Сказка - устное предание, дорелигиозное, идущее с тех времен, когда для людей вся природа была - живая. Порождение того первобытного анимизма, одухотворяющего природу не одной волей, одной целью и одним существом - а разными.
Есть ли разница?
Кардинальная.
Ибо единая воля во всем мире создает одиночество, на простое человеческое одиночество, а одиночество в самой своей сути, не допускающее чего -либо другого. Его можно хотя бы немного ощутить, представив себе один из адовых миров, в котором существует лишь его хозяин и марионетки-качества, ведущие вокруг него нескончаемый хоровод. Жизнь же отличается от механического движения непредсказуемостью, единственным источником которого является свободная воля - воля живых существ.
Авраамические религии допускают (да и то со скрипом) свободную волю только у человека, анимизм считает живым все вокруг. Кто прав? Трудно судить, не имея точных и однозначных доказательств, но, с другой стороны, уже поведение каждой конкретной элементарной частицы в определенный момент времени - даже при выборе из двух возможных ее состояний - предсказать невозможно. Так же нельзя найти во всем лесу двух абсолютно одинаковых листьев или травинок. И такое разнообразие можно сгенерировать только одним способом - имея неограниченное количество истинных рандомайзеров, связанных друг с другом лишь опосредованно, через среду.
В сказках все имеет свою волю и свою душу - говорят и люди, и звери, и деревья, и камни, и Солнце с Луною говорят, и Ветер отвечает герою. И это не кажется нам чем-то необычным, потому что, в рамках сказки, мы верим, что все они - живые. Это не волшебство, а совершеннейшая обыденность в рамках сказочного анимизма.
Со средой разобрались. Теперь разберемся с героями.
Главный герой почти любой сказки - дурак. Ивана-родства-не-помнящий, или Иван-собачий сын, младенец-сирота, брошенный при рождении, сын охотника, сбежавший в лес от преследователей, или даже сын большой тыквы, как в африканских сказках. Принцы, царевичи-королевичи, и прочая шобла - просто адаптация изначального дурака для других времен: когда сочинялись сказки, никаких царей-королей не было, максимум - вождь и совет старейшин
.
Дурак и вправду ничего не помнит, он все время меняется в зависимости от того, в каком состоянии находится (он и гневен, и ласков, и добр, жесток, и туп, и лукав), и всегда неизменен - сущность его дурацкая остается прежней. Он может лишь наблюдать и обращать или не обращать внимания на нечто, приходящее к нему извне, далее следует совершенно случайная реакция - он может пожалеть змею-колдунью и ударить наотмашь старушку на костылях. При этом никакое состояние не оставляет на нем следов, любое новое - отменяет любое предыдущее, поэтому времени, в целом, для дурака нет.
Второе, чего лишен дурак - это страха, т.к. у него нет памяти, и делать выводы ему не из чего. Кроме того, Дурак по своей сути элементарен, как элементарно "я", и именно этим он силен. Даже навсегда убить Дурака нельзя - он обязательно возродится.
Если нет реальной опасности ни от чего - нет необходимой деятельности, "подневольного труда", а есть только игра, деятельность, не обусловленная необходимостью. В игре все можно, все допустимо, и даже правила - о, дурак обожает их игнорировать, за что не раз и не два получает по лбу. Но однажды этот игнор выдает такой результат, какого не ожидал никто - дурак совершает героическое деяние! Жаль, что сам он не станет при этом ни умником, ни героем...
Как был Дурак дураком, так им и останется! И это, наверно, не так уж и плохо.
Потому что у него есть волшебный помощник. Вспомните, что все свои «подвиги», кроме самых дурацких, Иван-дурак совершает не один, а пользуясь неоценимой помощью некого волшебного существа – или Серого Волка (огромного, страшного, умеющего перекидываться кем угодно), или Конька-Горбунка – странного, смешного, даже уродливого в нашем понимании, но мудрого и владеющего волшебными силами, а бывает еще, что помощь оказывается Иванушке многими волшебными зверями, награждающими его за правильный выбор. Основные приметы такого существа – мудрость, необычный – и не звериный, и не человеческий внешний вид, а также волшебная сила. И еще – некая трикстерская направленность всех его деяний. Представьте себе царскую невесту, в первую же брачную ночь оказавшуюся волком! Царь, весь из себя такой разгоряченный, хочет обнять новоиспеченную царицу, а там – седая клокастая шерсть и клыкастая морда! «Эт ты кого поиметь хочешь, дубина?!» Хороша шуточка, а?
Трикстер, или тень – это мы знаем, что такое, и считаем, что именно в него уходят все наши отметенные воспитанием, долгом и совестью желания и страсти, но этот персонаж слишком ограничен и мелок, чтобы отразить всю натуру Серого Волка – зверя, конечно, абсолютно безнравственного, но мудрого и в каком-то смысле весьма благородного.
Это, кстати, совершенно не трикстерские качества, да и Конек-горбунок на поверку оказывается несомненно мудрее любого трикстера. Но обращает ли тот же Конек внимание на моральные нормы, осуждает ли их нарушение, призывает ли их соблюдать? Нет! Он лишь констатирует и обнажает суть случившегося, а если предостерегает – то от естественных последствий ивашкина выбора. «Ты на черта не клепли – братья коников свели» (ни разу их не обозвал, хоть те и воры))), «Но для счастья своего не бери себе его» (естественные последствия действия, а не осуждение за присвоение чего-то) и далее все именно так, можете сами перечитать. И ведь, зараза такой, ни разу не ошибся! Все знает – кроме одного: что же его подопечный выберет. Если бы знал заранее – не предупреждал бы, ибо бесполезно. Пока по балде не хряснет, дурак и не чухнется, а как хряснет – спешит за подмогой и советом к своему Коньку-горбунку. Поэтому половина мудрости коньковой пропадает втуне. И тот, если даже огорчается, то все же принимает его выбор, и остается абсолютно верен своему дураку-хозяину.
Нужен ему дурак, важен, и дороже собственной жизни! Потому что без дурака существование Конька-горбунка бессмысленно. Вы заметили, наверно, что собственных желаний у волшебных помощников в сказках нет(!), то есть вообще. Даже коня ивашкина Серый Волк слопал лишь потому, что таково было предначертание (на камне). Хотя тут вероятны еще два обоснования действий. Первое – замена обыденного, не-волшебного помощника волшебным, и тут вопросов не возникает, когда б не Серый Волк, быть бы Ванюше не то, что у разбитого корыта, а самому убиту. А второе – существование Серого Волка без Вани-дурака пусто и бессмысленно, и дабы обрести смысл, надобен ему дурак, который лезет во все передряги. Дурак – движущая сила любой истории, нарушитель равновесия, стартер и рандомайзер всей человеческой жизни. И тут же, рядом с ним, рука-об-руку идет Мудрец, но не просто мудрец сказочный, а всезнающий и любящий его всем сердцем, готовый в любой момент на любую жертву ради него.
Но что мы видим перед самой концовкой доброй половины сказок? Ба! Волшебный зверь либо покидает своего подопечного, либо как бы случайно дает его… убить (!), а иной раз говорит – эта вот задача мне не по силам, хотя она и самая трудная, выпутывайся, дескать, сам. Иной раз только посоветует напоследок что-нибудь важное. Предательство? Экзамен? Но зачем? Дурак-то все равно не делает выводов из своих ошибок – он их просто не помнит. Причина, думается мне, не в этом. Точнее, причин тут несколько.
Первая –
дурак должен как-то измениться, «
переродиться», и это возможно лишь очень жестким методом.
Вторая – есть такие вещи, что
только дураку и под силу, в силу его дурости.
И третья: по причине своего всезнайства волшебный помощник
знает, что дурак бессмертен, что навсегда он умереть не может, хоть и для возрождения его из временной «смерти» может понадобиться «мертвая и живая вода».
И он его возродит, обязательно, и вытащит из смертного сна, и Иван-дурак скажет свою коронную фразу, что помнится нам с раннего детства: «Долго же я спал».
ОффтопСейчас еще проду наваяю.