Проповедь первая.Кому вообще адресовано язычество, кому и зачем оно нужно в современном мире?
Я не буду говорить, что язычество адресовано самым лучшим, умным, одареным, правильным пацанам - это и так понятно, по умолчанию. Но что, кроме шуток, характеризует язычетство? Мироощущение, при котором окружающий мир переживается как живой; а мыслится - как пространство, в котором действует множество разнообразных сил разной направленности, имеющих разную волю и характер. Некоторые из этих сил более разумны, другие менее, третьи почти или совсем неразумны. Нет силы, которая бы доминировала над всем и определяла бы все, итоговый баланс складывается из действий множества субъектов, из сложения множества воль.
Таковое переживание возникает у самых разных людей, особенно часто - в детстве, когда человеку еще не успели объяснить, что окружающий мир либо абсолютно детерменированный, лишенный всякой мистики, либо управляется одной-единственной силой (спроецированным в виртуальное пространство образом идеального Родителя, которому присваивается обозначение "Господь" или "Бог"). Языческое переживание "живого мира" в этом смысле не внушается человеку со стороны, а возникает в нем само собой, часто даже - возникает не смотря на господствующую в обществе идеологию, которая этому переживанию противоречит. Поэтому очень часто бывает так, что вот это свое интуитивное, естественное переживание человек пытается хоть как-нибудь приспособить к общепринятой идеологии, порождая конструкции типа "ноосферы" Вернандского (в случае атеизма или материализма) или тезис типа "Не Бог в мире, а мир в Боге" (в случае человека монотеистичеких убеждений). Язычество адресовано прежде всего тем, кто испытывал или испытывает до сих пор чувство "живого мира" - вне зависимости от того, имеет ли человек чистое, осознанное ощущение такого рода, или же оно, или же оно задавлено в нем, искажено, угнетено и почти забыто под гнетом быта и "общепринятых" идей. Такого человека никогда полностью не удовлетворит как атеистическо-материалистическое мировоззрение (вызвав, вероятнее всего, чувство "все вроде бы и неплохо и ладно, но... чего-то не хватает, что-то упущено"), так и монотеизм, повсеместное засилье которого в обществе (христианство-иудаизм-ислам-кришнаизм и пр.), привело религиозно-мистическую сторону человеческой жизни к откровенной деградации. Последнее, хотя и имело свои неожиданные плюсы (так, в частности, именно отход от христианской парадигмы в Европе способствовал быстрому развитию науки и техники, переключив активность человеческого ума и духа с мистических на более приземленные области жизни) - подходит не всем. Да, здоровый человек рано или поздно сбежит от религиозного мракобесия в неверие, но помимо альтернативы выбора между красным и синим чертом (между монотеизмом и атеизмом), есть и другие варианты, которые, с одной стороны, никак не противоречат современному рациональному знанию, а с другой - вполне удовлетворяют мистико-поэтическую потребность тех людей, у которых таковая потребность вообще есть. Современное язычество - достаточно элитарно, оно адресовано тем, кто либо уже прошел достаточно долгий путь к самому себе, либо, в силу удачных жизненных обстоятельств, никогда слишком далеко от себя самого и не уходил. К сожалению, большинство людей нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым - люди не знают себя и принимают за истину устоявшееся мнение общества: согласно этому мнению, в частности, язычество - это нечто совершенно дремучее, давно забытое и совершенно никому в современном мире не нужное, полностью ему чужое. Развенчанию заблуждений такого рода и посвящена данная тема.
Первая проповедь окончена, товарищи прозелиты, а также потенциальные прозелиты и совсем не прозелиты - можете задавать вопросы и высказывать свои мнения как по поводу сказанного, так и по любым другим вопросам, связанным с язычеством.