Андрей Смирнов

Подписка на книги
Имя пользователя:   Пароль:   Запомнить меня  Скрыть присутствие 
Текущее время: 25 апр 2024, 05:06

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 155 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 19 фев 2016, 02:01 
Не в сети
горожанин метрополии

Зарегистрирован: 27 мар 2015, 16:50
Сообщений: 3189
Откуда: Минск, Беларусь
Пункты репутации: 16413

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Не в статике конечно, а в динамике (Инь и Янь)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 19 фев 2016, 02:09 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84433
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Negat1v писал(а):
Ты хочешь сказать, что познания в психологии, позволили Ле Гуин вывести закон вселенского равновесия? :)
Или что она позаимствовала реальную концепцию из психологии, и воплотила ее в художественном образе?
Если второе, то это не психология, а метафизика.

второе, и это не метафизика, отнюдь ))
Цитата:
Нет в психологии концепции которая обосновала необходимость равенства между сознанием и подсознанием.

такого нет, зато про работу с подавленными элементами личности известно предостаточно.
Цитата:
И давай сразу уточним: подсознание, и бессознательное, для тебя, одно и то же?

в данном случае - да, я не вижу смысла (в данном случае) их разделять. А ты видишь?

Цитата:
Возможно, мне будет легче понять, если ты пояснишь, что осознанность есть для тебя.

довольно сложно сформулировать, т.к. эта штука не относится к миру явлений.
можно по-другому назвать осознанность - "я-присутствием". Т.е. это такая штука, когда ты понимаешь явление "изнутри", полностью.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 19 фев 2016, 02:30 
Не в сети
маг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 сен 2009, 13:14
Сообщений: 1226
Пункты репутации: 1642

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Цитата:
довольно сложно сформулировать, т.к. эта штука не относится к миру явлений.
можно по-другому назвать осознанность - "я-присутствием". Т.е. это такая штука, когда ты понимаешь явление "изнутри", полностью.

Мне это ни о чем не говорит. За каждым словом могут скрываться десятки значений, и общая конструкция позволяет трактовать их совершенно произвольно. Попробуй описать, как выражены в твоем представлении разные уровни осознанности на каком-либо примере, если затрудняешься сформулировать более точное определение.

Оффтоп

_________________
К чему стадам дары свободы?
Их надо резать или стричь...
Наследство их из года в годы
Ярмо с гремушкою да бич...
А.Пушкин.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 19 фев 2016, 02:45 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84433
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
наименьшая степень осознанности - когда самого человека нет или почти нет, и есть лишь импульсы, процессы, которые куда-то его влекут
затем (следующая ступень) человек начинает отделять свое "я" от этих импульсов и процессов и предпочитать одни другим, как более соответствующие себе-настоящему (или, чаще, своему представлению о себе-настоящем).
затем идет работа по устранению проблем, созданных на предыдущем этапе: представление о себе-настоящем отвергается, вместо него ищется собственно я-настоящий (вне представлений). Подавленные импульсы в какой-то мере реабилитируются, т.к. и они тоже несут в себе какие-то частички мозаики, без которых невозможно придти к себе-подлинному.
на четвертом этапе за счет формирования внутренней целостности и распространения "света осознания" на те импульсы и процессы, которые на первом этапе сами целиком владели человеком ощутимо возрастает власть над собой и над окружающим миром, появляется возможность правильно организовывать свою жизнь, включая в нее лишь то, что надо, а не все подряд
что дальше - не знаю, теоретизировать не буду ))


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 19 фев 2016, 10:14 
Не в сети
маг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 сен 2009, 13:14
Сообщений: 1226
Пункты репутации: 1642

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Ладно, допустим. Теперь для дальнейшего рассуждения, я бы хотел понять, что ты вкладываешь в термин бессознательное? Только сразу разверни пожалуйста, не нужно описаний через синонимы.

_________________
К чему стадам дары свободы?
Их надо резать или стричь...
Наследство их из года в годы
Ярмо с гремушкою да бич...
А.Пушкин.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 20 фев 2016, 18:15 
Не в сети
знахарь

Зарегистрирован: 12 фев 2016, 23:50
Сообщений: 11
Пункты репутации: 161

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган писал(а):
я в данном случае не строю никакой теории, не пытаюсь объяснить, почему все так, а не иначе. Я просто описываю свои наблюдения (за собой и за другими людьми).

Если не против, давайте рассуждения о мышлении продолжим с этого места. Если автор темы последним аргументом(обоснованием) считает право на личное мнение(видение) то вопрос исчерпан, кто ему указ? :)
Однако, если предмет рассуждения-мышление и его виды, в авторской редакции претендует хоть на какую-то интерсубъективную общность, обоснования должны сводиться к некоторым предельным формам,принимаемыми очевидно или интуитивно истинными всеми участниками дискуссии. Хотя бы то, что мышлением(умением мыслить) обладает каждый из них. :) И следовательно, разделение на типы(виды) мышления,может быть в частности и иным,но в целом так или иначе должно полностью исчерпывать мышление. Любой тип мышления, как частный должен дополняться совокупностью всех прочих типов мышления до "полного" совокупного мышления. На этом пока остановлюсь.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 20 фев 2016, 19:20 
Не в сети
горожанин метрополии

Зарегистрирован: 27 мар 2015, 16:50
Сообщений: 3189
Откуда: Минск, Беларусь
Пункты репутации: 16413

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган писал(а):
наименьшая степень осознанности - когда самого человека нет или почти нет, и есть лишь импульсы, процессы, которые куда-то его влекут
затем (следующая ступень) человек начинает отделять свое "я" от этих импульсов и процессов и предпочитать одни другим, как более соответствующие себе-настоящему (или, чаще, своему представлению о себе-настоящем).
затем идет работа по устранению проблем, созданных на предыдущем этапе: представление о себе-настоящем отвергается, вместо него ищется собственно я-настоящий (вне представлений). Подавленные импульсы в какой-то мере реабилитируются, т.к. и они тоже несут в себе какие-то частички мозаики, без которых невозможно придти к себе-подлинному.
на четвертом этапе за счет формирования внутренней целостности и распространения "света осознания" на те импульсы и процессы, которые на первом этапе сами целиком владели человеком ощутимо возрастает власть над собой и над окружающим миром, появляется возможность правильно организовывать свою жизнь, включая в нее лишь то, что надо, а не все подряд
что дальше - не знаю, теоретизировать не буду ))

Морган, а как отделить импульсы соответствующие себе настоящему от импульсов не соответствующих? И вообще как идет выделение себя настоящего?

Это самый ключевой момент, знать к чему надо идти, что истинное, а что результат внешнего влияния.


Последний раз редактировалось Casian 21 фев 2016, 00:40, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 20 фев 2016, 19:31 
Не в сети
полубог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2009, 12:25
Сообщений: 13998
Откуда: Киев
Пункты репутации: 14415

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган писал(а):
наименьшая степень осознанности - когда самого человека нет или почти нет, и есть лишь импульсы, процессы, которые куда-то его влекут
затем (следующая ступень) человек начинает отделять свое "я" от этих импульсов и процессов и предпочитать одни другим, как более соответствующие себе-настоящему (или, чаще, своему представлению о себе-настоящем).
затем идет работа по устранению проблем, созданных на предыдущем этапе: представление о себе-настоящем отвергается, вместо него ищется собственно я-настоящий (вне представлений). Подавленные импульсы в какой-то мере реабилитируются, т.к. и они тоже несут в себе какие-то частички мозаики, без которых невозможно придти к себе-подлинному.
на четвертом этапе за счет формирования внутренней целостности и распространения "света осознания" на те импульсы и процессы, которые на первом этапе сами целиком владели человеком ощутимо возрастает власть над собой и над окружающим миром, появляется возможность правильно организовывать свою жизнь, включая в нее лишь то, что надо, а не все подряд
что дальше - не знаю, теоретизировать не буду ))

Ну я знаю "выбор сердца" и "выбор из шаблона" ("я мужик, буду жестким") - последнее похоже на второй этап у тебя. Или "выбор из условий жизни" (например, человек не любит насилие по "выбору сердца", но учится ему, чтобы не быть разрушенным).
На основании чего, по-твоему, делается выбор на третьем-четвертом этапе? Да, какие-то схемы и настроения кажутся более поверхностными, чем другие, но, возможно, это лишь потому, что недостаточно усвоены? )
И почему должна обретаться целостность? Ты наблюдал, чтобы глубинные желания сводились к чему-то одному (одному корню)? Возможно, целостность обретается путем наложения определённого образа на глубину? Или даже "сбора"? Т.е., действительно формируется, а не познаётся? Хотя и формируется не по директивной установке (п.2), а в процессе самостановления (и нахождения основания, возможно, в самом себе)?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 20 фев 2016, 19:51 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84433
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Negat1v писал(а):
Ладно, допустим. Теперь для дальнейшего рассуждения, я бы хотел понять, что ты вкладываешь в термин бессознательное? Только сразу разверни пожалуйста, не нужно описаний через синонимы.

ну очевидно же - "то, что не осознается". Те пространства психики, где идут не осознаваемые процессы.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 20 фев 2016, 20:00 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84433
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Квадриус писал(а):
Морган писал(а):
я в данном случае не строю никакой теории, не пытаюсь объяснить, почему все так, а не иначе. Я просто описываю свои наблюдения (за собой и за другими людьми).

Если не против, давайте рассуждения о мышлении продолжим с этого места. Если автор темы последним аргументом(обоснованием) считает право на личное мнение(видение) то вопрос исчерпан, кто ему указ? :)
Однако, если предмет рассуждения-мышление и его виды, в авторской редакции претендует хоть на какую-то интерсубъективную общность, обоснования должны сводиться к некоторым предельным формам,принимаемыми очевидно или интуитивно истинными всеми участниками дискуссии. Хотя бы то, что мышлением(умением мыслить) обладает каждый из них. :)

Безусловно. Я полагаю, что небольшого самоанализа любому вменяемому человеку будет достаточно для того, чтобы увидеть разницу между мыслительными процессами в ходе решения логической задачи и в ходе, например, оценки эстетической ценности того или иного объекта.

Цитата:
И следовательно, разделение на типы(виды) мышления,может быть в частности и иным,но в целом так или иначе должно полностью исчерпывать мышление.

Полностью согласен. Можно и по-другому выстраивать типологию.

Цитата:
Любой тип мышления, как частный должен дополняться совокупностью всех прочих типов мышления до "полного" совокупного мышления. На этом пока остановлюсь.

Не совсем понял эту мысль. Допустим, мы говорим о своих наблюдениях "я вижу красный цвет, зеленый, синий и чертный". Значит ли это, что мы таким образом исчерпали все возможные цвета? Не значит. С другой стороны, если мы их не исчерпали - значит ли это, что мы проводим какую "неправильную" типологию? Нет, не значит.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 20 фев 2016, 20:19 
Не в сети
маг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 сен 2009, 13:14
Сообщений: 1226
Пункты репутации: 1642

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Цитата:
ну очевидно же - "то, что не осознается". Те пространства психики, где идут не осознаваемые процессы.

Я же просил, не через синонимы, а развернуть... Что конкретно по твоему мнению не осознается? Что в твоем представлении есть бессознательное?

_________________
К чему стадам дары свободы?
Их надо резать или стричь...
Наследство их из года в годы
Ярмо с гремушкою да бич...
А.Пушкин.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 20 фев 2016, 20:32 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84433
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
ну например значительная часть чисто телесных процессов
другой большой отдел - выдавленные из сознания разного рода воспоминания
и еще до фига всякого разного.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 20 фев 2016, 21:15 
Не в сети
знахарь

Зарегистрирован: 12 фев 2016, 23:50
Сообщений: 11
Пункты репутации: 161

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган писал(а):
Допустим, мы говорим о своих наблюдениях "я вижу красный цвет, зеленый, синий и чертный". Значит ли это, что мы таким образом исчерпали все возможные цвета? Не значит. С другой стороны, если мы их не исчерпали - значит ли это, что мы проводим какую "неправильную" типологию? Нет, не значит.

Это значит, что логично по крайней мере будет оставить "место" для дополнительных типов, еще не включенных в классификацию. Но тогда возвращаясь к исходной типологии, придётся декларировать её принципиальную неполноту. Что как бы предполагает бесконечный процесс дополнений и уточнений. Причём чем больше будет типов, тем сложнее станет описание каждого. Ведь нужно будет избегать пересечения всех уже определённых типов. :nea: Можно пойти по иному пути. Задавая лишь предельно общие противоположные, взаимоопределяющие характеристики. Относительно которых и выстраивать дополнительные конструкты. Например, относительно двух полюсов, Рациональное и Иррациональное(логичное-алогичное, мистическое-научное и пр.) мышление, можно выстроить как угодно детализированную линейку типов мышления по степени убывания,возрастания данных качеств. Идея такая: изначально задаётся система отсчёта, в виде двух взаимоопределяющих антитез. После чего куда проще выстраивать привязанные к ней типологии, в соответствии с конкретными целями. Вобщем, не быть привязанным к заданной единственной классификации, в которую придётся втискивать всевозможные конкретные примеры мыслительных процессов, не факт что под неё подпадающие(такая типология по определению будет всегда неполной). cool


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 20 фев 2016, 21:33 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84433
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Квадриус писал(а):
Морган писал(а):
Допустим, мы говорим о своих наблюдениях "я вижу красный цвет, зеленый, синий и чертный". Значит ли это, что мы таким образом исчерпали все возможные цвета? Не значит. С другой стороны, если мы их не исчерпали - значит ли это, что мы проводим какую "неправильную" типологию? Нет, не значит.

Это значит, что логично по крайней мере будет оставить "место" для дополнительных типов, еще не включенных в классификацию. Но тогда возвращаясь к исходной типологии, придётся декларировать её принципиальную неполноту. Что как бы предполагает бесконечный процесс дополнений и уточнений. Причём чем больше будет типов, тем сложнее станет описание каждого. Ведь нужно будет избегать пересечения всех уже определённых типов. :nea: Можно пойти по иному пути. Задавая лишь предельно общие противоположные, взаимоопределяющие характеристики. Относительно которых и выстраивать дополнительные конструкты. Например, относительно двух полюсов, Рациональное и Иррациональное(логичное-алогичное, мистическое-научное и пр.) мышление, можно выстроить как угодно детализированную линейку типов мышления по степени убывания,возрастания данных качеств. Идея такая: изначально задаётся система отсчёта, в виде двух взаимоопределяющих антитез. После чего куда проще выстраивать привязанные к ней типологии, в соответствии с конкретными целями. Вобщем, не быть привязанным к заданной единственной классификации, в которую придётся втискивать всевозможные конкретные примеры мыслительных процессов, не факт что под неё подпадающие(такая типология по определению будет всегда неполной). cool

проблема как раз в том, что если задать "линейку" или иным образом оформить классификацию в систему, то как раз и возникнет риск обнаружения таких форм, которые в линейку либо не влезают, либо - даже если их и удается вместить - это ничего не говорит о сущностных особенностях этих форм (можно будет говорить только о соотношении в них рационального и иррационального).
В ситуации же, когда просто описывается наблюдаемое, мы этой угрозы избегаем. С одной стороны, список потенциально открыт к дальнейшему расширению, с другой стороны - я, на мой взгляд, перечислил все основные формы.
Тезой и антитезой "рациональное-иррациональное" я нередко пользуюсь сам, в чем-то она удобна, но вообще это тоже самое, что говорить о бинарной паре, один из членов которой это "одноухий ежик", а второй член пары это "мир вокруг одноухого ежика". Т.е. да, такое противопоставление делать можно (особенно, если по каким-то причинам именно ежик привлек наше внимание, а не что-то еще), но попытка выстроить на этом какую-либо "линейку" приведет к тому, что мы будем рассматривать белочку или каштан как соотношение элементов "одноухоежиного" и "не-одноухоежиного", вместо того, чтобы рассматривать собственные особенности белочки, каштана и всего остального без какой-либо привязки к ежику.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 21 фев 2016, 15:53 
Не в сети
маг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 сен 2009, 13:14
Сообщений: 1226
Пункты репутации: 1642

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Цитата:
В твоем случае осознанность проявляется только в рациональной форме мышления. Поэтому ты и ценишь так рационализм, ведь безусловную ценность - осознанность - ты связываешь именно с ним.
Попробуй поверить на слово: осознанность может возникать и при задействовании иных форм мышления, в т.ч. иррациональных.
Подлинное понимание - это куда более глубокая штука, чем укладывание мысленного объекта на некую полочку в той конструкции, которую построила рациональная мысль.

Я не могу доказать, что чего-бы то ни было не существует. И не могу разделить твой субъективный опыт. Могу увидеть лишь его результат, который существовал бы в нашем общем поле опыта.
По этому, обоснование утверждения, которое предположительно существует не только в пределах твоего субъективного восприятия, должен приводить ты. Я лишь могу указывать на противоречивость концепций, о существовании которых ты заявляешь.

Понимание, это и есть систематизация. В герменевтике различают три архетипа понимания. Что есть, то и доказано. Что доказано, то и есть. И связанность значений.
Рациональность, в свою очередь, прежде всего означает разумность. Не в даваясь в терминологию, понимание, это основная функция разума.
Сознание в свою очередь, это совокупность функций, которые включают в себя непосредственное переживание, или восприятие, и отчет о воспринятой информации. Разум, это инструмент сознания, для структурирования опыта данного в непосредственном восприятии, того самого отчета о пережитом опыте.

Таким образом, для меня, то что ты написал выше, выглядит примерно так:
Цитата из книги
Подлинное понимание - это куда более глубокая штука, чем укладывание мысленного объекта на некую полочку в той конструкции, которую построила рациональная мысль.

Подлинное понимание, это не только восприятие информации, и ее понимание.
Цитата из книги
Попробуй поверить на слово: осознанность может возникать и при задействовании иных форм мышления, в т.ч. иррациональных.

Попробуй поверить на слово: подлинное понимание может возникнуть без понимания, с задействованием форм мышления, не связанных с разумом, основной функцией которого является понимание.

Видимо ты имеешь ввиду непосредственное переживание?

Я не считаю непосредственное восприятие, сколь нибудь хорошим способом способом получения информации о действительности. Из-за его несовершенства, неполноты, многообразных ошибок, низкой функциональности, и предельной субъективности.
В сущности все это можно свести к одной конструкции. Субъективный (в данном случае не обработанный разумом) опыт, в принципе имеет низкую результативность, и работает тем хуже, чем к более сложной задаче он применяется. Поскольку заявленной целью является снижение внешней по отношению к собственному я обусловленности, то работоспособность является наиболее важным критерием, при оценке степени такого влияния. Другими словами, я не считаю, что непосредственные переживания меня обуславливают, поскольку волен применять к ним любые операции разума. Я не считаю, что непосредственный опыт ведет к росту понимания, и, следовательно, осознания. Только обработка такого опыта, позволяет приблизится к подлинному пониманию(достоверному отображению действительности), или к той классификации субъективного опыта, которая эффективно выявляет в нем патерны, и позволяет отдавать себе эффективный отчет о них, который описывает их с достаточной точностью. То есть, в рамках моего субъективного восприятия, разум является не только самым эффективным способом изменения уровня осознанности, но и вообще единственным средством, которое позволяет отличить существующую обусловленность от мнимой, и, следовательно, повлиять на нее.


Цитата:
Цитата:
я считаю бессознательное, результатом недостаточной степени роста осознанности,и стараюсь в принципе от него избавиться, полностью подчинив сознанию.


а вот тут я считаю, что ты ошибаешься, ставив знак равенства между "осознанностью" и "сознанием" (подразумевая под этим, вероятно, некую "дневную", рациональную сторону человеческой психики). По крайней мере, на такое понимание твоих терминов слишком уж ясно указывает выражение "полностью подчинив". В ходе борьбы с собой чем больше уничтожаешь и подчиняешь - тем более уродливые формы подавленное принимает (зачастую незаметно для самого сознания). Единственный правильный путь к целостности - это самопринятие (хотя оно может быть очень болезненным, особенно если подавленное успело превратиться в чудовище). Эту тема прекрасно изображена в "Волшебнике Земноморья": пока Гед бегает от Безымянного или сражается с ним - тот лишь набирает силу, но когда Гед принимает его и называет своим именем (и не на правах доминанта, потому что Безымянный также называет имя Геда, т.е. процесс идет в обе стороны) - тогда он возвращает себе утраченную целостность.

Бессознательное можно условно подразделить на два значимых архетипа: производные разума архаичного, то есть наиболее примитивные функции контроля, например за сердечным ритмом. Он доходит до границы первичных инстиктов и генерации непосредственных реакций на раздражители; и более развитая часть, производная сознательной деятельности, которая представляет собой совокупность патернов обработки информации, автоматизированных процессов сознания, которые не нуждаются в непосредственном контроле, то есть выполняют свои функции автоматически. Первый архетип условно можно назвать врожденной или биологической частью бессознательного. Вторая часть является производной от опыта, совокупностью патернов, выведенных из его обработки, и включенных в самостоятельную автономную структуру. Ты под подавлением видимо понимаешь волевое преодоление стимулов, сформированных в рамках патернов. Я в таком подавлении, в принципе ничего плохого не вижу. На самом деле ты занимаешься этим постоянно, например соблюдая нормы приличия. Но я, под подчинением сознанию, подразумеваю все же несколько другое. Прежде всего понимание принципов работы отдельных патернов, причин и целей их существования, и их сознательное изменение.
Элементарным примером иллюстрации работы такого рода патернов, будет любой условный рефлекс, который приобретается в процессе обработки опыта, и становится автономной не подконтрольной сознанию частью психики.
Условные рефлексы возможно модифицировать, или полностью устранять, и это пример подчинения бессознательных реакций результатам работы сознания. При этом, чем более примитивной является функция разума, тем сложнее ее изменять. Безусловные рефлексы, преобразовать очень сложно, и степень преобразования, является очень узкой. Но даже такие манипуляции возможны. Например можно попытаться сформировать условный рефлекс, который будет подавлять безусловный. Более высокоуровневые функции, являются более пластичными, и изменяются значительно легче. Я не согласен, что для роста осознанности необходимо самопринятие. Самопонимание, да. Но я не вижу причин, по которым элементы собственного я, которые были сформированы внешними условиями: опытом и средой в которой он был получен; то есть обусловлены окружающей действительностью, не должны становится объектом изменения, или почему это должно быть уродливо.
Напротив, я считаю, что такое изменение, является необходимым условием, которое снижает степень внешней обусловленности.



Цитата:
Цитата:
Красота, или уродство, это степень отклонения от твоих представлений, о идеале и норме. В ходе борьбы с собой, ты изменяешься, и это не красиво, и не уродливо.
Особенно если доходишь до границы, где способен сознательно менять свои представление о нормах и идеалах. Но я полагаю, что попытка изменения собственной природы, может выглядеть уродливой для тебя.


в том-то и дело, что в данном случае "уродство" и "красота" идут относительно твоих собственных установок, а не каких-то "объективных". Т.е. чем сильнее подавление "недолжного", тем большее чудовище в себе ты в итоге выращиваешь (чудовище по своим же собственным установкам).
При этом я не отрицаю ценности самодисциплины и прочих таких штук.

Нет, по моим собственным меркам, изменение патернов мышления, не ведет к уродству или чудовищности, напротив, я не отождествляю внешне обусловленные алгоритмы мышления, с собственным я. И сознательное изменении наносных патернов, воспринимаю как некую форму очищения.

Цитата:
Цитата:
Я всегда воспринимал результат противостояния Геда и Безымянного, как поражение Геда. Хотя сама Урсула конечно не преподносит его подобным образом.


ну да, в твоем виденье Гед наверное должен был найти супермощное заклятье, которое позволило бы контролировать Безымянного или хотя бы загнать его обратно )) молодой Гед тоже так думал. ))
Все-таки история у Урсулы получилась очень глубокая ))

Нет, я считаю, что Гед должен был понять, что такое Безымянный. Соединение с ним, также могло бы быть вариантом победы над ним. Но только после осознания значимости и последствий. Или его уничтожение, или изгнание, или порабощение, или союз с ним, или изменение целей или природы геббета. В зависимости от того, что такое Безымянный. По моему мнению, Гед так этого и не понял. Именно по этому, я считаю подобную ситуацию поражением. Он не нашел альтернативных способов и возможностей разрешения ситуации. Он был вынужден принять единственно доступное, навязанное ему внешними обстоятельствами. Он не выбирал, а подчинился внешнему давлению. По этому, я считаю, что он проиграл.

Цитата:
Цитата:
А кем хотел стать Гед? Собой, человеком без тени внутри.


в том-то и дело, что нельзя быть "собой, человеком без тени внутри". Эта тень внутри - такая же органичная часть человека, как и все остальное. И чтобы быть собой, необходимо эту тень принять, увидеть в ней себя (ту часть себя, которую светлая, дневная часть, подавила и всячески пыталась уничтожить, но лишь изуродовала в итоге). И только тогда внутренний конфликт снимается и появляется понимание своей подлинной природы (понимание поначалу весьма мучительное и отнюдь не рациональное).

В рамках данной истории, я считаю, что геббет был чужеродной и самостоятельной сущностью, которая существовала вне зависимости от Геда, которая изначально хотела поглотить Геда, а избежать подобной участи он смог, лишь благодаря борьбе с ней, которая изменила сущности в достаточной степени, для того, чтобы Гед смог дать ей имя, тем самым обезвредив, или снизив ее влияние. Хотя одной из основных своих целей, тень выполнить смогла, а на сколько Гед смог избежать вреда, который геббет пытается причинить своей цели, не известно. Возможно он лишь отсрочил поглощение своего я самостоятельной волей существа.

Цитата:
Видишь ли, идея Равновесия, это идея Ле Гуин, закон ее мира, который не распространяется за его пределы. А поскольку аналогия используется для иллюстрации некоторой модели в нашем мире, то в качестве обоснования, не работает.
Другими словами, какая разница, что об этом думала Ле Гуин? Даже если бы она считала, что главный принцип мироздания, это равновесие, это не значит, что так оно и есть на самом деле и есть(что никак не следует из использования этой идеи в книгах).

Цитата:
дело в том, что Ле Гуин писала книжку не с бухты-барахты. Она шарила в психологии, и вся эта история с Гедом и Безымянным написана, что называется "по мотивам" типичных процессов, протекающих в психике человека.

Я знаю о подавленных эмоциях, и о подавленных воспоминаниях, и про работу с ними. Контроль, это основная функция сознания, не подавляют себя лишь наиболее примитивные животные, хотя даже у них, такое подавление присутствует в зачаточном состоянии.
Сознание, воля, или выбор, это подавление одних стимулов, в пользу других. Ни подавление эмоций, ни подавление воспоминаний, не относится к подчинению бессознателного работе сознания, о которой говорил я. Что конкретно ты понимаешь под подавлением личности, я понять не могу, и уж тем более о какой работе с ее элементами, идет речь. Ты имеешь ввиду психоанализ(ид, эго, и т.п.)?

Цитата:
Цитата:
С другой стороны, я не отказываюсь от возможности эстетического восприятия. Я просто не использую его в тех областях, где считаю не эффективным. Если мне нужно срубить дерево, то я предпочту острый топор красивому. И это несомненно сделает процесс рубки дерева менее эстетически насыщенным, зато оно упадет быстрее. Если я хочу пережить эмоциональный катарсис, то выберу более красивый топор. Хотя с ростом осознанности, эмоциональные переживания действительно обедняются. Начинаешь понимать, что острый и невзрачный топор, по своему, не менее красив, чем инкрустированный драгоценными камнями.


нет, не обедняются. Тот пример, который ты привел - виденье красоты в невзрачном топоре - это как раз углубление чувства прекрасного, избыток эстетики. Обеднение происходит тогда, когда душу уже ничего не трогает и никаких переживаний не вызывает ни красивый топор, ни обычный - смотришь на них чисто через призму результативности, утрачивая чистый взгляд ребенка, который способен удивляться и восхищаться любой ерунде. Выбранный тобой путь чреват именно этой опасностью.

К сожалению, на сколько могу оценить я, осознание не открывает новых граней восприятия, которые по видимому ограничены биологией, оно влечет лишь переоценку в рамках имеющегося поля возможностей. Количество воспринимаемых аспектов растет, но их уникальность и производная от нее сила впечатлений падает. Если проще, то чем больше знаешь, то тем сложнее тебя удивить, или впечатлить.

_________________
К чему стадам дары свободы?
Их надо резать или стричь...
Наследство их из года в годы
Ярмо с гремушкою да бич...
А.Пушкин.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 22 фев 2016, 01:01 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84433
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Цитата:
Понимание, это и есть систематизация.

Нет.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 22 фев 2016, 10:31 
Не в сети
знахарь

Зарегистрирован: 12 фев 2016, 23:50
Сообщений: 11
Пункты репутации: 161

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган писал(а):
проблема как раз в том, что если задать "линейку" или иным образом оформить классификацию в систему, то как раз и возникнет риск обнаружения таких форм, которые в линейку либо не влезают, либо - даже если их и удается вместить - это ничего не говорит о сущностных особенностях этих форм (можно будет говорить только о соотношении в них рационального и иррационального).
В ситуации же, когда просто описывается наблюдаемое, мы этой угрозы избегаем. С одной стороны, список потенциально открыт к дальнейшему расширению, с другой стороны - я, на мой взгляд, перечислил все основные формы.
Ээ,давайте всё же различать процесс(создание видов) и состояние(результат-классификация)
Вам как раз предлагают не использовать единожды созданную классификацию,пусть и как базовую с дополнениями и уточнениями,но именно под конкретные задачи создавать таковую в соответствующих предельных рамках. Точнее,быть готовым, к ситуации,когда следует отказаться от имеющейся линейки типов и выстроить новую..как бы хорошо эта типология не показала себя в прочих случаях.
Морган писал(а):
Тезой и антитезой "рациональное-иррациональное" я нередко пользуюсь сам, в чем-то она удобна, но вообще это тоже самое, что говорить о бинарной паре, один из членов которой это "одноухий ежик", а второй член пары это "мир вокруг одноухого ежика". Т.е. да, такое противопоставление делать можно (особенно, если по каким-то причинам именно ежик привлек наше внимание, а не что-то еще), но попытка выстроить на этом какую-либо "линейку" приведет к тому, что мы будем рассматривать белочку или каштан как соотношение элементов "одноухоежиного" и "не-одноухоежиного", вместо того, чтобы рассматривать собственные особенности белочки, каштана и всего остального без какой-либо привязки к ежику.
Прекрасный пример. Соответственно, для белочки будет необходимо выстраивать иную типологию, не говоря уже о фентезийном персонаже или обитателях мистического пространства.А ёжик и построенный вокруг его понятийно-логичесий континииум, в такой ситуации бесполезен.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 22 фев 2016, 20:10 
Не в сети
маг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 сен 2009, 13:14
Сообщений: 1226
Пункты репутации: 1642

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Цитата:
Цитата:
Понимание, это и есть систематизация.


Нет.


На столь конструктивную критику, я могу ответить только отсылкой к словарю.
Я собственно наверное мог бы обосновать шире, с примерами и прочим, но, на мой взгляд определение приведенное в словаре по своей сути вполне исчерпывающе.

Цитата из книги
Понима́ние — это универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений.

В психолингвистике понимание трактуется преимущественно как результат смыслового восприятия

Wiki

Цитата из книги
Понимание —универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений.

Энциклопедический словарь.

Цитата из книги
иметь о чем-либо правильное понятие. В психологии способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. При понимании или интерпретируется «смысл» телесно-вещественного (герменевтика, физиогномика), или происходит дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл (гномика).

Философский энциклопедический словарь

От себя пожалуй добавлю, что не углубляясь в философию, психологию, не прибегая к специальной терминологии, наиболее просто понимание можно описать, как восприятие качеств объекта и постижение или придание объекту смыслового наполнения.
Способность различать сущность явлений, отличать их друг от друга. Память, это систематизация. Наполнение смыслом, или соотнесение с ним, это систематизации. Различение качеств объекта, это систематизация.

Определение смысла еще проще, и оно также по сути сводится к форме систематизации:
Цитата из книги
Смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности.

Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности. Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью.


Я даже наверное смогу обосновать проще. Любое различение, чего угодно, от чего угодно, сравнение воспринимаемых свойств, это форма систематизации. То есть, как минимум, способность отнести разные свойства к различным категориям, необходимое для того, чтобы понять, что разница вообще существует.

_________________
К чему стадам дары свободы?
Их надо резать или стричь...
Наследство их из года в годы
Ярмо с гремушкою да бич...
А.Пушкин.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 22 фев 2016, 23:02 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84433
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Цитата:
На столь конструктивную критику, я могу ответить только отсылкой к словарю.

Все словари ошибаются. А я прав.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Основные виды мышления
СообщениеДобавлено: 22 фев 2016, 23:47 
Не в сети
маг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 14 авг 2013, 21:01
Сообщений: 2373
Откуда: Самара-Петербург
Пункты репутации: 12972

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган, конечно, провокативен, но прав.

Систематизация, классификация и прочее раскладывание по полочкам имеет свои границы применимости. Понимание, конечно, часто влечет за собой "включение его в систему устоявшихся идей и представлений", но несводимо к этой системе. Скорее наоборот, система строится только в том случае, если понимание состоялось (а также модифицируется согласно новому пониманию и отбрасывается, когда приходит соответствующее понимание). Систематизация - это лишь изложение уже состоявшегося понимания.

Для меня понимание - это не "наделение смыслом", который суть "сущность в контексте", а скорее схватывание сути

_________________
Если тебе пришла в голову мысль - не записывай её. Не удержался, записал - никому не показывай. Если показал - не подписывай. Если подписал - откажись. (с)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 155 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Pover by phpBB ©