Цитата:
Сегодня, пока валялся утром в постели надумал о материалистическом мировоззрении и его отличии от мистико-теистического.
Если мы начнём сравнивать такого материалиста и "мистика", то первое, что бросается в глаза - там где и мистика фигурирует некая сущность, у материалиста фигурируют представление о некой сложной, не до конца понятой и осознанной системы.
Какие эффекты это даёт?
Ты правда думаешь, что мистик считает, что понимает эту сущность до конца?
Что же касается "системы" материалиста, то система всегда состоит из чего-то. В итоге получаем ту же самую таинственную сущность, только безличностную.
Вообще же, противопоставлять мистика и материалиста не вполне верно - вполне возможен некий странный вариант мистика-материалиста. Правильней было бы противопоставлять материалиста и идеалиста.
Цитата:
Первое, там где у мистика мир заканчивается (такова воля богов/духов/таинственных мистических сил), у материалиста мир только начинается (это есть следствие первого, второго и третьего, а они в свою очередь...).
Наоборот. Материалист вынужден ограничиваться лишь одним типом объяснений происходящего. Это аналогично движению в плоскости (которая да, может быть бесконечной). Но мистик не остается в плоскости, его мир объемный. Другими словами, мистик может принять все вменяемые объяснения материалиста, не нарушая их внутренней структуры и они станут при этом лишь маленькой частью его большого мира. В то время как впихнуть мистику в свой крошечный мир не нарушая ни структуры своего мира, ни структуры того, что он пытается впихнуть - материалист просто не может.
Цитата:
Второе, у материалиста более глубокое осознание процессов и явлений. У "мистиков" любое явление неизбежно упирается в волю богов/духов/души, которые априори считаются непознаваемыми, совершенными и так далее и тому подобное. У материалиста - в априори познаваемые и управляемые процессы и явления.
Про "более глубокое осознание" долго смеялся. Да еще и какие аргументы приводятся: раз материалист считает, что он может все познать - значит, у него более глубокое осознание; а раз мистик считает, что есть то, что принципиально непознаваемо (например, свободная воля субъекта) - значит, осознание у него не такое глубокое.
Ты в своих рассуждениях уже заранее расставил правильные ответы. Попробуй наоборот: допустим, есть вещи которые действительно на 100% познать нельзя. Мистик это понимает, материалист нет. Ну и чье осознание в таком случае глубже?
Цитата:
Более того, "мистики" склонны обликать реальный коллективный опыт в волю мистических сил - богов и духов. Знание о последствиях перелова зверя и вырубки лесов превращаются в волю лешего, знание о том, как лучше жить и вести хозяйственную деятельность - в законы, данные людям богами и героями-полубогами (один из самых распространённых мотивов даже в том язычестве, которое ещё не стало религией).
"Объяснялки" материалистов относительно рассказов мистиков - это попытки переложить чужой объемный опыт в плоскость своего. Попытка объяснить в рамках своего двумерного мира то, что появилось "сверху" или "снизу" или вообще текло параллельно миру, доступному материалисту. Ты на секунду допусти, что лешие и т.д. есть на самом деле - и поймешь, чего на самом деле стоят все эти глубокомысленные "объяснялки".
Цитата:
Это уже специально для Моргана. Какое общество будет более стойко поддерживать свободу, либерализм, демократию - то, в котором организация общества, законов, хозяйственной деятельности дана людям богами и проводниками воли которых являются жрецы и правители, или то, в котором всё это считается решением и волеизъявлением людей?
Недостаточно данных для ответа. Легко можно представить себе дичайшую тиранию в обществе, где все институты и знания считают созданием людей. И точно также можно представить, что с этими же принципами люди создают что-то прекрасное-доброе-вечное.
Т.е. вопрос звучит почти так: какое общество будет более стойко поддерживать свободу - где верят в богов или где все рыжие?
Цитата:
Этот самый отказ от мистических сущностей в купе с более глубоким осознанием явлений и процессов приводит к тому, что материалист берёт на себя больше воли и власти. В виду отсутствия необоримых сил и явлений типа божественного благословения, божественной крови и божественно могущества, за каждым человеком признаётся больше воли и власти, и ограничением этой воли и власти является другой человек, а не божество или дух.
Надо отличать власть от иллюзии власти. Можно сколько угодно бить себя пяткой в грудь и кричать "человек сам все решает!", а потом Аннушка разливает масло и трамвай отрезает голову. Реальная власть начинает с осознания и принятия своего настоящего положения, в котором де-факто этой самой реальной власти крайне мало. Но только так можно начать двигаться дальше. Иллюзия же просто заставит тебя оставаться на месте, не понимая этого.
Цитата:
Третье, даже если мистик идёт по пути познания/осознания мира и его явлений, он остаётся в рамках обыденного человеческого мышления или очень близко к нему, поскольку все эти явления, которые он пытается осознать и контролировать описываются как очеловеченные личности со своими стремлениями, желаниями и прочим.
Во-первых, мир "желаний, стремлений и проч." в миллиарды раз сложнее, чем унылая материя, движущаяся по унылым детерменированным законам. Именно поэтому гениальный ученый-физик, получивший Нобелевку, легко может быть поставлен в тупик самой обычной девушкой.
Во-вторых, часто антропоморфизм, даже излишний, является не упрощением, а лишь средством понимания. Это что-то вроде попытки облить человека-невидимку краской - да, самого человека-невидимку мы не видим, но можем видеть краску, в которой он оказывается вымазан.
Ну и наконец в третьих. Человек не антропомофизирует мир, наделяя явления сознанием. Просто есть такая штука - сознание. Им наделены различные сущности, в т.ч. человек. Что же удивительного в том, что некоторые сознания более или менее похожи? С тем же успехом можно упрекать яблоки разных пород в том, что они слишком похожи друг на друга.
Цитата:
Материалисту же приходиться выходить далеко за рамки обыденного человеческого мышления. Осознание процессов, которые текут миллионы лет или наоборот мельчайшие доли секунды, увлекают тысячи живых существ или наоборот проходят в маленькой его части, представления о возможном вариантном будущем, которое будет через пару миллиардов лет или наоборот, прошлое которое было - это вам ни хухры-мухры и мала какая мистиеская система требует подобное (разве, что индуизм и буддизм).
Видимо, ты считаешь мистиков такими людьми с дефектами мышления, которые почему-то не способны представлять все то, что в твоем списке выше легко представляет материалист.
Цитата:
Формирование архетипа "сумасшедшего учёного" или "безумного генетика" - как раз результат выхода за рамки человеческого мышления.
Не вижу никакого выхода за рамки человеческого мышления, извини.
Просто любопытство, возведенное в n-ную степень и отсутствие морально-нравственных тормозов (не обязательно, но зачастую).
Странностям самого безумного из всех "безумных ученых" далеко до странностей обычного верующего. Про мистиков вообще молчу.
Цитата:
Возвратимся к вопросу о человеческом сознании. Пытаясь ответить на него материалисты приходят приблизительно к следующим ответам:
а) человек - биоавтомат, свободы воли нет, аминь;
б) человек - сложная штука, где-то в глубине человека есть нечто, наделяющее его свободной волей разум и бла-бла-бла;
в) человек - сложная штука, настолько сложная, что не является простой или непростой суммой своих составляющих и человек, как целое, обретает свойства, которые нельзя описать через обучение, инстинкты и так далее, одним и таких свойств является сознание/свобода воли и т.п.
Вариант а) я считаю примитивом, вариант б) - предательством. Сам я поддерживаю вариант в).
Твой вариант в), заключающийся в том, что целое может обладать свойствами, необъяснимыми/невыводимыми из свойств частей этого целого - есть первый, слабенький и убогенький шажочек из плоскости в многомерное пространство.

Хватит смелости пойти по этому пути дальше - рано или поздно поймешь, каким образом мистик, принимая всю материалистическую цепочку объяснений про рухнувшее на дорогу дерево (например), не зацикливается на этой цепочке, но одновременно же может сказать, не кривя душой, что это дерево повалил леший.
Цитата:
Однако, материалист с широким мышлением может сделать третий шаг: сложная система обладающая сложностью дающей ей свойства "сознания" и "воления" может быть любой, элементарной единицей такой системы вполне может быть и человек.
Такой шаг уже сделан в социальной философии. У Тённиса прямо говориться (Общность и общество), что социальную общность людей можно мыслить как некую совокупную личность обладающую совокупной волей и совокупным сознанием.
Это замечательно, только теперь посмотри, когда и где появились, например, "антинаучные" представления о всяких "духах общностей", эгрегорах и т.д.
