Андрей Смирнов

Подписка на книги
Имя пользователя:   Пароль:   Запомнить меня  Скрыть присутствие 
Текущее время: 20 апр 2024, 03:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 382 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 20  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 25 авг 2019, 23:17 
Не в сети
младший бог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2009, 03:08
Сообщений: 22671
Пункты репутации: 25661

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Lex писал(а):
Фенрир, я о том, что само по себе подтверждение веры через реальность мне кажется порочной идеей, потому, что наоборот, вера меняет реальность, а не соответствует ей

Значит, у твоей веры проблемы: вера апостолов и Христа соответствовала реальности.

Что интересно, вера евреев-распинателей реальности не соответствовала :unknown:

P.S. Прости за резкость — никому не хочется быть сравненным с такими персонажами, но в этом и суть: жизнь Христа — история самопожертвования знающего правду человека среди мракобесов, а не веры вопреки фактам. Если бы Иисус верил вопреки фактам, он был бы материалистом. Если бы апостолы верили вопреки фактам, Иисус ходил бы сам-один. Если бы евреи верили вопреки фактам, они бы распяли мессию. Собственно, случилось только последнее.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 26 авг 2019, 01:08 
Не в сети
горожанин метрополии

Зарегистрирован: 27 мар 2015, 16:50
Сообщений: 3189
Откуда: Минск, Беларусь
Пункты репутации: 16413

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Фенрир, ты - зануда)))

Пускай Морган верит во что хочет, тебе то что? Разве Морган писал бы свои потрясяющие тексты если бы бы был рационалистом-материалистом? Сильно сомневаюсь :pardon: .

Так пускай верит во что хочет дальше радует нас своим творчеством :)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 26 авг 2019, 01:15 
Не в сети
младший бог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2009, 03:08
Сообщений: 22671
Пункты репутации: 25661

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Casian писал(а):
Фенрир, ты - зануда)))

Пускай Морган верит во что хочет, тебе то что? Разве Морган писал бы свои потрясяющие тексты если бы бы был рационалистом-материалистом? Сильно сомневаюсь .

Так пускай верит во что хочет дальше радует нас своим творчеством

Согласен, я зануда :)

Я не против любой веры — мы (некоторые из нас) в свободной стране. Но я могу и буду спорить с попытками заявить о своей/чужой религии какую-то непоследовательную хрень :yes:


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 26 авг 2019, 02:00 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84326
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Fenrier писал(а):
Если бы Иисус верил вопреки фактам, он был бы материалистом. Если бы апостолы верили вопреки фактам, Иисус ходил бы сам-один.

да-да, то-то у нас вагон сект, в которых конечно никто-никто не верит вопреки фактам :hahaha:


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 26 авг 2019, 02:30 
Не в сети
младший бог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2009, 03:08
Сообщений: 22671
Пункты репутации: 25661

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган писал(а):
да-да, то-то у нас вагон сект, в которых конечно никто-никто не верит вопреки фактам

И что?

С самым наблюдением я согласен, люди часто "верят" вопреки фактам — это легко, это интуитивно, это красиво в конце концов :unknown: А скучные факты можно аккуратно забыть — причем даже без сознательного самообмана у человека есть куча удобных механизмов.

Вот реально верить, так, чтобы вера в божество определяла твое поведение не меньше, чем вера в высоту дверей — уже сложнее, это требует немалой дисциплины. Редкие секты, и то в основном тоталитарного толка, доходят до такого — это реально тяжело дается сектантам.
Большинство сектантов остается на уровне "синтетического мракобесия" из расшаренной мной статьи: каши из симпатичных идей и сказок, сдобренной многозначительными ненапряжными ритуалами. Этого как раз достаточно, чтобы любой мог найти что-то для себя, чувствовать уникальность своей веры и общность с другими верующими — но такая вера не требует ни ментальной дисциплины, ни лишений, ни усилий.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 26 авг 2019, 12:52 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84326
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Fenrier писал(а):
Морган писал(а):
да-да, то-то у нас вагон сект, в которых конечно никто-никто не верит вопреки фактам

И что?

то, что твое утверждение относительно "научного подхода" апостолов совершенно ошибочно.
если уж начать разбираться, то рациональным/научным путем действовали "книжники и фарисеи", которые приходили к Иисусу и просили "дать им знамение". Какой был ответ? - Ничего не получите, идите на фиг. Или демагогия с храмом - "хотите знамение? разрушьте храм, и я его восстановлю за 3 дня" (при том ВСЕ слушатели были уверены, что речь идет об Иерусалимском храме). Т.е. те, кто как раз стоял на рациональных позициях в этой истории, ничего не получили. И это даже если оставить в стороне вопрос - был ли это мошенник-фанатик-лидер секты или действительно Сын Божий. Вполне можно верить, что современные сектанты мошенники и сумасшедшие, а вот в том случае 2000 лет назад все было по другому - это неважно: важно то, что иногда и сейчас никакого отношения к научному/рациональному подходу вся эта деятельность не имела.

PS: захочешь ответить - отвечай, пожалуйста, с цитатой в теме viewtopic.php?f=12&t=2315&start=680 , а это тема про язычество. Про христианство у нас тем и так достаточно.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 13 окт 2019, 17:58 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84326
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
из чата - читать снизу
Цитата:
Fenrier « 3 минуты назад » Даже в куда более умелых рационалистов, чем я, от нее мозги отшибает
Fenrier « 4 минуты назад » А я отказываюсь говорить о политике :)
Fenrier « 5 минут назад » Та же самая причина, по которой большинство христиан талдычит о едином христианстве — политика
Fenrier « 6 минут назад » У меня есть видение, почему ты талдычишь о едином язычестве, едином общем знаменателе среди примитивных племен и т.д.
Fenrier « 6 минут назад » Проблема с "почему" в дискуссии по язычеству — в политике
Fenrier « 8 минут назад » Когда оба оппонента будут знать ответ на этот вопрос, они уже не смогут спорить
Fenrier « 9 минут назад » "Почему ты вкладываешь такой смысл?"
Fenrier « 9 минут назад » Или ты
Морган « 10 минут назад » Fenrier « меньше минуты назад » Курица или яйцо - нет, совсем не тот случай. Ты пока не догоняешь.
Морган « 10 минут назад » " Fenrier « меньше минуты назад » При количестве осмысленного обсуждения, стремящемуся к бесконечности, опыт сторон будет приходить к одному и тому же знаменателю" - категорически нет! Потому что человек - творец смыслов. Мы не докапываемся до смыслов, кем-то вложенных в природу, а создаем их сами (что не исключает того, что есть смыслы, которые вкладывали те, кто нам предшествовал - люди, духи и боги). Творческаая активность постоянно будет производить новые смыслы, так что общего знаменателя не будет, будет скорее обратное. Как раз примитивные племена ближе к "общему знаменателю", чем современные люди.
Fenrier « 12 минут назад » Почему твоя интерпретация такова? Опыт, опыт, опыт
Fenrier « 12 минут назад » Курица или яйцо
Морган « 12 минут назад » Опыт, восприятие и интерпретация. Опыт, безусловно важен, но интерпретация - важна не менее, а она по меньшей мере отчасти - есть субъективный волевой акт.
Fenrier « 13 минут назад » При количестве осмысленного обсуждения, стремящемуся к бесконечности, опыт сторон будет приходить к одному и тому же знаменателю
Fenrier « 15 минут назад » Позиция субъекта взялась из опыта — а опыт можно передать словами так, чтобы другой мог хотя бы принять его важность
Fenrier « 17 минут назад » Тут тоже может быть постмодернистская критика, но лучше по сути
Морган « 17 минут назад » Fenrier « меньше минуты назад » Это требует неявной аксиомы, что (1) мы тут два не идиота, (2) реально что-то доказывали - (1) я точно не идиот, и ты в целом тоже (2) не надо подменять "придти к" и "доказывали".
Fenrier « 18 минут назад » Пока что это просто демонстрация пост-модерного аргумента: любой бред можно опровергнуть другим бредом с замененными существительными
Морган « 18 минут назад » Ауманн (и ты вслед за ним) неправы потому, что исходите (осознано или неосознано) из представления о первичности объекта и сущностного единства бытия. Но первичен субъект. Субъект вносит порядок в окружающий чувственный хаос. Однако, субъекты разные. Поэтому обязательная единая позиция - это либо насилие, либо ложь.
Fenrier « 19 минут назад » Это требует неявной аксиомы, что (1) мы тут два не идиота, (2) реально что-то доказывали
Морган « 21 минуту назад » ну вот видишь, ты только что доказал, что Ауманн неправ ))
Fenrier « 22 минуты назад » Морган неправ :)
Морган « 22 минуты назад » Ауманн неправ.
Fenrier « 23 минуты назад » Теорема Ауманна говорит, что два неидиота всегда могут придти к одной позиции в итоге :)
Fenrier « 25 минут назад » Это если не уметь говорить
Морган « 27 минут назад » и аргументы, доказывания - это вообще не про данный случай. Потому что мироощущение - не логическая задача.
Морган « 28 минут назад » толку-то от твоей "сдачи", если понимания так и не наступило...
Fenrier « 30 минут назад » Я стараюсь быть открытым к аргументам, но доказывать ни-че-го уже не берусь, бесполезно
Fenrier « 32 минуты назад » Confirmation bias можно победить только изнутри
Fenrier « 33 минуты назад » Я уже сдался
Морган « 56 минут назад » У нас с древними греками полнейшее взаимопонимание. Непонимание - у тебя, при том в отношении как меня, так и древних греков...
Fenrier « Сегодня, 15:51 » Вы с древними греками выясняйте между собой, кто правильный язычник
Морган « Сегодня, 15:43 » коварнейшая штука )
Морган « Сегодня, 15:43 » политика везде, где ты неправ )
Fenrier « Сегодня, 15:42 » Понял, тут тоже политика)
Морган « Сегодня, 15:42 » Fenrier « меньше минуты назад » В древнегреческой мифологии покорность богам является ключевой частью "Правды" - на примере Прометея хорошо видно, что нет. Есть и другие мифы, где боги явно неправы. Но во многих случаях боги действительно соответствуют Правде.
Морган « Сегодня, 15:40 » Fenrier « 2 минуты назад » Тут нюанс в том, что Прометей — покорился - нет, не в этом. Он вызывал симпатию и сочувствие будучи и непокоренным. И покорился он в итоге совершенно символичечки.
Морган « Сегодня, 15:39 » Fenrier « 4 минуты назад » Какого именно язычника? - правильного.
Fenrier « Сегодня, 15:39 » В древнегреческой мифологии покорность богам является ключевой частью "Правды"
Fenrier « Сегодня, 15:36 » А плохиши, вроде Сизифа и Тантала — не-а
Fenrier « Сегодня, 15:36 » Одиссей — покорился
Fenrier « Сегодня, 15:36 » Тут нюанс в том, что Прометей — покорился
Fenrier « Сегодня, 15:34 » Какого именно язычника?
Морган « Сегодня, 15:33 » другое дело Сизив - творивший всякие гадости от нечего делать. Он шел против Правды, а значит, и покарали его справедливо.
Морган « Сегодня, 15:32 » одно дело бунт Прометея - его чтят. Для язычника Правда превыше богов - Прометей действовал согласно Правде.
Морган « Сегодня, 15:32 » бунт бунту рознь.
Fenrier « Сегодня, 15:01 » Я имею в виду, что боги там явно и грязно держатся за свою власть над смертными — а смертные в то же время их вовсю поддерживают
Zwerg « Сегодня, 14:59 » Так ахейцы же!
Fenrier « Сегодня, 14:56 » Блин, греки были очень мудрыми мизантропами :)
Fenrier « Сегодня, 14:55 » И снова же — бунт против богов на пользу людей
Zwerg « Сегодня, 14:52 » По сомнительности, имзо, Тантал переплюнет остальных
Fenrier « Сегодня, 14:09 » Имхо, тут ключевая штука — в бунте против богов
Fenrier « Сегодня, 14:07 » Ну там как будто бы — на уровне викии — гостей убивали не из жадности, а из опасения за режим
Хозяин колодцев « Сегодня, 14:06 » которая обьеденяет дает возможность эфективно взаимодействовать и меняться информацией
Хозяин колодцев « Сегодня, 14:05 » а вот чтить гостя эта заповедь уже цивилизационная
Хозяин колодцев « Сегодня, 14:04 » я бы еще добавил то что новые порядки Сизифа были старыми племенными порядками где людьми считали только членов племени, рода, а остальные как бы не были льдьми а скорее добычей
Fenrier « Сегодня, 14:03 » Ну разве величайший из них, Прометей — но его доброе дело было хоть и предметом великого наказания, новоспринимается позитивно
Fenrier « Сегодня, 14:02 » Именно — и ни у кого я не припомню такого сомнительного шлейфа
Zwerg « Сегодня, 13:58 » Помимо Сизифа история донесла множество подобных героев-один другого краше ) Все как один потомки богов, правители/основатели городов, свершатели дел разной эпичности
Fenrier « Сегодня, 13:35 » Становится уже угрозой
Fenrier « Сегодня, 13:35 » Просто архимаг мог бы быть незаметным - но вот активно вмешивающийся в государственные дела
Fenrier « Сегодня, 13:32 » Если существует международная политика, появление там хотя бы слабого и мелкого, но заведомо нового и независимого игрока - большое дело
Fenrier « Сегодня, 13:31 » А культурный герой не может не касаться политической вершины: он обязательно создает новую (или новую старую) цивилизацию
Fenrier « Сегодня, 12:10 » При том, что Гильгамеш при тупо тех же мотивах (построил Ур и железную диктатуру, собачился с богами и мироустройством, не любил смерть) — позитивный персонаж
Fenrier « Сегодня, 11:59 » Но каким-то несколько "порченым" — в городе для поддержки законности казнили гостей (шта?!), изменение мироустройства получилось до боли временным, а вместо уважения и хорошей памяти он хорошенько-так демонизировался в глазах греков
Fenrier « Сегодня, 11:55 » Сизиф, если несколько стилизировать миф, получается очередным культурным героем — основал город, обустроил в нем уникальные порядки, сломал миропорядок


Цитата:
Fenrier « 9 минут назад » Или ты

нет, я понимаю противоположную позицию. Просто она неверна, почему - объяснял много раз, повторяться не хочу.

Цитата:
Fenrier « 8 минут назад » Когда оба оппонента будут знать ответ на этот вопрос, они уже не смогут спорить
Fenrier « 9 минут назад » "Почему ты вкладываешь такой смысл?"

смысл в споре пропадает намного раньше.
однако единство позиций совсем не обязательно возникает даже в случае, когда все всё поняли - свободу и творчество никто не отменял. Большее или меньшее, но в интерпретации имеет значение чисто волевое решение. Без способности творить смыслы нет и цивилизации.

Цитата:
Fenrier « 5 минут назад » Та же самая причина, по которой большинство христиан талдычит о едином христианстве — политика
Fenrier « 6 минут назад » У меня есть видение, почему ты талдычишь о едином язычестве, едином общем знаменателе среди примитивных племен и т.д.

ну вот, уже "талдычишь" - а потом будешь ныть и жаловаться на плохого Моргана, который грубо тебе ответил sarcasti
теперь по существу: язычество действительно более-менее едино именно потому, что никогда особо не заморачивалось с поиском ересей и прочим. Естественная позиция для язычника - вот на моей земле такие-то боги, я им выказываю уважение, приплыл на другую землю - там другие боги, им тоже оказываю уважение, а еще есть боги, которые всегда со мной, потому что, например, я воин или купец или ремесленник.
Схожая позиция, например, у буддизма - и не смотря на постоянную дискуссию и взаимную критику буддийских школ, они признают друг друга буддисткими.
Это разительно отличается от позиции христианства, которое категорически не признает чужих богов и проклинает тех христиан, которые формулируют свою веру в Христа немного иначе. Проблема в том, что человек, отравленный христианской нетерпимостью (например, ты) начинает затем переносить эту систему отношений также на другие культы - в других все немножко не так.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 13 окт 2019, 18:02 
Не в сети
Великий Демон
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 сен 2009, 01:25
Сообщений: 45252
Откуда: Клин
Пункты репутации: 28371

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Если бы Ауманн был прав, дьявола бы не существовало

_________________
"ибо Царство Божие не в слове, а в Cиле" © Апостол Павел

Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 13 окт 2019, 19:15 
Не в сети
младший бог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2009, 03:08
Сообщений: 22671
Пункты репутации: 25661

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган писал(а):
нет, я понимаю противоположную позицию. Просто она неверна, почему - объяснял много раз, повторяться не хочу.

Кажется, не мне. Эта идея с мета-язычеством настолько дико противоречит всему, что я знаю о истории религии, что мне просто интересно

Морган писал(а):
смысл в споре пропадает намного раньше.
однако единство позиций совсем не обязательно возникает даже в случае, когда все всё поняли - свободу и творчество никто не отменял. Большее или меньшее, но в интерпретации имеет значение чисто волевое решение. Без способности творить смыслы нет и цивилизации.

Откуда берутся смыслы, которые кто-то творит? Откуда берется само волевое решение?

То, что кто-то не умеет и не способен осмысленно дискутировать — автоматом убирает его из сферы действия механизма Ауманна. Если идиоту дать вагон доказательств против его идеи — он только больше в ней укрепится.

Морган писал(а):
теперь по существу: язычество действительно более-менее едино именно потому, что никогда особо не заморачивалось с поиском ересей и прочим. Естественная позиция для язычника - вот на моей земле такие-то боги, я им выказываю уважение, приплыл на другую землю - там другие боги, им тоже оказываю уважение, а еще есть боги, которые всегда со мной, потому что, например, я воин или купец или ремесленник.

Кроме случаев нетерпимости и религиозных войн между язычниками. Помнишь, из-за каких обвинений Сократ яд пил? А Святые войны между греческими полисами? Их, оказывается, было целых 4! :nea:

Морган писал(а):
Это разительно отличается от позиции христианства, которое категорически не признает чужих богов и проклинает тех христиан, которые формулируют свою веру в Христа немного иначе. Проблема в том, что человек, отравленный христианской нетерпимостью (например, ты) начинает затем переносить эту систему отношений также на другие культы - в других все немножко не так.

Моя позиция вообще не опирается на правильность-неправильность религии.

Я просто замечаю, что каждое язычество — свое. Твоя "правда" была бы воспринята любым язычником — но каждое течение видело бы там свое. Древние греки обязательно бы видели в ней, среди прочего, повиновение богам (Сизиф, Одиссей, Прометей): прав бог или не прав, молчи в тряпочку. В индуизме, где мудрецы-брахманы гоняют богов в хвост и в гриву, такой фигни не было бы.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 13 окт 2019, 21:28 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84326
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Fenrier писал(а):
Морган писал(а):
нет, я понимаю противоположную позицию. Просто она неверна, почему - объяснял много раз, повторяться не хочу.

Кажется, не мне. Эта идея с мета-язычеством настолько дико противоречит всему, что я знаю о истории религии, что мне просто интересно

я отвечал в данном случае, подразумевая различие позиций "первичен объект, мир в своей основе един" - "первичен субъект, поэтому оснований бытия множество и они принципиально несводимы к единству". По этому поводу уже очень много говорилось (в т.ч. в моих книгах), неохота повторяться.
Если же говорить о язычестве (политеизме), то причину его условного "единства" я описал выше: язычество изначально постулирует множество богов, поэтому "неправильными" для язычника могут быть разве что боги откровенно вредные, а не просто "иные". Иные боги есть по умолчанию: женская богиня чужда для воинов, а бог войны чужд матерям и женам, но ни жены, ни мужчины не считают богов своих половин "неправильными". Также есть множество богов, привязанных к определенным местам - их почитание также органично только в определенном месте, а не где угодно. И так далее.
Цитата:
Морган писал(а):
смысл в споре пропадает намного раньше.
однако единство позиций совсем не обязательно возникает даже в случае, когда все всё поняли - свободу и творчество никто не отменял. Большее или меньшее, но в интерпретации имеет значение чисто волевое решение. Без способности творить смыслы нет и цивилизации.

Откуда берутся смыслы, которые кто-то творит? Откуда берется само волевое решение?

из творящего субъекта. Если бы они брались откуда-то еще, то субъект (человек) был бы не творцом, а только медиумом. Но это не решало бы проблемы в корне - пришлось бы предполагать, что настоящими творцами являются какие-нибудь даймоны или ангелы, а человек творческих способностей лишен.

Цитата:
То, что кто-то не умеет и не способен осмысленно дискутировать — автоматом убирает его из сферы действия механизма Ауманна. Если идиоту дать вагон доказательств против его идеи — он только больше в ней укрепится.

Фенрир, ну ты же не идиот (вроде как)? И я не идиот (будь я идиотом, ты бы не читал моих книг и не сидел на моем форуме). Следовательно, Ауманн в пролете.

Цитата:
Морган писал(а):
теперь по существу: язычество действительно более-менее едино именно потому, что никогда особо не заморачивалось с поиском ересей и прочим. Естественная позиция для язычника - вот на моей земле такие-то боги, я им выказываю уважение, приплыл на другую землю - там другие боги, им тоже оказываю уважение, а еще есть боги, которые всегда со мной, потому что, например, я воин или купец или ремесленник.

Кроме случаев нетерпимости и религиозных войн между язычниками. Помнишь, из-за каких обвинений Сократ яд пил? А Святые войны между греческими полисами? Их, оказывается, было целых 4! :nea:

это политика. Если нужна война - для нее сгодится любой повод. Не будь религиозных различий, воевали бы из-за того, что одни мажут бутерброды маслом сверху, а другие снизу, из-за того, что одни рыжие, а другие нет и так далее. Принципиально не это, а то, что вне периодов войн - прекрасно друг с другом эти города соседствовали и торговали. И жители специально оправлялись в другие города, где стояли особо почитаемые, известные храмы нужных им богов.

Цитата:
Морган писал(а):
Это разительно отличается от позиции христианства, которое категорически не признает чужих богов и проклинает тех христиан, которые формулируют свою веру в Христа немного иначе. Проблема в том, что человек, отравленный христианской нетерпимостью (например, ты) начинает затем переносить эту систему отношений также на другие культы - в других все немножко не так.

Моя позиция вообще не опирается на правильность-неправильность религии.

я тут описываю особенности восприятия, а уж где правильно, где неправильно - каждый решает для себя.

Цитата:
Я просто замечаю, что каждое язычество — свое.

Конечно. Язычество чрезвычайно разнообразно. Но это разнообразие органично для него. Если для христианства разнообразие - это трагедия ("Церковь расколота, печаль-беда" либо "Церковь это только мы, все остальные еретики, печаль-беда, что остальных так много"), то для язычества разнообразие - это органичное, естественное состояние. Это примерно как авторитарное и либеральное общество: для авторитарного идеалогическое отступление - это преступление либо ошибка; а либеральное изначально предполагает, что позиций будет множество. Я не буду говорить, что 100% всех язычников имеют на 100% либеральные убеждения в религиозной сфере, но особенность и политического, и религиозного либерализма в том, что в этой среде могут существовать также и некоторое количество сторонников авторитаризма.
Цитата:
Твоя "правда" была бы воспринята любым язычником — но каждое течение видело бы там свое. Древние греки обязательно бы видели в ней, среди прочего, повиновение богам (Сизиф, Одиссей, Прометей): прав бог или не прав, молчи в тряпочку.

Еще раз: Прометей хорош и тогда, когда противостоит богам. Финальное его "смирение" - сугубо символическое, принципиально победил именно он.
И потом, ты путаешь уступку из-за преимущества в силе и Правду. Нет, Правда для греков, как и для язычников вообще - это не покорность богам всегда и во всех случаях жизни. Тот же Парис, выбирая, которой из богинь отдать золотое яблоко принципиально не способен угодить всем (из-за чего в итоге и начинается Троянская война), и он опирается на собственные интересы.
Боги в каких-то случаях могут выражать Правду, но не всегда - на примере Прометея это хорошо видно. Гера несправедливо преследует Геракла (читающий мифы о его подвигах всегда "болеет" за Геракла, а не за Геру) и так далее.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 13 окт 2019, 21:49 
Не в сети
полубог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 29 окт 2009, 12:25
Сообщений: 13990
Откуда: Киев
Пункты репутации: 14415

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Fenrier писал(а):
Кроме случаев нетерпимости и религиозных войн между язычниками. Помнишь, из-за каких обвинений Сократ яд пил? А Святые войны между греческими полисами? Их, оказывается, было целых 4! :nea:

Лучше говорить "священные".
У вас тема тут о единстве и различиях, так вот я посмотрел причины 4й священной войны (точнее, повод): распахали земли на равнине, принадлежавшей Аполлону, на которой была запрещена хозяйственная деятельность.
Тут не идет речь о борьбе и взаимном истреблении двух разных течений (вроде католиков и протестантов в Средние века).

Также из того, что почитал, сложилось впечатление, что в случае этих священных войн религиозные мотивы были, скорее, поводом борьбы за богатства.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 13 окт 2019, 23:54 
Не в сети
младший бог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2009, 03:08
Сообщений: 22671
Пункты репутации: 25661

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган писал(а):
Если же говорить о язычестве (политеизме), то причину его условного "единства" я описал выше: язычество изначально постулирует множество богов, поэтому "неправильными" для язычника могут быть разве что боги откровенно вредные, а не просто "иные". Иные боги есть по умолчанию: женская богиня чужда для воинов, а бог войны чужд матерям и женам, но ни жены, ни мужчины не считают богов своих половин "неправильными". Также есть множество богов, привязанных к определенным местам - их почитание также органично только в определенном месте, а не где угодно. И так далее.

И при этом мы имеем примеры религиозных войн, когда одни греческие язычники резали других греческих язычников, чтобы те не мешали им правильно почитать своих богов. Мы имеем персов, разорявших храмы, по-моему, Афин — и Александра, среди прочего в отместку разорявшего храмы покоренной Персии.

Я полностью согласен, это политические конфликты, сопровождаемые религиозными — но политика и религия в те времена еще не разделялись.

Для язычества, особенно действительно древнего, скорее характерна общинная привязка религии. В Дельфах почитают Апполона — и какая им разница, что ты в условных Фивах там делаешь со своей Герой? Это — они, тут — мы; Гера не услышит их, а нам для разговора с Аполлоном придется валить через пол-Греции к оракулу. Разве что если поставят раком Фивы половину греческих полисов — тогда и в Дельфах будут оглядываться на Геру... но у них все равно не возникнет религиозного спора, потому что культы Аполлона и Геры ну просто не могут смешиваться.

В этой системе практически невозможен религиозный конфликт без политического — религия "прикреплена" к какой-то политической группе: род, город, альянс. Ты читаешь — "Дионис вознесся на Олимп и стал богом", а на практике это значит, что почитающая его популяция смогла десятилетиями затыкать пасти остальным так, чтобы все приняли их версию. В первую очередь, конечно, жречеству Гестии, которому придется смириться с урезанным пайком.

В Египте эта же механика дошла до идеала. В Гелиополисе поклоняются солнцу-Ра, в Фивах — небу-Амону, но со временем Гелиополис хиреет, а Амон-Ра становится очередным верховным богом (конечно, жречество Ра не спрашивали). Меняются истории (я слышал о минимум трех историях творения — в исполнении Ра, Пта и Нейт соответственно), в зависимости от влияния полисов меняются верховные боги, у богов добавляются и пропадают атрибуты... Там перевирание мифов поставлено на поток — чистый постмодерн, собственно — и вроде бы никаких прямых конфликтов не нужно.

Но все равно случаются казусы. Например, непонятная религиозная чистка после правления фараона Перибсена, судя по всему большого поклонника Сета в ущерб Гору — и в истории фигурирует куча испорченных монументов Сета. Или все правление Эхнатона, который просто ввел Атона в пантеон на месте главного бога, а потом вообще запретил почитание всех остальных богов — и закономерно был предан забвению вместе с Атоном после смерти.

Так что, в общем, нет никакой особой толерантности. Ты можешь почитать Сета как воин, но как фиванец ты будешь приносить все положенные требы Амону. Иначе ты будешь не фиванцем — со всеми сопутствующими. При этом ни одному фиванцу и в голову не придет докапываться к поклонению Птаха в Мемфисе — что взять с нелюдей? Впрочем, это не помешает Фивам при завоевании Мемфиса поставить там свой храм Амона и насаживать собственную религию.

Морган писал(а):
я отвечал в данном случае, подразумевая различие позиций "первичен объект, мир в своей основе един" - "первичен субъект, поэтому оснований бытия множество и они принципиально несводимы к единству". По этому поводу уже очень много говорилось (в т.ч. в моих книгах), неохота повторяться.

А почему из того, что восприятие первично, следует именно множество бытия и тем более их несводимость? Механизм Ауманна вообще никакого объективного базиса не предполагает — просто двух открытых субъектов.

Вроде как математика. Пока два ученых будут решать две разные задачи, они никогда не согласятся — но если они проговорят все условия и будут решать одну и ту же задачу, ответ будет тот же. Классическая задачка из тренингов по переговорам, с корешками и листиками — пока люди не начинают обсуждать проблему всерьез, решения нет.

Морган писал(а):
из творящего субъекта. Если бы они брались откуда-то еще, то субъект (человек) был бы не творцом, а только медиумом. Но это не решало бы проблемы в корне - пришлось бы предполагать, что настоящими творцами являются какие-нибудь даймоны или ангелы, а человек творческих способностей лишен.

Почему? Та же эволюция или нейросети творят просто путем компоновки, без всякого внешнего источника — по крайней мере на первый взгляд.

Морган писал(а):
Фенрир, ну ты же не идиот (вроде как)? И я не идиот (будь я идиотом, ты бы не читал моих книг и не сидел на моем форуме). Следовательно, Ауманн в пролете.

Идиотизм, во-первых, явление контекст-специфическое — трезвый специалист может стать восторженным фанатом Шария просто вернувшись домой и врубав ютюб. Или просто взявшись обсуждать политику.
Во-вторых, идиотизм как неспособность слышать кого-то, кроме себя, не мешает заниматься ни творчеством, ни жизнью — основы нам дают вооруженные авторитетом и властью люди, против которых не очень-то попрешь, а дальше школа-университет заканчивается и мы несем в жизнь все те же принципы и идеи, защищенные ошибкой подтверждения :rofl:

Морган писал(а):
это политика. Если нужна война - для нее сгодится любой повод. Не будь религиозных различий, воевали бы из-за того, что одни мажут бутерброды маслом сверху, а другие снизу, из-за того, что одни рыжие, а другие нет и так далее. Принципиально не это, а то, что вне периодов войн - прекрасно друг с другом эти города соседствовали и торговали. И жители специально оправлялись в другие города, где стояли особо почитаемые, известные храмы нужных им богов.

Вне периодов войн и христиане с мусульманами жили вполне мирно — да, плевали друг на друга свысока, но так же плевали и жители полисов :unknown: Да и среди религиозных войн без политики обошелся только крестовый поход детей (имхо) — а это даже конфликтом назвать сложно, не то что войной.

А вне периодов борьбы с инакомыслием и философов-вольнодумцев не казнили... то есть астрономов и ведьм, если говорить о христианстве — философов же казнили греки. Оффтоп

Морган писал(а):
Конечно. Язычество чрезвычайно разнообразно. Но это разнообразие органично для него.

Или "язычество" — такая же синтетическая категория, как "религия".

Морган писал(а):
Если для христианства разнообразие - это трагедия ("Церковь расколота, печаль-беда" либо "Церковь это только мы, все остальные еретики, печаль-беда, что остальных так много"), то для язычества разнообразие - это органичное, естественное состояние.

Современные христиане тоже вообще-то взаимно признают друг друга — в той мере, что и "христианство" тоже является довольно синтетическим конструктом. Экуменизм, впрочем, не мешает каждому держать кукиш в кармане и не очень соответствует историческим подходам.

Морган писал(а):
Еще раз: Прометей хорош и тогда, когда противостоит богам. Финальное его "смирение" - сугубо символическое, принципиально победил именно он.
И потом, ты путаешь уступку из-за преимущества в силе и Правду. Нет, Правда для греков, как и для язычников вообще - это не покорность богам всегда и во всех случаях жизни. Тот же Парис, выбирая, которой из богинь отдать золотое яблоко принципиально не способен угодить всем (из-за чего в итоге и начинается Троянская война), и он опирается на собственные интересы.
Боги в каких-то случаях могут выражать Правду, но не всегда - на примере Прометея это хорошо видно. Гера несправедливо преследует Геракла (читающий мифы о его подвигах всегда "болеет" за Геракла, а не за Геру) и так далее.

Ты ведь не грек и не знаешь греческой "правды" — то есть меряешь миф по своим стандартам правильного-неправильного, как какой-то белый европейский христианин :unknown: Я — тоже не-грек, тоже оцениваю со своей колокольни и тоже не знаю оригинального контекста — присоединяюсь к ХК и (возможно) Цвергу в восхищении Сизифом. Просто у меня немного другие стандарты "правды".

Что с греками — я сказать однозначно не могу. Но тенденция "противься богам — и будешь страдать как Прометей" есть: Сизиф, Тантал, Одиссей, даже Геракл... При этом условно хорошие рано или поздно свой бунт прекращают, принимают власть богов и оказываются прощены — Одиссей, Прометей и Геракл — а плохиши не сдаются и мучаются вечно.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 14 окт 2019, 00:10 
Не в сети
младший бог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2009, 03:08
Сообщений: 22671
Пункты репутации: 25661

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Эйн Ди писал(а):
Лучше говорить "священные".

Спасибо, да. Я просто по давней привычке читал англоязычный материал — они, если речь не идет о национально-специфической инфе, больше и нейтральнее — и нехорошо перевел.

Эйн Ди писал(а):
У вас тема тут о единстве и различиях, так вот я посмотрел причины 4й священной войны (точнее, повод): распахали земли на равнине, принадлежавшей Аполлону, на которой была запрещена хозяйственная деятельность.
Тут не идет речь о борьбе и взаимном истреблении двух разных течений (вроде католиков и протестантов в Средние века).

Также из того, что почитал, сложилось впечатление, что в случае этих священных войн религиозные мотивы были, скорее, поводом борьбы за богатства.

Именно. Я не могу вспомнить ни одной "чисто" религиозной войны — просто официальная религиозная причина звучит лучше, чем настоящая экономическая подоплека :unknown:

Даже больше — у Первой Священной войны и Первого Крестового Похода тупо одна и та же формальная причина: нехорошее обращение с паломниками. Разве что греческая Священная война выглядит все же более честной — там вместо захвата территорий и уничтожения религиозной символики отравили, вырезали и разорили до фундамента весь город, а землю запретили обрабатывать, "отдав" ее богам.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 14 окт 2019, 01:41 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84326
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Цитата:
Именно. Я не могу вспомнить ни одной "чисто" религиозной войны

чтобы понять, где религиозная причина была значимым фактором для начала войны, а где лишь наспех выбранным поводом - надо искать разницу ЗА пределами войны. Вот что говорит о других богах такая-то религия, а что говорит другая. И различие сразу становится очевидным.

Цитата:
И при этом мы имеем примеры религиозных войн, когда одни греческие язычники резали других греческих язычников, чтобы те не мешали им правильно почитать своих богов.

см. выше: нет, это повод, а не причина.

Цитата:
Мы имеем персов, разорявших храмы, по-моему, Афин — и Александра, среди прочего в отместку разорявшего храмы покоренной Персии.

ну и нормально: наши боги победили, мы берем военную добычу.
цель - не разрушить храм "из принципа", а раз уж мы победили - то почему бы его не грабануть?
еще такая тема в язычестве была, когда у побежденного народа отнимали статуи их богов и ставили в своих храмах.
Ты видишь нетолерантность там, где совершенно иные мотивы. Тот же самый язычник, разоряющий храм в побежденной стране - может затем поехать в иную, непобежденную и там с чистым сердцем принести жертву чужому богу.

Цитата:
Я полностью согласен, это политические конфликты, сопровождаемые религиозными — но политика и религия в те времена еще не разделялись.

Не так: в те времена религия не становилась еще значимой причиной конфликтов (единичные исключения рассматривать не будем). Религиозную нетерпимость придумали евреи со своим Яхве, благословлявшим геноцид именно по религиозным причинам, а не каким иным: "возьмите и все там уничтожьте, включая скот, т.к. там все нечистое" - я не знаю, где такое в язычестве можно найти. Язычник разграбит, обратит в рабство, уведет скот - то есть, получит прямую выгоду для себя от нападения.

Цитата:
Для язычества, особенно действительно древнего, скорее характерна общинная привязка религии. В Дельфах почитают Апполона — и какая им разница, что ты в условных Фивах там делаешь со своей Герой? Это — они, тут — мы; Гера не услышит их, а нам для разговора с Аполлоном придется валить через пол-Греции к оракулу.

именно: "какая нам здесь разница, что они там делают со своими богами? а если нам приспичит, мы поедем к ним". Разительное отличие от монотеизма, где изначально постулируется, что "они там поклоняются бесам, и Господь их покарает, может быть лично, а может быть, Господь желает покарать их нашими руками."

Цитата:
В этой системе практически невозможен религиозный конфликт без политического — религия "прикреплена" к какой-то политической группе: род, город, альянс.

ну и нормально. Собственно, в этой конструкции даже в случае политических конфликтов - религиозного конфликта не будет. Собственно, Троянская война - это не религиозный конфликт. Боги там участвуют с обеих сторон, но от этого боги, помогающие противнику не становятся "бесами". Это примерно как если бы отношения между собой (с привлечением людей) выясняли архангелы Михаил и Гавриил, при том оба оставались бы любимыми Господом, и оба имели бы от него благословление на эту схватку - немыслимая ситуация в христианстве! А в язычестве это в порядке вещей. И это не религиозная война, в том-то и дело.

Цитата:
Ты читаешь — "Дионис вознесся на Олимп и стал богом", а на практике это значит, что почитающая его популяция смогла десятилетиями затыкать пасти остальным так, чтобы все приняли их версию. В первую очередь, конечно, жречеству Гестии, которому придется смириться с урезанным пайком.

ой, вот не надо про "затыкание пастей". Конкуренция партий, интриги, убеждения и проч. А ты используешь терминологию, которая подходит к описанию развитого репрессивного аппарата. Маленькая смысловая подмена.

Цитата:
В Египте эта же механика дошла до идеала. В Гелиополисе поклоняются солнцу-Ра, в Фивах — небу-Амону, но со временем Гелиополис хиреет, а Амон-Ра становится очередным верховным богом (конечно, жречество Ра не спрашивали). Меняются истории (я слышал о минимум трех историях творения — в исполнении Ра, Пта и Нейт соответственно), в зависимости от влияния полисов меняются верховные боги, у богов добавляются и пропадают атрибуты... Там перевирание мифов поставлено на поток — чистый постмодерн, собственно — и вроде бы никаких прямых конфликтов не нужно.

еще одна смысловая подмена - это не перевирание мифов, а их эволюция во времени. Иначе придется говорить, что вообще все меняющиеся со временем мифы "перевираются". Нет, я не согласен с такой терминологией принципиально. Возьмем изменение во времени сказок и легенд - они подчас меняются очень сильно, это что, тоже перевирание? Нет, это изменение, эволюция мифа.
То, что ты пишешь тут про Египет, прекрасно и показывает, насколько гибко и толерантно язычество. Да, естественно, каждая из версий язычества (а их, в принципе, может быть столько же, сколько и людей) будет описывать мир немного по-своему, иначе расставлять акценты и прочее - но это нормально.

Цитата:
Но все равно случаются казусы. Например, непонятная религиозная чистка после правления фараона Перибсена, судя по всему большого поклонника Сета в ущерб Гору — и в истории фигурирует куча испорченных монументов Сета. Или все правление Эхнатона, который просто ввел Атона в пантеон на месте главного бога, а потом вообще запретил почитание всех остальных богов — и закономерно был предан забвению вместе с Атоном после смерти.

монотеизм неадекватен, и когда люди переходят к нему - тоже начинают неадекватить. Пример с Эхнатоном очень хорошо это демонстрирует: все запретить, всех покарать и т.д. Правильно сделали, что потом его имя и имя его бога отовсюду соскоблили - как он к другим богам, такое же и к нему отношение.

Цитата:
Так что, в общем, нет никакой особой толерантности.

ты приводишь монотеиста Эхнатона как пример языческой нетолерантности? серьезно? :rofl:

Цитата:
Ты можешь почитать Сета как воин, но как фиванец ты будешь приносить все положенные требы Амону. Иначе ты будешь не фиванцем — со всеми сопутствующими. При этом ни одному фиванцу и в голову не придет докапываться к поклонению Птаха в Мемфисе — что взять с нелюдей? Впрочем, это не помешает Фивам при завоевании Мемфиса поставить там свой храм Амона и насаживать собственную религию.

про "нелюдей" чушь не пиши. Оффтоп
А в остальном все верно и это и есть нормальная религиозная толерантность (при условии, что культ Птаха сохраняется).

Цитата:
А почему из того, что восприятие первично, следует именно множество бытия и тем более их несводимость?

из первичности субъекта следует.
потому что субъектов много.
общение обогащает и способствует развитию, раскрытию индивидуальности каждой отдельной личности, а не сливание их в аморфную массу. При этом я говорю "общение" в самом широком смысле этого слова, в т.ч. это может быть и конфликт.

Цитата:
Вроде как математика.

в том-то и дело, что это не математика.
Это, скорее, похоже на работу двух художников, рисующих одно и тоже. Чем более они художники - тем более различными будут их картины. А если это из ДХШ подростки только учатся рисовать - да, могут быть очень похоже (особенно, если препод требует, чтобы все рисовали строго одним определенным способом). Но по мере становления один твой портрет в стиле импрессионизма выполнит, а другой в стиле кубизма. Изображаемый объект вроде бы один и тот же, а общего все меньше.

Цитата:
Классическая задачка из тренингов по переговорам, с корешками и листиками — пока люди не начинают обсуждать проблему всерьез, решения нет.

ты не путай теплое с мягким. Соглашение такого рода - это взаимный компромисс. Для каких-то задач компромисс нужен. Но отнюдь не для всех.

Цитата:
Почему? Та же эволюция или нейросети творят просто путем компоновки, без всякого внешнего источника — по крайней мере на первый взгляд.

о творчестве нейросетей и прочего можно будет говорить лишь тогда, когда нейросеть выйдет за пределы своей программы. А пока что нейросеть - это лишь инструмент для человеческого творчества. Вот таким вот способом человек осуществляет свою творческую деятельность - через нейросеть.

Цитата:
Идиотизм, во-первых, явление контекст-специфическое — трезвый специалист может стать восторженным фанатом Шария просто вернувшись домой и врубав ютюб.

это верно.
Цитата:
Или просто взявшись обсуждать политику.

ну, кто как, конечно. Некоторые "рационалисты" верят, что они имеют иммунитет от идиотизма в этой сфере, если они типа "стоят над схваткой". Огромнейшая ошибка, зачастую именно такая позиция весьма идиотична...
Но это все частные случаи, контекстные, как ты верно заметил.

Цитата:
Во-вторых, идиотизм как неспособность слышать кого-то, кроме себя, не мешает заниматься ни творчеством, ни жизнью — основы нам дают вооруженные авторитетом и властью люди, против которых не очень-то попрешь, а дальше школа-университет заканчивается и мы несем в жизнь все те же принципы и идеи, защищенные ошибкой подтверждения

"неспособность слышать" становится идиотизмом лишь тогда, когда она чрезмерна. А вообще это полезное и ценное качество, позволяющее не тратить время впустую, на обсуждение всякого бреда. Равными идиотами являются как человек, который полностью закрыт и не способен никого слышать ни в какой сфере - так и человек, который слышит всех и не имеет вообще никаких приоритетов, а следовательно и возможности выбора. Разумная адекватная личность - где-то посередине между этими крайностями, что-то она игнорит, а что-то воспринимает. То, что лично тебя в каких-то случах не слышат или не хотят слышать, не всегда свидетельствует об идиотизме другого человека, иногда это может быть признаком твоего идиотизма (не полного, а контекстного, частного) - т.е. в данном случае ты можешь нести какой-то бред, на разбор которого другой человек не хочет терять время.
Идиотизм в любой форме (т.е. серьезный перекос либо в сторону не способности слушать, либо в неспособность ставить фильтры во время слушанья), конечно же, мешает и творчеству и жизни.
Цитата:
Вне периодов войн и христиане с мусульманами жили вполне мирно — да, плевали друг на друга свысока, но так же плевали и жители полисов :unknown:

нет, я уже говорил выше о различиях: жители полисов друг на друга не плевали. Религиозная доктрина полиса не включала в себя тезиса о неправильности веры другого полиса, а вот религиозная доктрина христиан и мусульман это в себя включает.

Цитата:
А вне периодов борьбы с инакомыслием и философов-вольнодумцев не казнили... то есть астрономов и ведьм, если говорить о христианстве — философов же казнили греки.

у монотеистов в случае их тотальной власти "период борьбы с инакомыслием" практически перманентное состояние.
Цитата:
Блин, ну реально! Сократище! За что?!

ну открой Вики, узнаешь за что:
Цитата из книги
После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество»[4][5]. Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд.

Т.е. чел действовал в согласии со своими принципами. Люди решили, что эти действия им наносят прямой ущерб. Ну и? Все нормально.

Цитата:
Или "язычество" — такая же синтетическая категория, как "религия".

гораздо менее синтетическая. Общих положений ощутимо больше.

Цитата:
Современные христиане тоже вообще-то взаимно признают друг друга — в той мере, что и "христианство" тоже является довольно синтетическим конструктом. Экуменизм, впрочем, не мешает каждому держать кукиш в кармане и не очень соответствует историческим подходам.

экуменистов довольно мало.
современное "признание" христианских церквей друг друга - это вынужденная мера, плохо стыкующаяся с историей этой религии и ее догматикой. Но в принципе, ничто ведь не мешает религиям эволюционировать во времени, верно? То, что христианство кое-где потихоньку дорастает наконец до уровня язычества или буддизма - это прекрасно конечно.
Цитата:
Ты ведь не грек и не знаешь греческой "правды" — то есть меряешь миф по своим стандартам правильного-неправильного, как какой-то белый европейский христианин :unknown: Я — тоже не-грек, тоже оцениваю со своей колокольни и тоже не знаю оригинального контекста — присоединяюсь к ХК и (возможно) Цвергу в восхищении Сизифом. Просто у меня немного другие стандарты "правды".

ты пытаешься равенство наших позиций, но они принципиально не равны. Моя в данном случае намного весомее по той простой причине, что хотя я не грек, но я - язычник, и поэтому с тем же древним греком имею намного больше общего и лучше пойму его мироощущение, чем ты. Конечно, я могу не знать каких-то фактов, могу чего-то неучитывать, ты можешь быть более осведомлен в чем-либо - это все я допускаю. Но некоторые базовый идейные позиции у меня и у грека совпадают, так что мое восприятие в любом случае к восприятию грека ближе. Не тождественно, нет. Кое-что различается (при этом надо еще учесть, что греков тоже было много и взгляды их тоже различались). Но я считаю, что представляю собой эволюцию того самого язычества (не только я один, естественно, но и я тоже) и являюсь в какой-то мере "наследником" тех самых греков. То, что я распоряжаюсь своим наследством немного иначе, чем это делали сами греки - никак не умаляет моих прав на него.

Цитата:
Что с греками — я сказать однозначно не могу. Но тенденция "противься богам — и будешь страдать как Прометей" есть: Сизиф, Тантал, Одиссей, даже Геракл... При этом условно хорошие рано или поздно свой бунт прекращают, принимают власть богов и оказываются прощены — Одиссей, Прометей и Геракл — а плохиши не сдаются и мучаются вечно.

а) не важно, кто там страдает, а кто нет: Правда не дает гарантии счастливой безболезненной жизни,
б) в случае Прометея боги также пошли на уступки, а принципиально - проиграли этот спор они, а не Прометей, т.к. огонь был людям дан, и у людей остался.
в) Геракл не "бунтует" против Геры, это она его достает, но Правда как правило, с ним - и в конце концов смиряется именно Гера, соглашаясь с принятием Геракла в сонм богов.

PS: эта беседа в целом, как мне кажется, прошла чуть более продуктивна, чем обычно. Тем не менее, я ее прекращаю, т.к. она слишком объемна и на поддержание ее уходит слишком много времени с моей стороны. Я свою позицию высказал, спорить по мелочам смысла не вижу. Благодарю за разговор.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 14 окт 2019, 04:17 
Не в сети
младший бог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2009, 03:08
Сообщений: 22671
Пункты репутации: 25661

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган писал(а):
чтобы понять, где религиозная причина была значимым фактором для начала войны, а где лишь наспех выбранным поводом - надо искать разницу ЗА пределами войны. Вот что говорит о других богах такая-то религия, а что говорит другая. И различие сразу становится очевидным.

Нет. Это путь для гуманитария, влюбленного в нарративы и не заинтересованного в реальных результатах. Текстовый анализ без понимания контекста способен подтвердить что-угодно — см. разночтения Библии.

Экономисты в таких случаях смотрят на поведение. Ты будешь писать и говорить только хорошие вещи — социологам приходится из кожи вон лезть, чтобы из заявляемого текста получить хоть на чуточку реальные намерения — но делать ты все равно будешь то, что ты хочешь.

Там, где после победы разграбили под ноль всех, посадили своих князей и в общем продолжили "бизнес как всегда" — это экономика, замаскированная под религиозный мотив. Там, где ограничились разграблением только иноверцев — экономика с религиозным налетом. Когда сначала отравляют водосбор, потом казнят всех жителей и разрушают город под основание, а потом оставляют его пустырем — это не экономика, а террор.

То же самое можно сказать и о казни Сократа. Был бы он богачом или политиком — я бы согласился о жадности и конкуренции. Но Сократа прикончили как раз за развращение молодых умов атеизмом, вполне в соответствии с официальной версией — в просвещенных терпимых Афинах, за 500 лет до христианства — потому что больше ничего с его казни получить невозможно было.

Морган писал(а):
см. выше: нет, это повод, а не причина.

Повод что? :unknown: Я выше расписал, что они сделали — где выгода?

Морган писал(а):
ну и нормально: наши боги победили, мы берем военную добычу.
цель - не разрушить храм "из принципа", а раз уж мы победили - то почему бы его не грабануть?
еще такая тема в язычестве была, когда у побежденного народа отнимали статуи их богов и ставили в своих храмах.
Ты видишь нетолерантность там, где совершенно иные мотивы. Тот же самый язычник, разоряющий храм в побежденной стране - может затем поехать в иную, непобежденную и там с чистым сердцем принести жертву чужому богу.

Да, ты прав. Не было отдельной религиозной нетерпимости потому, что еще не было отдельной религии — религия нераздельно связана с общиной. Была (фиолетовая, кстати) политически-религиозно-культурная ксенофобия.

Морган писал(а):
Не так: в те времена религия не становилась еще значимой причиной конфликтов (единичные исключения рассматривать не будем). Религиозную нетерпимость придумали евреи со своим Яхве, благословлявшим геноцид именно по религиозным причинам, а не каким иным: "возьмите и все там уничтожьте, включая скот, т.к. там все нечистое" - я не знаю, где такое в язычестве можно найти. Язычник разграбит, обратит в рабство, уведет скот - то есть, получит прямую выгоду для себя от нападения.

Или убьет всех жителей и оставит пустырь вместо города, как в упорно игнорируемом тобой примере :unknown:

Морган писал(а):
именно: "какая нам здесь разница, что они там делают со своими богами? а если нам приспичит, мы поедем к ним". Разительное отличие от монотеизма, где изначально постулируется, что "они там поклоняются бесам, и Господь их покарает, может быть лично, а может быть, Господь желает покарать их нашими руками."

В этом есть и оборотная сторона: в синей реализации христианства появляется общность одного закона вместо общности общины (прости за почти тавтологию). "Нет ни эллина, ни иудея" — формируется новая общность, более высокого порядка.

Синее христианство позволяет делать что угодно с нехристианами, не разделяющие общность религиозного закона — а синее римское или греческое гражданство позволяет делать что угодно с варварами. И даже, в случае религии, мотивирует. В то же время два христианина или гражданина будут чувствовать общность, независимо от общинной принадлежности — особенно во времена, когда христиане или граждане были сравнительной редкостью.

В то же время язычник из Сикиона не чувствует какой-то общности с другим язычником, из Кирры или хоть Китая. Травить из религиозных мотивов — нет, не будет, кроме как если его религиозные чувства всерьез обижены (тут я соглашусь, такое бывает редко — всего четыре Священных войны за тысячу лет истории); но и щадить — тоже. Разграбит, уведет в рабство, уведет скот — то есть получит прямую выгоду.

Морган писал(а):
ну и нормально. Собственно, в этой конструкции даже в случае политических конфликтов - религиозного конфликта не будет. Собственно, Троянская война - это не религиозный конфликт. Боги там участвуют с обеих сторон, но от этого боги, помогающие противнику не становятся "бесами". Это примерно как если бы отношения между собой (с привлечением людей) выясняли архангелы Михаил и Гавриил, при том оба оставались бы любимыми Господом, и оба имели бы от него благословление на эту схватку - немыслимая ситуация в христианстве! А в язычестве это в порядке вещей. И это не религиозная война, в том-то и дело.

Я не знаю, зачем ты приплетаешь сюда Троянскую войну. Это не религиозный конфликт, я не называю это религиозным конфликтом, там вообще конфликт культурный, а не религиозный — Парис не хреновый верующий, а клятвопреступник.

Ты и сам можешь назвать десятки и сотни нерелигиозных конфликтов в Средневековье, если тебе хочется на это отвлекаться.

Морган писал(а):
ой, вот не надо про "затыкание пастей". Конкуренция партий, интриги, убеждения и проч. А ты используешь терминологию, которая подходит к описанию развитого репрессивного аппарата. Маленькая смысловая подмена.

Или банальное затыкание пастей, это несложно, когда у тебя большой культ, а нужно конкурировать с крошечной Гестией.

Но да, затыкание пастей — это из Египта.

Морган писал(а):
еще одна смысловая подмена - это не перевирание мифов, а их эволюция во времени. Иначе придется говорить, что вообще все меняющиеся со временем мифы "перевираются". Нет, я не согласен с такой терминологией принципиально. Возьмем изменение во времени сказок и легенд - они подчас меняются очень сильно, это что, тоже перевирание? Нет, это изменение, эволюция мифа.
То, что ты пишешь тут про Египет, прекрасно и показывает, насколько гибко и толерантно язычество. Да, естественно, каждая из версий язычества (а их, в принципе, может быть столько же, сколько и людей) будет описывать мир немного по-своему, иначе расставлять акценты и прочее - но это нормально.

Хорошо. Эволюция во времени, чутко отражающая баланс сил в политической обстановке.

Морган писал(а):
монотеизм неадекватен, и когда люди переходят к нему - тоже начинают неадекватить. Пример с Эхнатоном очень хорошо это демонстрирует: все запретить, всех покарать и т.д. Правильно сделали, что потом его имя и имя его бога отовсюду соскоблили - как он к другим богам, такое же и к нему отношение.

Политика — убийца разума. Хорошие терпимые язычники, которые правильно нетерпимы к неправильным нетерпимым монотеистам? Серьезно? Давай развернем ситуацию — монотеист-Эхнатон тоже был очень правильно нетерпим к неправильным нетерпимым язычникам. :nea: Пост-модерной критики эта реплика как-то не проходит.

И, кстати, не был он монотеистом так же, как не являются монотеистами жители Ра-центричного Гелиополиса — просто он, в нарушение традиции, был нетерпимым к почитанию Амона. Монотеист — тот, кто верит в одного настоящего бога, а не тот, кто поклоняется всего одному богу.

Но соскоблили и Перибсена-политеиста, который просто решил почитать равно Гора и Сета :unknown:

Морган писал(а):
ты приводишь монотеиста Эхнатона как пример языческой нетолерантности? серьезно?

Там три нетолерантности. Эхнатон, к Эхнатону, к Перибсену. Пусть нетерпимый язычник-одновер из Амарны уже не такой правильный язычник, как терпимый язычник-одновер из Фив — но остаются еще два примера.

Морган писал(а):
про "нелюдей" чушь не пиши

"Варваров" до монотеизма придумали. Не будучи частью доминирующей общины — политической, культурной, языковой, религиозной — ты не имеешь и ее защиты.

Морган писал(а):
из первичности субъекта следует.
потому что субъектов много.
общение обогащает и способствует развитию, раскрытию индивидуальности каждой отдельной личности, а не сливание их в аморфную массу. При этом я говорю "общение" в самом широком смысле этого слова, в т.ч. это может быть и конфликт.

Вот у меня есть компьютер, он очень непохож на твой мобильный. А текст — тот же :unknown:

С человеками такого не бывает — мы неспособны получить полностью одинаковый опыт. Но, возможно, ты замечал, что с давно знакомыми людьми, владеющими тем же понятийным аппаратом и хоть бы небольшой общностью опыта, непонимания куда меньше.

Кстати, один из интересных психотехнических приколов — при генерации идей попытка преждевременного обсуждения ведет к уменьшению разброса идей, поэтому любой брейншторминг положено начинать с тихого записывания даже самых глупых догадок. Иначе вместо полной индивидуальности получается индивидуальность в одной канве.

Морган писал(а):
в том-то и дело, что это не математика.
Это, скорее, похоже на работу двух художников, рисующих одно и тоже. Чем более они художники - тем более различными будут их картины. А если это из ДХШ подростки только учатся рисовать - да, могут быть очень похоже (особенно, если препод требует, чтобы все рисовали строго одним определенным способом). Но по мере становления один твой портрет в стиле импрессионизма выполнит, а другой в стиле кубизма. Изображаемый объект вроде бы один и тот же, а общего все меньше.

Поэтому наукой занимаются не художники — у художников просто не стоит задача понимания :unknown:

Понимание, на нашем этапе понимания этого понятия, неплохо описывается теорией вероятности (преимущественно в Байесовском варианте, а не фриквентистском) с поправкой на когнитивные искажения.

Морган писал(а):
ты не путай теплое с мягким. Соглашение такого рода - это взаимный компромисс. Для каких-то задач компромисс нужен. Но отнюдь не для всех.

Классическая, из учебников, задача — именно без компромисса. Зачем не устраивающее обе стороны разделение растения по штуках, если одному нужны только корешки, другому — только листья?

Морган писал(а):
о творчестве нейросетей и прочего можно будет говорить лишь тогда, когда нейросеть выйдет за пределы своей программы. А пока что нейросеть - это лишь инструмент для человеческого творчества. Вот таким вот способом человек осуществляет свою творческую деятельность - через нейросеть.

Смотри соответствующую секцию :unknown:

Морган писал(а):
"неспособность слышать" становится идиотизмом лишь тогда, когда она чрезмерна. А вообще это полезное и ценное качество, позволяющее не тратить время впустую, на обсуждение всякого бреда. Равными идиотами являются как человек, который полностью закрыт и не способен никого слышать ни в какой сфере - так и человек, который слышит всех и не имеет вообще никаких приоритетов, а следовательно и возможности выбора. Разумная адекватная личность - где-то посередине между этими крайностями, что-то она игнорит, а что-то воспринимает. То, что лично тебя в каких-то случах не слышат или не хотят слышать, не всегда свидетельствует об идиотизме другого человека, иногда это может быть признаком твоего идиотизма (не полного, а контекстного, частного) - т.е. в данном случае ты можешь нести какой-то бред, на разбор которого другой человек не хочет терять время.
Идиотизм в любой форме (т.е. серьезный перекос либо в сторону не способности слушать, либо в неспособность ставить фильтры во время слушанья), конечно же, мешает и творчеству и жизни.

Не я тебе лекарь :unknown: Если я с ходу маркирую что-то как "бред", чаще всего, я все-таки незаметно для себя идиот. Тут сложный рефлекс — ориентироваться на подгорание своей же пятой точки. Соглашаться с услышанным или нет — это уже другой, интеллектуальный вопрос.

Если пробиться, узнаешь много нового о себе самом :unknown:

Морган писал(а):
нет, я уже говорил выше о различиях: жители полисов друг на друга не плевали. Религиозная доктрина полиса не включала в себя тезиса о неправильности веры другого полиса, а вот религиозная доктрина христиан и мусульман это в себя включает.

Неправильной именно веры — нет. А вот неправильные, не-полисные, варварские общества, можно и облагородить.

Морган писал(а):
у монотеистов в случае их тотальной власти "период борьбы с инакомыслием" практически перманентное состояние.

Возможно. Даже вероятно.

Морган писал(а):
Т.е. чел действовал в согласии со своими принципами. Люди решили, что эти действия им наносят прямой ущерб. Ну и? Все нормально.

Нормально. Действия Бруно тоже, наверное, кому-то наносили прямой ущерб :unknown: Но я готов принять политический мотив, особенно если подобных политических казней было много

Морган писал(а):
гораздо менее синтетическая. Общих положений ощутимо больше.

Однозначно. Я тебе даже больше скажу — если взять любую, как угодно произвольную, категорию внутри религий, общих положений станет больше. Статистика.

Морган писал(а):
экуменистов довольно мало.
современное "признание" христианских церквей друг друга - это вынужденная мера, плохо стыкующаяся с историей этой религии и ее догматикой. Но в принципе, ничто ведь не мешает религиям эволюционировать во времени, верно? То, что христианство кое-где потихоньку дорастает наконец до уровня язычества или буддизма - это прекрасно конечно.

Ну, я бы сказал, что фиолетовая терпимость и зеленая — очень разные вещи. В то же время синяя нетерпимость христианства и синяя нетерпимость "бремени белого человека" из дорогой твоему сердцу версии либерализма — очень похожая вещь.

Морган писал(а):
ты пытаешься равенство наших позиций, но они принципиально не равны. Моя в данном случае намного весомее по той простой причине, что хотя я не грек, но я - язычник, и поэтому с тем же древним греком имею намного больше общего и лучше пойму его мироощущение, чем ты. Конечно, я могу не знать каких-то фактов, могу чего-то неучитывать, ты можешь быть более осведомлен в чем-либо - это все я допускаю. Но некоторые базовый идейные позиции у меня и у грека совпадают, так что мое восприятие в любом случае к восприятию грека ближе. Не тождественно, нет. Кое-что различается (при этом надо еще учесть, что греков тоже было много и взгляды их тоже различались). Но я считаю, что представляю собой эволюцию того самого язычества (не только я один, естественно, но и я тоже) и являюсь в какой-то мере "наследником" тех самых греков. То, что я распоряжаюсь своим наследством немного иначе, чем это делали сами греки - никак не умаляет моих прав на него.

Ты прав, все остальные неправы — и даже доказывать этого не надо :yes: Удобно быть синим, когда это удобно.

Лично я здесь вижу такую же попытку присоединиться к древней и не всегда приятной истории, как у современного христианства. Это вполне нормально — но, имхо, стоит выбрать более-менее однородное язычество. Разница между склонной к синкретизму египетской религией, прагматической и политической греческой, и пофигистической религией северян — настолько большая, что получается что-то вроде "я гордый наследник традиции практиковать религию — какую? — религию!" :)

Морган писал(а):
а) не важно, кто там страдает, а кто нет: Правда не дает гарантии счастливой безболезненной жизни,
б) в случае Прометея боги также пошли на уступки, а принципиально - проиграли этот спор они, а не Прометей, т.к. огонь был людям дан, и у людей остался.
в) Геракл не "бунтует" против Геры, это она его достает, но Правда как правило, с ним - и в конце концов смиряется именно Гера, соглашаясь с принятием Геракла в сонм богов.

Правда, если говорить о мудрых мизантропах-греках — вообще не имеет значения по сравнению с властью. Прометей отдает свой секрет бунтовщика, Геракл отказывается от борьбы за трон в Фивах (Фивы, кстати, хиреют), Одиссей признает власть богов.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 14 окт 2019, 04:59 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84326
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Ответа твоего не читал и не буду, чтобы не вовлекаться в продолжение спора. Но сам объем возражений и "уточнений" более чем красноречиво свидетельствует о неправоте "теоремы Ауманна".


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 14 окт 2019, 11:46 
Не в сети
младший бог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2009, 03:08
Сообщений: 22671
Пункты репутации: 25661

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Морган писал(а):
Ответа твоего не читал и не буду, чтобы не вовлекаться в продолжение спора. Но сам объем возражений и "уточнений" более чем красноречиво свидетельствует о неправоте "теоремы Ауманна".

Она тут вообще не применима с учётом первого предложения.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 14 окт 2019, 14:44 
Не в сети
Великий Демон
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 сен 2009, 01:25
Сообщений: 45252
Откуда: Клин
Пункты репутации: 28371

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
А к чему тут вообще теорема Ауманна? Она же емнип про вероятности?

_________________
"ибо Царство Божие не в слове, а в Cиле" © Апостол Павел

Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 14 окт 2019, 19:28 
Не в сети
Автор книг
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 04 сен 2009, 04:25
Сообщений: 84326
Пункты репутации: 72064

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Fenrier писал(а):
Морган писал(а):
Ответа твоего не читал и не буду, чтобы не вовлекаться в продолжение спора. Но сам объем возражений и "уточнений" более чем красноречиво свидетельствует о неправоте "теоремы Ауманна".

Она тут вообще не применима с учётом первого предложения.

ты правда думаешь, что иной ответ что-то бы поменял? :hahaha:

=================================================

Casian писал(а):
Морган, к тебе вопрос. В теме язычества ты употребляешь некий абстрактный термин " Правда". А что ты вкладывает в его содержание? Это же чистая абстракция, Правда у волка своя, у зайца вторая, а у муравья - третья.
И у людей нет и не может быть некой абстрактной Правды, она у каждого будет своя :pardon:

Ну вот как раз в этом пункте моя личная позиция и позиция древнего язычника - расходятся.
До субъективного идеализма философия тогда еще не доросла. Древнему язычнику казалось, что мир в своей основе целостен, един, одинаков для всех. Следовательно, и Правда одна. Это общее мироощущение. Может быть даже, оно почти правильное. Но именно что "почти", потому что потом из скрытой в нем неправильности выросла ложь монотеизма.
Древний язычник свое персональное, личное ощущение правды проецировал на весь мир и думал, что руководствуется Правдой, единой для всех. Но на самом деле, конечно же, он руководствовался сугубо своей правдой. Но осознать и сказать, МОИ принципы важнее всего, даже выше богов - могли лишь немногие (герои), да и не столько они это говорили, сколько воплощали в своих поступках.
Субъективный идеализм в соединении с язычеством все расставляет на свои места. Мир не един, его основание не едино, первичны персоналии, а не предметы, следовательно персональная правда каждого является конечной истиной - и в том, что эти истины различны, нет никакой проблемы, поскольку основание, онтология бытия - множественна, а не едина.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Язычество
СообщениеДобавлено: 14 окт 2019, 21:23 
Не в сети
горожанин метрополии

Зарегистрирован: 27 мар 2015, 16:50
Сообщений: 3189
Откуда: Минск, Беларусь
Пункты репутации: 16413

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Ясно, спасиб за ответ)

А то я заволновался, что твоя позиция, замечательно изложенная в книгах, изменилась :)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 382 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 20  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Pover by phpBB ©