Lex писал(а):
Вопрос-уточнение. Что подразумевается под понятием "источник существования"?
То, откуда существо получает существование, или то, каким образом существование поддерживается?
То, что обеспечивает существование (не всей сложной системы, но того простого ядра, о котором идёт речь).
springPhantom писал(а):
А если машина самообучающаяся?
Если машина самообучающаяся, то правила, по которым происходит обучение, заданы заранее в алгоритме, в результате же общий итог зависит от сложения множества правил с множеством входных сигналов.
springPhantom писал(а):
А если эмуляцию взять? Например, программа рисующая полную модель деятельности мозга. Что если она копирует полную модель поведения, причем только в плане графики? Абсолютно все реакции, подключи к этой программе еще одну, которая переводит слова в импульсы и наоборот - и получишь беседу неотличимую от настоящей. Так что такое интеллект?
Не знаю, что такое "интеллект"
Но речь-то сейчас не о нём
Как раз сейчас пишу (ну, точнее пока разрабатываю прототип) машины (программы), которая подсматривает за действиями эксперта и, самообучаясь, начинает эмулировать его
Но машина так и остаётся машиной — свободы там как бы не предполагается от слова совсем
Морган писал(а):
Что касается теоремы Дрейка, то, кажется, она в первую очередь ориентирована на христианскую или около христианскую аудиторию.
Изначально, пожалуй, да: просто из религий я с ним лучше всего знаком (банально есть/были знакомые — сознательные христиане, а вот аналогичных знакомых из других религий — нет); кроме того в христианстве, насколько я могу судить, наиболее чётко постулируется наличие свободной воли у человека. Но при этом смею надеяться, что теорема может быть понята нетолько носителями христианского мировоззрения. Или по-твоему исходное мировоззрение человека может здесь сказаться критическим образом?
Морган писал(а):
С ключевыми утверждениями я согласен, но здесь утверждений много, а доказательств мало. Если кто-то захочет подвергнуть критике эту теорему, он скажет: а почему свобода не может являться неким свойством сложной системы (подразумевая при этом, что это свойство вложил в систему бох-тварец)? В этом случае бытие всех "частей" обславливается внешними факторами (в конечном итоге - Богом-творцом), но свобода выбора не обуславливается, хотя отдельно от системы эта "свобода выбора" вовсе не существует.
А что такое эта свобода как свойство?
Или ты не готов развивать аргументацию этого гипотетического критика? Lex писал(а):
Drake писал(а):
Мы говорим о человеке как с.с., из чего следует, что в составе этой системы должно быть свободное зерно, ядро, ничем не обусловленное. Простое (иначе обусловлено своими составными частями). То зерно, которое в человеке совершает выбор, его свободная воля (см. ниже Лемму 1). Поскольку ядро не обусловлено ничем и простО, оно не зависит от правил существования систем(ы), т.е. оно продолжает своё существование в т.ч. и при разрушении системы (e.g. смерть физического тела); нет внешних причин, прямо инициирующих гибель ядра.
Вызывает возражение этот момент. Вообще говоря свободный выбор и существование - это разные качеств одного и того-же объекта (простого ядра, etc). И вообще говоря если присутствует качество свободного выбора, то есть это качество - способность выбирать - ничем не обусловлено, то при этом качество существования вполне может быть и обусловлено извне. По крайней мере я не вижу связи/зависимости одного качества от другого.
Если ты рассматриваешь свободную волю (свободный выбор) как качество некоторого объекта, который обладает ещё качеством существует/не_существует, а не как самостоятельную сущностную единицу, то ты ставишь свободную волю в зависимость от носителя этого качества, от его существования. При наличии же такой зависимости, которую ты здесь предлагаешь, мы уже имеем дело не со свободной волей.
Lex писал(а):
xorxoy писал(а):
Лекс, если твое ядро можно уничтожить, то оно потеряет способность к необусловленному выбору, и можно будет спокойно манипулировать им, пугая смертью.
Вот поэтому я и уточняю - что значит источник существования.
Кроме того - в моей свободной воли находится реакция на попытку меня запугать. Могу испугаться, могу наоборот - разозлиться...
Дело, по большому счёту, не в том, что кто-то будет пытаться запугать/манипулировать. Даже совсем не в том.
А в том, что ты не можешь действительно произвольно выбрать, существовать тебе или нет. Потому как кто-то со стороны может просто взять и выключить эту "свободную" волю (через существование) в тот момент, когда пожелает. (Таким образом имеем 100%-ную обусловленность со стороны.)