В общем, Лекс, давай-ка разделим цели, способы их достижения и модели реальности.
Связь будет примерно такова. Мы имеем какие-то цели - одни частные, другие общие, частные, как правило, являются следствием общих, но есть и исключения. Например, вот люблю я мороженое - которое мне нах не сдалось, и даже в какой-то мере вредно, но у меня часто возникает в голове цель - мороженое! ("Роки, сыр!"), только это частность, а, обычно, основные цели у существа - 1) быть, 2) чтоб безболезненно и 3) чтоб интересно. Все остальные цели - их следствия. При этом главные цели еще и противоречат друг другу! Быть - противоречит безболезненности, т.к. боль - необходимый сигнал для запуска отрицательной обратной связи, безболезненность - противоречит интересности, т.к., теоретически, если из известных источников сигнала мы можем отобрать и оставить только безболезненные, то из неизвестных - не можем. При этом интерес представляет только новая, неизвестная информация. Также, неофилия с большой вероятностью сокращает личное бытие.
Для реализации этих целей индивид предпринимает действия. Определенную последовательность таких действий назовем способом. Если способ подходящий - мы достигаем цели, если неподходящий - не достигаем. При этом мы и наша цель существуем не в неизменных условиях, а в динамическом мире. Вот не растет трава зимою - поливай, не поливай! А летом полив играет огромную роль. То есть, мы должны знать не только что делать, но и над чем, и когда/при каких условиях. Для этого-то модели и нужны. Модель - всегда лажа, абстракция, как оно там на самом деле, мы не знаем и знать не можем, но модель помогает получать то, что хотим. Иногда - посредством самообмана (обмана самых близких, хорошо управляемых структур). Вот смотри - "я хочу сладкого, ааа!" да, мозги орут - "конфету жри, конфету!", при этом я прекрасно понимаю и их потребность, и то, что если я ее сожру, то половина сахара не сгорит, а отложится жиром. У меня есть два пути: обмануть организм, напившись кофию и слопав поливитаминнку, пройтись бодрым шагом по улице, чтоб подстегнуть расщепление гликогена, или обмануть вкус, засунув за щеку леденец из ксилита. То и другое - обман организма, но первый - менее вреден и более полезен, чем второй, хотя бы потому, что мозги свое получают, хоть и не сей секунд. Потому что первый самообман - своеобразное управление организмом, а второй - самообман и ничего больше.
Какой из всего этого вывод? Не важно, насколько близка модель к реальности, важно, насколько она помогает нам достигать три основные цели. Чем сложнее и изощренней цели вторичные, являющиеся следствием трех первых, чем в более разнообразной и многовариантной среде, с бОльшим количеством факторов мы действуем, тем ближе к реальности приходится нам подгонять нашу модель. И чаще ее менять. Слом модели всегда сопровождается неприятными, болезненными чувствами дезориентации, утраты части вторичных-третичных целей, да и просто чувством острой неудовлетворенности (хотя бы потому, что именно оно и является одной из причин слома модели). И всегда есть желание оставить модель прежней, добавив к ней какие-то косметические довески. Обычно эти косметические довески являются самообманом - первого или второго рода.
Все религии - модели мира (но не все модели мира - религии), включающие как здравые племенные законы, позволяющие достигать цели управляемой совместной деятельности (например, все заповеди, начинающиеся с "не возжелай"), так и самообман первого и второго рода. К самообману первого рода (полезному, косвенному управлению) стоит отнести совершенно беспочвенное утверждение, что человечество и каждый человек в частности может быть кому-то интересен не только в качестве "закуски", но так, как близок, нужен, интересен человеку его собственный сын. И что этот некто - "самый главный шиш". Это, по сути, жуткая гордыня, мало того, абсурдное, совершенно беспочвенное предположение, но оно вдохновляет. Человек ведь только в последние полтора столетия более-менее перестал зависеть от милостей природы (и то не до конца), до этого он с ней боролся и частенько проигрывал. И воспринимал ее как врага. Тут надо еще подумать, не способствовала ли культивируемая христианством гордыня и враждебность человека по отношению к природе задержке ее познания и наиболее эффективного управления ею, а не силового слома и упрощения экосистем, как это практикуется до сего времени.
Ну да ладно, что выросло - то выросло, а выросло хамло. Это хамло надо сделать управляемым, причем, управляемым не естественным порядком вещей (от груди земли-матушки его оторвали, обездушив отношения с нею), а произволом другого человека, взявшего на себя роль диктовать правила. И для этого важно внушить ему его плохость, недостаточность, грязность и испорченность. Для этого подойдут правила, противоречащие естественным потребностям, прежде всего - организма, а еще лучше - объявить и сам организм изначально испорченным, дрянным и грязным. "Принцессы не какают"... Не будем перечислять, ладно? Нет, если хотите, могу, но уж тогда приготовьтесь, что буду сравнивать вас с другими приматами. Второе, что надо объявить недопустимым - самостоятельное мышление, особенно - экспериментальную проверку и выводы из нее. А вот внутри площадки заданных абстракций ходить можно и нужно - типа, давай раскачивать поезд, пусть все думают, что он идет. А то ведь отвлечется кто-то от этого хождения, обернется и увидит, какие несоответствия основным целям получаются. (если не сможете увидеть их сами - скажите, перечислю). Третье - напугать до усера посмертием (а что, плохость-то мы уже доказали. Где место плохим мальчикам и девочкам? У параши в аду!), и плевать, что этого никто подтвердить не может, предыдущими двумя пунктами мы завоевали их доверие.
Э... че-то жестко получается... Этак совсем психами можно сделать, сорвутся - полетят клочки по закоулочкам! Надо добавить элениума всемилостивейшее прощение взращенному нами психованному трусливому хамлу. По нижайшей просьбе. А чтоб не расслаблялись - сделать его рандомным: кого захочет Большой Отец, того и помилует.
Что, красиво выходит? Все потребности удовлетворяются внутренним обменом: сами возгордились, сами напугались, сами осудились, сами получили возможность прощения (если очень повезет). Весь цикл "безопасность-безболезненность" переведен на внутренний обмен. Цикл "интересность-безболезненность" тоже свернут вовнутрь: пока ты не выходишь за пределы заданных дорожек обсуждения, тебе ничего не грозит. И именно для этого удобства необходима нефальсифицируемость христианства: все, что не соответствует его понтам (более высокий культурный и технический уровень не-христианских стран, который был таковым до тех пор, пока наука в Европе не была отделена от церкви (за что отдельное спасибо деятелям Просвещения, какими бы онанистами и козодерами они ни были)), более высокое овладение внутренними резервами организма и разума, которое освоили йоги и даосы, более глубокое проникновение в тайны не-биологического существования, которое не только осуществили шаманы Бона и представители тибетского буддизма, но и четко изложили, сделав достоянием всех, исповедующих буддизм (Бардо Тодол монаху полагается читать перед умирающим и умершим, дабы тот повел себя правильно в посмертии), и предсказаниям - как по концу света, который предсказывали раз двадцать, прежде чем придумали отговорку насчет "все равно никто не знает, ибо знает только Отец Небесный", и по наказанию народа, о котором сам Иисус сказал: "Ваш отец - Дьявол, и вы исполняете прихоти отца своего", что по всему остальному, что они пытались прогнозировать, за исключением тех случаев, когда предсказание находилось после произошедшего события, так вот, все, что этому не соответствует - относится за счет "воли божьей" и "божьего попущения".
А наука? Что наука? Она - только способ/инструмент достижения целей и постройки для этого моделей реальности. Который не игнорирует результат. Адекватно меняющий модели и способы в зависимости от результатов. Поэтому не-статичный, не-стабильный, и чаще всего - самокритичный, то есть, понимающий ограниченность любой модели. Это все с радостью подхватывается религиозными деятелями, как было подхвачено религиозными (хоть и совсем не христианами) согражданами Сократа его высказывание "Я знаю, что ничего не знаю", и обмусолено в том ключе, что они-то гораздо умнее, ибо знают, в отличие от Сократа, все на свете и еще немножко. Им сказали. Они знают, потому что им сказали и они в это поверили. Знаете, он с ними не стал спорить.
_________________ Пока!
|