Цитата:
и? какое это все отношение имеет к пониманию, которое определяется как систематизация?
Опровергает утверждение:
Цитата из книги
если понимание - это систематизация (т.е. размещение какой-то новой инфы в рамках существующей системы представлений, отладка этой системы), что иную точку зрения ни один человек понять не способен.
|
Цитата:
более того - при таком понимании термина ты не только чужую систему понять не будешь способен, но и свою собственную, родную.
Цитата:
Негатив, вот давай пошагово:
а) ты утверждаешь, что для того, чтобы "понять" некий факт, нужно определить этому факту место в системе,
б) следовательно, чтобы понять систему, нужно определить ей место в системе большего порядка.
в) таким образом, свою собственную систему представлений никто из нас не понимает, поскольку мы не определяем своей системе представлений место в системе большего порядка (самая большая все равно будет "наша").
Это называется релятивизм. Знания никогда не полны, и это нормально. Но ты в данном случае смешиваешь знание и понимание принципов работы системы. Для того, чтобы понять систему, не нужно включать ее в большую систему. Достаточно понять закономерности ее организации. Но любые новые данные, могут показать, что выведенные закономерности не верны, так как не верно описывают информацию. И в этом смысле, действительно, никто не может знать как устроен мир, и верно ли его описывает имеющаяся у тебя система представлений. Так что, ответ на твой вопрос: и да, и нет. Ты можешь понимать как устроена текущая система, но ты не можешь знать, является ли она верной или достаточной. Лишь приближаться к последнему.
Ну и нельзя выводить бесконечную цепочку закономерностей. Нет ответа на вопрос, каковы закономерности организации закономерностей, орагнизации закономерностей... и т.п.
Это означает, что не известно, возможно ли найти ответ на вопрос: почему мир устроен, так как устроен, и почему появилось причина, которая сделала мир таким, и откуда взялась причина той причины.
Мы описываем мир с достаточной точностью, и успешно обходимся без ответов на эти вопросы. Более того, мне не известно ни одной системы представлений, где подобная проблема не существовала бы.
Так что, полное понимание своей собственной системы воззрений, действительно не достижимо, как минимум с текущими средствами систематизации. Но существует понимание достаточное.
В идеале, лично я стремлюсь получить ответы и на эти вопросы в том числе. Но отталкиваться приходится от возможного, то есть от доступного уровня систематизации.