Сначала я на всякий случай уточню. Религия несомненно делает жизнь человека лучше/легче в том или ином отношении, иначе бы ее просто не существовало. Возможно мы вернемся к этому позже. А на данный момент мы разбираем два вполне конкретных утверждения, о облегчении взаимодействия с информацией, и о стойкости, которое это облегчение должно давать обществу
Теперь по поводу схемы, которую ты изобразил. Я твою идею, о сферах соотнесения знания и веры, уловил и попробую разобрать ниже.
Здесь же я отмечу, что таких религий, которые изобразил ты, не бывает и быть не может. Пока что, это не касается соотнесения областей знания, а относится только к области охвата интересов религии. И выглядеть это будет примерно так:
Ни одна из религий не пытается дать ответы на все вопросы. Например христианству нет дела до того, откуда берутся странные кварки, его это никогда не волновало, и не будет волновать, также как большая часть того, что лежит за кругом знания. В христианстве не содержится ответа на эти вопросы, также как и во всем многообразии прочих религий, если только они не посвящены вопросам стандартной модели.
Религия это набор конкретных идей, которые решают конкретные проблемы человека. И ответы на вопросы они дают, только в рамках этой проблематики.
По хорошему, мне конечно следовало дорисовать схему сверху, еще и на предмет того, что происходит в области знания, на момент формирования религии, и походу ее развития.
Полагаю это помогло бы при разборе возможности существования такой религии, которая отступает с расширением круга знаний, и не умножает противоречий, но очень уж это муторно.
Пока что, она должна отражать ту ситуацию, которую выше описал ты.
В реальных примерах, красная линия пересекает круг знания, и имеет такую же ветвистую структуру внутри, где ветви, это идеи, часть из которых опирается на факты, а часть является догмами. На момент формирования религии, все ветви внутри круга знаний, заканчиваются фактами, и она не противоречит ничему из наблюдаемых явлений. Походу расширения круга знаний, те ветви, что находятся снаружи(догмы), попадают внутрь круга знаний. Часть из них, начинает противоречить наблюдениям.
А если будет нужно, потом дорисую.
Negat1v писал(а):
Таким образом, изначальное утверждение о том, что быть религиозным, легче, чем материалистом, не верно. Быть равнодушным, легче, чем заниматься оценкой состоятельности собственных убеждений.
Цитата из книги
Удешевление производства информации сыграло и продолжает играть против материалистического мировоззрения в общественных отношениях.
|
Gobl писал(а):
Быть религиозным легче при возрастающем потоке информации, в том числе и ложной.
В рамках той схемы, которую нарисовал ты, исчезнут проблемы противоречивости(кроме внутренней, и противоречивых утверждений на том же основании), и отпадет необходимость интерпретаций. И это действительно устранит один из источников проблем, которые вынуждают не равнодушного верующего человека, прикладывать умственные усилия.
Но при такой схеме, где религия не пересекается с областью известного, тем более не будет никакого облегчения. Просто потому, что области известной информации, для религиозного и не религиозного человека, будут идентичны. И никаких простых ответов "потому-что", не будет.
Напротив, там где последовательный рационалист, остановится, и признает, что он чего-то не знает, религиозному человеку придется осваивать дополнительный объем информации, и решать проблемы связанные с ним.
Неизвестность может доставлять дискомфорт, и одно из преимуществ религии заключается в том, что она его убирает. Что также имеет и отрицательные последствия.
Но, так или иначе, к количеству усилий это никакого отношения не имеет.
Цитата:
Цитата:
...ни что не запрещает материалисту придерживаться аналогичного подхода, и в качестве потому-что, ссылаться на научную парадигму, не тратя личных усилий, на понимание тех или иных аспектов причин формирования данной парадигмы.
Правильно, ни что не запрещает материалисту "верить в научную парадигму", но только это уже не совсем материалист будет.
Давай так, ты можешь вкладывать в термины свой собственный смысл, до тех пор, пока ты не делаешь категоричных заявлений, или уточняешь, что именно имеется в виду.
Но поскольку сейчас, мы обсуждаем заглавную статью, где такие утверждения содержатся, а дополнительных пояснений автор не привел, то мы будем трактовать содержимое в общеупотребимых значениях.
И в этом свете, материалист, это тот, кто убежден, что основа реальности материальна, а все явления, являются производной взаимодействия материи. И совершенно неважно, каким образом он пришел к этому заключению. Так что, человек, который просто верит, также будет материалистом.
Здесь конечно есть ряд тонкостей.
Сейчас будет сложная выкладка по эпистемологии
.
На практике конечно довольно сложно найти материалиста, в буквальном смысле верующего в состоятельность такой формы описания действительности.
Просто потому, что материализм, это такой способ описания реальности, который на данный момент оперирует минимально возможным количеством сущностей.
Актуальный материализм, это убежденность в том, что для описания наблюдаемых явлений, достаточно самих явлений, и экстраполяция этого принципа, на области неизвестного.
То есть, это по умолчанию самая консервативная гипотеза, или минимально возможное объяснение. В противовес альтернативным формам объяснения действительности, настаивающих на необходимости существования дополнительных сущностей, которые требуют личной убежденности в собственно данной необходимости, материализм с позиции известного, в принципе не нуждается в апелляции к личным убеждениям.
Но материализм может стать объектом веры, если к примеру будет обнаружено что-то, что не вписывается в данную систему представлений(то есть, если он перестанет быть достаточной системой описания), а следовательно перестанет быть самой консервативной гипотезой.
Кроме того, материализм может быть объектом веры,например в ситуации, если человек уверен, что материальное описание действительности не может быть ошибочным. Ну и во многих других отношениях, затрагивающих необходимую истинность тех или иных положений мировоззрения.
Так или иначе, материалист не обязан желать разбираться в устройстве окружающей действительности. От этого он не перестанет быть материалистом.
Цитата:
Цитата:
Траты на веру, а значит, и достигнутая через них сила ума прямо пропорциональны сложности и жёсткости доктрины, конституирующей эту веру. Траты на материалистическое мировоззрение пропорциональны разнообразию знания, нужного для его поддержания.
Собственно формулируется различный подход религии и материализма.
Это не верное описание и материализма и религии.
Религия не исчерпывается убежденностью в истинности учения. А материализм не нуждается в разнообразии знания.
Цитата:
Цитата:
С другой стороны, глубокое и основательное понимание религии, требует от не равнодушного верующего, которому не наплевать на то, во что и почему он верит, не меньшего количества умственных усилий, чем материалист затрачивает на поддержание актуальной системы знаний.
Это разные умственные усилия, и как бы не была сложна религиозная концепция, для верующего достаточно "просто верить". Для материалиста верить не достаточно.
Повторюсь, это сравнение ленивого с не равнодушным, а не материалиста с верующим.
В дополнение, для той схемы, что описал ты: это дополнительные необходимые усилия со стороны верующего, в противовес отсутствию такой необходимости, со стороны материалиста.
Если вера не затрагивает наблюдаемое, то, для религиозного человека, она не отменяет необходимость понимания устройства наблюдаемого.
Цитата:
Цитата:
Конечно она также может быть и источником положительных качеств. Но религиозная устойчивость, прежде всего проявляется именно в консерватизме, приверженности традициям, и т.п.
Само по себе, это опять же не является чем-то безусловно плохим, в рамках различного контекста эффективны различные стратегии поведения.
Но оценивая изменчивость контекста, я могу констатировать, что мир вокруг человека изменяется все быстрее, и все сильнее. И в этих условиях, по моему мнению, косность является максимально не эффективной стратегией.
Не передёргивай, косность - не равно устойчивость
Я там написал, что косность не является обязательным следствием стойкости. Но религиозная стойкость, преимущественно так и проявляется. И в этом я ничего особо хорошего не вижу.
Я попробую объяснить, почему так получается, как это соотносится с твоей схемой и одновременно отвечу вот на это:
Цитата:
Согласен, религия должна проявлять гибкость и вовремя отступать за границу незнания.
Видишь ли, религия, это целостная логическая структура, а не набор не связанных утверждений. Отказ от каждого конкретного из них, повреждает всю структуру в целом, и при накоплении критической массы таких повреждений, разрушает ее. При расширении границы знаний, противоречия будут возникать неизбежно, и если религия не будет косной, то и ее постигнет та же судьба; в итоге, в рамках твоей схемы, религии придется создавать регулярно, что едва ли совместимо с устойчивостью.
Давай разберем на примере креационизма. Радикальные христиане спорят с эволюцией и геологическим возрастом земли, не потому, что им важно, сколько лет земле, а потому, что это подрывает уверенность в истинности и непогрешимости Библии в целом, ну или, как минимум ставит под сомнение возможность буквального понимания ее текстов. А Библия, в свою очередь, является основой для всех прочих утверждений христианства.
Цитата:
Цитата:
Эдвард Уилсон, как то сказал:
"Главная проблема человечества заключается в следующем: наши эмоции находятся на уровне палеолита,
социальные институты - на уровне средневековья, а технологии - божественной силы".
Я разделяю точку зрения, и полагаю, что сохранение первого и второго, при постоянном нарастании третьего, это усугубление данной проблемы.
Второе вытекает из первого, а первое из биологии.
Собственно религии являются самыми старыми и устойчивыми "тормозами биологии".
"Боженька накажет" работает гораздо эффективнее любых этических концепций.
Наверное по этому в наших тюрьмах столько религиозных людей. Христианство позиционирует себя, как источник нравственности, но не является таковым. Статистика показывает, что христиане не лучше и не хуже людей с другими убеждениями, в том числе и не религиозными.
"Боженька накажет", не работает также, как не работают любые другие этические концепции. Работают законы, и их силовое обеспечение. А этические концепции служат основой для формирования таких законов, которые обеспечивают достижением паритета конфликтных интересов максимально широкой группы людей, для возможности их долгосрочного не конфликтного сосуществования и кооперации.
Цитата:
Цитата:
Далее, касательно вывода. Хотя люди с различным мировоззрением могут сосуществовать в рамках одного общества, но само общество, не может следовать двум различным доктринам одновременно, в том случае, если они противоречат друг другу.
...
Но я думаю, что общество, как структура, не может быть одновременно религиозным, и материалистичным, в том случае если эти концепции противоречивы. В один момент времени, как человек, так и социальная структура, не может выполнять два взаимнопротиворечивых действия.
Нет. Любой человек - и верующий и материалист одновременно.
В текущей формулировке это может означать что угодно.
Я могу согласится, если к примеру под верой ты подразумеваешь склонность людей к ошибкам первого рода, и нахождению ложноположительных связей.
Или опровергнуть, если к примеру, это означает, что все люди выстраивают свою жизнь вокруг утверждений о необходимом существовании сущностей, лишних для объяснения всей совокупности наблюдаемых явлений.
Так что, пока ты не развернешь и не обоснуешь, я понятия не имею, что ты пытаешься сказать.
Цитата:
Цитата:
Про коммунизм. Коммунизм это...
...именно к социализму времен СССР.
Я с этим не спорил. Квази или прото религия, но не религия.
Назови хоть огурцом. До тех пор, пока мы оба понимаем, о чем речь, это не имеет значения.
Я в этом фрагменте объяснил, что в советском коммунизме делало его удовлетворяющим условиям, описанным в обсуждаемой цитате. Если ты с этим согласен, то эта проблема себя исчерпала.
Цитата:
Цитата:
Про онтологию, и про то, почему это плохой критерий для определения религии.
Видишь ли, собственной онтологией обладает любая законченная форма мироописания. В том числе, ей обладает и материализм, и коммунизм.
ИМХО, ущербной онтологией, так как вообще не объясняет что там за границей незнания.
Онтология не обязана быть комфортной, она не для этого существует. И религиозная онтология не дает ответов на вопросы о том, что за границей незнания, это не более чем отодвигание ворот. Чаще всего религиозная онтология дает человеку комфорт, через ответы на экзистенциальные вопросы, или отрицание экзистенциальных проблем(например конечности бытия, на самом примитивном уровне, или наполняет существование объективным смыслом, на немного более продвинутом; одиночество, справедливость и т.п.). А вот проблемы количества необходимых умственных усилий, особенно для непротиворечивой по отношению к существующему знанию религии, она вообще никак не затрагивает.