Диалог христианина и неверующего о награде и наказании
Неверующий: Я утверждаю, что если бы Бог существовал и был благим и всемогущим, как вы утверждаете, он бы немедлено и зримо наказывал бы злых и награждал добрых. Христианин: Ты готов доказать свое мнение? Неверующий: Готов. Но прежде, если позволишь, я бы хотел узнать твое мнение об этом. Почему, как тебе кажется, Бог, в которого ты веришь, всего этого не делает? Христианин: Сам я никогда не задумывался специально над этим вопросом, но знаю несколько распространенных ответов, каждый из которых более или менее убедителен. Если хочешь, я приведу тебе их все вместе сразу или по очереди. Неверующий: Пожалуйста, по очереди. Христианин: Вот ответ, который наиболее близок мне самому: пути Господни неисповедимы, надо просто выполнять то, что нам заповедано, а все ответы на сложные вопросы получат те немногие, что все-таки будут спасены. Неверующий: Ответ не состоятельный, потому что хотя Бог и может быть непознаваем для человека «в Себе», его действия в отношении творения вообще и человека в частности должны быть понятны. Если же его действия непонятны, а логика «неисповедима», то религия просто разваливается: может быть, надо нарушать заповеди, а не выполнять их? может быть, нужно ненавидеть, а не любить? Ведь при «неисповедимой» логике совершенно непонятно, как действовать, чтобы понравиться Богу. Подытоживая: действия Бога в отношении человека (или даже его бездействие) должны быть понятны, иначе они бессмыслены. Поэтому нечего прятаться за «неисповедимостью» путей. Христианин: Для чего ты требуешь немедленной награды и наказания? Все будут наказаны и вознаграждены после смерти. Неверующий: Но это ведь глупо: выходит, будет достаточно большое число людей, которых накажут, не дав им никакого шанса исправиться. Ведь эти люди могли расти в среде, где «хорошее» (с точки зрения христианского Бога) считалось глупостью, а успеха достигали злодеи. Вполне естественно, что созерцая живущую по совсем нехристианским правилам реальность, эти люди стали действовать, следуя своей выгоде (ведь то, как нужно действовать здесь и сейчас - им понятно, а что будет потом, после смерти, какая из религий окажется верной - абсолютно неизвестно). Другими словами, откладывая награду и наказание на период «после смерти», христианский Бог проявляет себя как совершенно не благое существо и основы его религии (где постулат о его благости является одним из важнейших) - разрушаются. Христианин: Ты знаешь, в какой-то мере Он награждает и наказывает здесь и сейчас, но не все это видят. Неверующий: Действительно, не все. Допустим, некто обокрал соседа, а затем в течении недели с вором произошло некоторое количество событий, одни из которых были хорошими, другие нет. Почему вор должен думать, плохие события были наказанием со стороны Бога за его поступок? Ведь он не знает даже, есть вообще этот Бог или нет, и если все же есть, то какой именно. Может, плохие события являются следствием не того, что он кого-то обокрал, а то, что он поел свинины? Христианин: Если Бог будет немедлено и явно награждать за хорошее и наказывать за плохое, не будет никакой свободы Неверующий: Почему же не будет? Ведь возможность совершить дурное все равно останется. Христианин: Да, но тогда люди будут делать добро и не делать зла только из страха и стремления к награде, а не по любви. Неверующий: Ну, во-первых, страх и стремление к награде все равно остаются в вашей религии: христиане хотят попасть в рай (быть обожены, быть с Христом - придираться к словам тут не надо), и не хотят в ад…. Христианин: Мы стремимся быть с Христом, а не к тому, чтобы попасть в рай. Неверующий: Разве это не одно и тоже в данном случае? Впрочем, совершенно неважно, как именно вы представляете себе свою награду и наказание: важно, что в вашей религии стремление к награде и страх перед наказанием присутствуют, и это не считается чем-то ненормальным. Однако, они действительны только для тех, кто уже принял вашу религию и поверил в ее постулаты. Но если этот страх и стремление «нормальны», что плохого в распростанении их на не-христиан? Христианин: Будет ущемлена их свобода выбора. Неверующий: Нет, не будет. Наоборот, она ущемлена сейчас, в ситуации, когда неясно, где истинная религия, где ложная, за какой стоит настоящее Божество, а за какой - только обман. Если же награда и наказание станут ясными и очевидными, то люди, по крайней мере, смогут понять где правда, а где ложь, и сделать осознанный выбор между ними (и не исключено, что какая-то группа людей все равно выберет зло — ведь выбрали же когда-то зло падшие ангелы, хотя им все было очевидно). Все равно ведь рано или поздно ваш Бог будет наказывать грешников и награждать праведников - так почему бы ему не делать этого сейчас, при каждом поступке человека? Тогда в этом будет хотя бы воспитательный момент, и кто-то, наверное, постарается, исправиться, в то время как награда и наказание после смерти - окончательны и бесповоротны. Христианин: Почему ты так настаиваешь на необходимости немедленной награды и наказания? Не желаешь ли наконец перестать опровергать мои аргументы и доказать собственное мнение о том, что Бог «должен» немедлено награждать праведников и наказывать грешников? Неверующий: Да потому что это основа воспитания. Ребенок поступил плохо — его вразумляют либо наказывают, поступил хорошо - его поступок одобряют и могут применить какие-то формы поощрения. Система кнута и пряника не вечна, но она нужна до тех пор, пока определенные этические установки не будут приняты ребенком как естественные, сами собой разумеющиеся — как только это произойдет, «кнут и пряник» можно убирать, они уже отыграли свою роль. Христианский же Бог действует как родитель, который детей не воспитывал, но выгнал на улицу за первый же плохой поступок, и вот теперь, спустя много лет, шлет письма через чрезвычайно сомнительных персон, в каковых письмах говорится, что он совершал героические жертвенные поступки, в то время как адресаты писем этих поступков не наблюдали и наблюдать не могли в принципе. Если подытожить все, о чем говорилось, то можно сказать так: отсутствие наград и наказаний, которые были бы очевидны для всех, при условии утверждения того, что Бог благ и милосерден, хочет спасения всех и при этом всемогущ - показывают очевиднейшую ложность христианства как религии. Нет НИЧЕГО, что могло бы помешать христианскому Богу награждать и наказывать здесь и сейчас, так чтобы это было очевидно всем, и есть БОЛЕЕ ЧЕМ ДОСТАТОЧНАЯ причина поступать так: его собственная (по крайней мере, декларируемая) «любовь», желание спасти и обожить все человечество.
|