Lex писал(а):
А почему, собственно, ошибка? На каком основании то или иное мировоззрение должно считаться истинным?
Если вопрос по поводу последнего предложения, то "ошибка" касается всех тех случаев, когда мы принимаем за настоящий сигнал результат разного рода когнитивных закономерностей. Это не истинность, это уже эвристика.
Что же такое истинное мировоззрение? Истинное мировоззрение соответствует миру — и мир соответствует ему. Если Морган скажет: "Один дал мне возможность метать молнии", научный подход скажет, что это невероятно — а Морган начнет бросать молнии из рук в любой момент, значит, прав Морган, а не современная наука. Точка. (есть нюанс, связанный с тем, что современная наука очень давно и прочно была права, а эти факты ее ломают полностью — поэтому от Моргана будут ожидать довольно высоких стандартов доказательства)
Но тут есть проблема — мы не можем проверить соответствие миру всего мировоззрения. Я не могу посмотреть на атомы, Рысь или Морган будут принимать на веру мифы-истории (вроде похода Тора и Локи к ётунам). Это вещи, которые невозможно проверить в опыте.
Такие вещи могут все же как-то, через цепочку промежуточных доказательств, цепляться за опыт. Например, структуру вещества можно увидеться непрямо, через микроскоп, а еще на ней строится современная физика -> технология -> электроника, которую я уже могу наблюдать — и это оказывается довольно слабым доказательством на пользу атомарной теории. По тексту мифа, Тор из своих похождений привез, условно, нож и нелюбовь к Локи — поэтому, когда я вижу, что Тор дает Локи подзатыльник и носит на поясе красивый нож, я чуть-чуть больше верю в этот миф, потому что он объясняет эти факты.
Слабость доказательств в обоих случаях объясняется множеством аналогичных версий, которые могут объяснить наличествующие факты. К примеру, если такой же нож можно купить в лавке рядом, значит, его наличие будет очень слабым, практически незаметным доказательством — а если я точно знаю, что такой нож может сковать только три кузнеца-ётуна, доказательством сильным. В идеале доказательства могут быть настолько "сильными", чтобы из единственного наблюдаемого доказательства-факта можно было строить только одну возможную теорию — например, если этот нож будет петь всю историю похода Тора на древненоржвежском.
Правда, есть и вещи, которые в опыте не проявляются. Вот верю я, к примеру, в
Невидимого Розового Единорога или
теорию несилового взаимодействия или существование на самом деле Моргановского Хеллаэна — и отказываюсь/затрудняюсь показать, как они влияют на реальность.
Простейший способ — сказать, что это "подвешенная" теория (то есть не опирающаяся на фундамент-опыт)/сказка и просто послать такого "верующего". Но даже в этом случае мы можем отфильтрировать часть теорий, используя два критерия.
Во-первых, мы можем проверить внутреннюю последовательность теории: разные части теории должны соответствовать друг другу. Если в одном месте теории оказывается, что единорог розовый, а в другом — что зеленый, где-то он врет. Если в одном месте указывается, что в Хеллаэне живет 24 миллиона народа, а в другом выясняется, что пищи в мире производится всего на 12 тысяч людей, где-то он врет. И т.д. Если же он врет в мелочах, то почему ему не врать и по-крупному? Вполне возможно, настоящий Невидимый розовый единорог — бегемот, или вообще не существует
(Интересно, реальный мир — по крайней мере пока что — себе не противоречит)
Во-вторых, мы можем проверить, отвечает ли поведение нашего верующего заявленной им вере. Если он в Хеллаэне был ОС и судя по всему должен хотеть туда вернуться, но ничего для этого не делает — или он иррационален, или врет; если этот верующий закупает на всю зарплату золото и драгоценности для телепортатора — все нормально, даже если он псих, он псих искренний. Если автор теории несилового взаимодействия предъявляет доказательства и рассылает ее по всем журналам — он хотя бы в нее верит. Если верующий в невидимого розового единорога, обладающего даром исцеления, нечеловеческим состраданием и абсолютным космическим слухом, вместо молитвы начинает искать хирурга — значит, или он наврал где-то о характеристиках единорога, или о факте своей веры.