Fenrier писал(а):
Любое (контрпримеры?) альтруистическое действие мы считаем хорошими.
кто "мы"?
я не считаю хорошими любые альтруистические действия.
Цитата:
Помощь другим, сострадание, благотворительность, самопожертва — все в этом списке помогает обществу.
Часто - да. Но не всегда. Профессиональный нищий играет на этих чувствах и паразитирует, оказывать ему помощь - это не есть добро.
Самопожертвование легко превращается в идиотический суицид (т.е. зло) в случае, если цели "самопожертвователя" отличаются от наших (пример - групповые самоубийства сектантов).
И так далее.
Цитата:
В принципе, единственное мне известное общее исключение — попытки осчастливить общество против его воли, нанеся при этом множеству людей вред: всякие сектантства, коммунизм или нацизм.
это не единственное исключение, а целый вагон и маленькая тележка исключений. Можно и без насилия самоубиться, "пожертвовав" своей жизнью потому что к этому призывает гуру. Это добро? Нет, с моей точки зрения - это не добро.
Цитата:
С другой стороны, не весь эгоизм — зло, и не все зло — эгоизм. Мы в общем нейтрально относимся к общественно-полезному эгоизму, например, творческой или карьерной самореализации. Мы в общем осуждаем "страсти", ложь, невежливость и несдержанность, при том, что они не всегда сопряжены с эгоизмом. Моя (я сослаться на Хенсона, но не уверен до конца) идея, из-за того, что все они вредны для общества: несдержанность, невежливость и страсть увеличивает риски в обществе, а лживость — уменьшает связность и увеличивает издержки (вместо доверия приходится использовать дорогие механизмы контроля). Убийство, которое в общем осуждается независимо от эгоистичности мотивов, тоже в общем вредит обществу.
ложь - это добро в некоторых ситуациях и зло в других ситуациях.
убийство - это добро в некоторых ситуациях и зло в других ситуациях.
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам" (Макиавелли)
Цитата:
При этом если контекст действия делает его полезным для общества — для него создается исключение. Убивать — нехорошо, но убивать чужих людей на войне — хорошо для общества: солдаты — хорошие, а не плохие.
Это свидетельствует о лицемерности общества и несоответствии его морали его же действиям.
Нет никаких "исключений".
Есть отсутствие абсолютных категорий (добра, зла) в нашей реальности. Явление или действие становится добрым или злым только в контексте, а не является добрым или злым само по себе.
При этом если контекст действия делает его полезным для общества — для него создается исключение. Убивать — нехорошо, но убивать чужих людей на войне — хорошо для общества: солдаты — хорошие, а не плохие.
===
Особо интересно, когда мораль ориентируется на какую-то отдельную целевую группу. Одобрение права на аборт или, наоборот, легальной проституции — почти полностью зависит от партийных линий... по сути, того, кого считают "обществом" в той или иной идеологии.