак не затрагивает прикладную науку. А вот к примеру в философии познания, это аксиома будет иметь значения, так как она оперирует абстракциями и аксиомами наиболее высокого порядка, и там сравнение аксиоматики будет иметь и цель и смысл.
Цитата:
Цитата:
Конечно человек может отказаться от своих убеждений. Но в случае с религиозным догматом, нет какого-либо признаваемого человеком критерия, согласно которому он может признать, что не прав. Таким образом, его нельзя переубедить, и как следствие, договорится.
на уровне разума такого критерия, может быть и нет, но ведь и религия - это не просто теория, принимаемая разумом.
на уровне жизни такой критерий есть. Если религия перестает отвечать надеждам и чаяньям человека, если перестает давать ему внутренние силы, вдохновлять и мотивировать.
Это уже проблема религии, где абсолютное значение присваивается чему-то, что может перестать отвечать надеждам и чаяниям. Я говорю о практических следствиях возведения идеи в абсолют. Я вполне понимаю, что человек который принимает некоторый догмат, может от него отказаться. Это не отменяет написанного выше. В моем понимании, намеренное воздействие "на уровне жизни", а не на уровне разума, со стороны одной группы людей, по отношению к другой группе людей, для ситуации где имеется конфликт идей, может принимать только форму насилия, в той или иной форме. Если один человек считает, что нужно сделать так, а другой, что нужно сделать иначе, и они не могут договорится, то они могут либо проигнорировать друг друга, если их действия не мешают друг другу, либо один человек может заставить действовать другого определенным образом.
Цитата:
Цитата:
Под удовлетворение интересов обоих сторон, в данном случае можно понимать возможность договорится.
Ты в данном случае приводишь пример того, как могут уживаться различные мировоззрения. Это очень косвенно относится к той проблеме, которую поднял я.
Во первых две разные системы не обязаны конфликтовать, если у них нет догматических противоречий. Есть ли у вас с Лексом такие противоречия, я не знаю. Не любое убеждение является догмой.
Если такое противоречие есть, то оно не разрешимо, но оно не обязано приводить к конфликту
.
Безусловно, у нас есть догматические противоречия и безусловно некоторые из них конфликтуют на уровне идей.
Я говорил о том, что "интересы сторон" могут быть вполне удовлетворены таким положением дел.
До тех пор, пока ваши догматические различия, не пересекаются на практике, и не мешают друг другу, вполне нормально, что вы смиряетесь с подобным положением вещей.
Если вера Лекса, к примеру, станет государственной религией, и, к примеру, обяжет тебя по воскресением ходить в церковь, то ваши догматические разногласия, станут проблемой(не по отношению конкретно к Лексу, но к системе, частью которой он является).
Описательные системы не существуют в вакууме, они имеют необходимые практические следствия. Например некоторые мусульмане, должны тебя, или меня, убить.
Я начал с утверждения о том, что выведение религиозных верований из общественного пространства, это способ решения проблемы. Ваши с Лексом убеждения, уже существуют за пределами того пространства, в котором вы взаимодействуете в практическом смысле. И по видимому, у вас нет таких догм, которые мешали бы вашему общению.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
А если нет территориальных амбиций?
То твоя аналогия, в которой ты перенес идею догматического конфликта, на пример взаимоотношений Франции и Германии, перестает работать, поскольку конфликт перестает иметь догматическую составляющую.
я не думаю, что религия обязана иметь "территориальные амбиции". Поэтому аналогия в силе.
понятно, что любое сообщество стремится увеличить свое влияние, но для кого-то это значимая цель, а для кого-то нет; кто-то может это делать дурными методами, причиняя соседу вред, а кто-то - честными и легальными. Не вижу ничего плохого в "идейной" конкуренции религий.
Я также не думаю, что религия обязана иметь территориальные амбиции. Если между конкретнтыми государствами, нет конфликта интересов, то нет и догматического противостояния.
Если твоя аналогия корректна, то опиши пожалуйста, что конкретно в ней является догмой. И в чем заключается догматическое противоречие.
Идейная конкуренция возможна только там, где нету противоречия догм. Если оно есть, то сравнение идей, а следовательно и их конкуренция, не возможна. Нельзя конкурировать с абсолютно и безусловно верной идеей, любой из возможных альтернатив.