Цитата:
А вот мне непонятно, почему нежелание попадать в тюрьму, нежелание быть изолированным от общества и т.п чем то хуже желания убить Васю?
тем, что в тюрьме Васе сидеть неприятно, а вот от убийства Пети - наоборот, Вася получит удовольствие + моральное удовлетворение ("я смог это сделать").
Цитата:
Если парень боится защитить девушку, то, возможно, причина этого в том, что его собственное благополучие для него дороже благополучия девушки. И что в этом плохого, если отбросить навязанные обществом понятия о том как надо? То что парень БОЛЬШЕ ХОЧЕТ не получить, по морде чем хочет защитить девушку вовсе не повод считать себя ничтожеством, если отбросить все общественные нормы. Возможно, ничтожеством он считает себя именно из-за навязанной ему с детства морали что за девушек нужно заступаться и т.д.
А если бы он рос в других условиях, ему бы и в голову не пришло сожалеть о том, что не заступается за девушку. В жизни всегда бывает так, что из нескольких желаний выбираешь наиболее сильное.
конечно, моральные нормы довольно произвольны, однако они взяты не из воздуха, а основаны на более глубоких программах поведения и на инстинктах, которые присущи животным. Другими словами, омегой быть неприятно как среди людей, а так и среди обезьян.
Цитата:
Анологично с Васей и Петей, чем желание не попасть в тюрьму хуже желания убить. Разве оба эти желания не принадлежат одному и тому же Пете. Почему если первое желание сильнее, то он ничтожество, а если второе, то он герой
?Обусловленность это всё
потому что, по мнению Васи, желание убить выражает его подлинную сущность, а страх - нет. Встать на противоположную позицию "желание убить это нечто внешнее, навязанное мне, а страх - это моя глубинная сущность" - Вася не хочет, ему такая позиция совершенно некомфортна.
=======================================================
Цитата:
Там, где он утверждает, что убить хорошо, а "уступить слабости", плохо.
Там нет никакой привязки к объективной значимости действия. Может быть, какие-нибудь сферические кони в вакууме и будут считать, что "уступать слабости" - это хорошо. Более того, я даже вполне допускаю, что это могут быть не сферические кони, а вполне реальные люди с деструктивными мемами в головах. Однако даже эти люди будут испытывать дискомфорт от происходящего (т.к. биологические программы они вытравить не смогут, а те им будут велеть делать противоположное). Но дело не в этом, а в том, что Вася вовсе не обязан во всем обязательно не совпадать с мнением социума. "Убить Петю хорошо", а "уступить слабости плохо" - это его, Васина, система ценностей. Можно, конечно, начать разводить демагогию насчет того, что нет ничего плохого в том, чтобы подчиняться страху, однако ни один из отписавшихся - ни один - для себя так не считает.
========================================================
Цитата:
Морган, ты сознательно все очень сильно примитивизируешь. Даже твой первый вывод совершенно не следует из первоначальных условий.
Тут скорее можно сделать вывод, что у Пети мозг работает, а не капуста вместо мозга
а) не вижу возражений по существу, только утверждение "не следует". Покажи, что не следует и почему.
б) при чем тут Петя?
Цитата:
Вопрос, как твой вопрос согласуется с твоим же утверждением, что желания входят в человека и управляют им? Тогда Петя наоборот герой,он сопротивляется внешнему воздействию
а) в рамках данной темы я не делал заявления "желания входят в человека и управляют им". Вася может не знать этой концепции; или может быть не согласным с ней; или может быть согласным, но сказать, что посредством данного желания он реализует свой глубинный выбор, сделанный его "я". В любом случае, это посторонний вопрос.
б) при чем тут Петя? Петя - предполагаемая жертва, а мы обсуждаем психологию Васи.
Цитата:
И вообще, зло совершенно не нуждается в оправдании, оно следует своей природе своим желаниям и плевать хотело на общественные нормы
Нафига ему какие-то оправдания? Это уже будет не полноценное зло, а ущербное, дефектное
никакое зло само по себе вообще не действует. Действует субъект. Предполагаемые действия оцениваются общественной моралью как "злые". Следовательно, Вася, который не живет в вакууме, должен как-то оправдать эти действия в собственных глазах.
=======================================================
Цитата:
Морган, ты запутал этическую составляющую задачи (это я про убийство как месть/защита при износе - социально одобряемое), а между тем без неё она не решается, ведь Вася у тебя не социопат (он БОИТСЯ последствий). При этом ранее ты вводишь ограничивающее условие, что это убийство будет социально не одобряемым:
Цитата:
Морган писал(а):
Получается, что для определенного типа личностей единственный вариант их становления неизбежно связан с совершением чудовищных (с т.з. общепринятых моральных норм) поступков.
и одновременно:
Цитата:
Морган писал(а):
Никаких моральных ограничений у Васи нет.
При этом Вася у тебя, к тому же, терзается классической достоевщиной - "тварь ли я дрожащая или право имею".
Противоречия, однако, морали нет, а терзания есть.
Да, все правильно, только никакой путаницы не вижу. Терзания Васи связаны исключительно с его страхом перед наказанием. Убийство Пети - однозначно социально неодобряемое (никаких хороших оправданий типа самозащиты или святой мести нет).
ОффтопЦитата:
Кстати, могу посоветовать замечательное произведение на тему насилия - "Белые шнурки", автор - Вайпер, недавно получил 22 года строгого для шлифовки творчества
"Чтобы насладиться великим Вагнером, нужно иметь определенный уровень культуры и мышления, чтобы читать Данте нужно чувствовать красоту слова. А чтобы окунуться в симфонию насилия, хаоса и разрушения, нужно всего лишь желание, а остальное сделают инстинкты, которые достались нам от предков. Кровь жертв, крики о пощаде, огонь, боль и разрушение – те самые краски, которыми была написана новая реальность(с)
хммм... надо заценить )
=======================================================
Цитата:
Как выше написала Маша, почему изначально есть установка, что желание остаться в обществе (ну или желание пользоваться преимуществами общества) считается ничтожным, а желание убить Петю - достойным?
потому что страх субъективно переживается любым человеком как нечто плохое, недолжное, сковывающее, неправильное и т.д.
а вот убийство зачастую таких эмоций не вызывает.
Не надо спрашивать "почему?". Это просто факт.
Цитата:
Если Весе плевать на общество и его блага, откуда в нем страх перед отсидкой?
Ну, не надо доводить до абсурда. А то так можно договориться до того, что любой волк, грызущий овцу, должен будет получать (по твоей логике) удовольствие от того, что кто-то более сильный грызет его самого.
Цитата:
Цитата:
Как будет выглядеть переосмысление ничтожности, как не ничтожность, в примере с Васей?
Например
"Я эгоист, мне хочется жить хорошо, так что плевал я на причины, по которым мне хочется убить Петю."
Да ему и так, в общем-то, не особо важны причины, по которым хочется убить Петю. Ему важно то, что хочется убить (это соответствует каким-то глубоким струнам в его душе), а не потому что есть какие-то социально одобряемые причины для убийства (таких причин нет).
Соответственно, если он не убьет (не выполнит своего сокровенного желания), то он - ничтожество. Еще варианты переосмысления есть?
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Не конечно если постулировать, что развитый человек непременно обязан быть социопатом...
Это где такое постулируется?
Неявно, когда утверждается, что Вася ничтожен.
Нет, это не постулируется. У других людей другие желания и соответственно другие страхи им приходится преодолевать. Еще раз обратимся к ситуации изнасилования девушки на глазах у парня, который боится ее защитить. Если он все-таки наберется смелости - он преодолеет свою ничтожность (пусть и получит по морде). Абсолютно такая же ситуация у Васи. Просто Васе не повезло: для преодоления себя он должен совершить социально неодобряемое действие, в то время как парень в случае с насилуемой девушкой, наоборот, будет всячески одобряемым со стороны общества, если пересилит свой страх. Но оба они находятся в ситуации, когда страх не дает им сделать что-то очень для них важное.
Цитата:
Я пытаюсь понять, почему собственно его стену нужно считать поломанной? Ведь по условиям задачи у Васи нет моральных принципов, а значит и страх наказания он не должен считать чем-то недопустимымым.
Еще раз: не надо доводить до абсурда. Отсутствие моральных принципов в плане убийства вовсе не означает отсутствие инстинкта самосохранения.
Цитата:
Конечно надо делать то, что для тебя важно. Однако имеющийся у Васи страх есть свидетельство того, что остатьсв социуме для него тоже важно, даже более важно, чем убийство Пети. Иначе, откуда бы взяться этому страху.
помнишь у Павла "не делаю того, что хочу, а что хочу не делаю"? вот это из той же оперы.
У природы есть разные желания и склонности. Некоторые из этих склонностей человек принимает как "свои", и видит выражение в них своей настоящей личности, другие же ему не нравятся, видятся ему ведущими к саморазрушению, недолжными и т.д. Какие склонности хорошие, а какие плохие - каждый решает сам. Ощущение собственной слабости, неспособности переступить через страх перед тюрьмой мучает Васю, наполняет его чувством ничтожности - что Васе неприятно, в силу чего он оценивает его как зло для себя. В то время как мысль о том, чтобы все-таки переступить через слабость и выполнить свое сокровенное асоциальное желание его манит и привлекает, в силу чего осознается им как субъективно хорошее (для него лично).
Цитата:
Так почему, не понимаю я, важное дело убийства Пети считается более важным, чем важное дело остаться в социуме? Скорее всего потому, что несмотря на заявленную моральную гибкость у Васи остался подросктовый комплекс по которому соблюдать социальные нормы - это фуфуфу.
нет, не по поэтому. Вася не против социальных норм вообще, просто в плане убийства он не совпадает с обществом.
=======================================================
Цитата:
Нужно понять, какая мотивация для васи основная. Убить петю или побороть страх быть посаженным в тюрьму?
почему ты считаешь, что важно это понять?
обе значимые, но первичная и более важная - убить Петю. Мотивация "побороть страх" возникает уже после того, как Вася понимает, что осуществить это желание ему мешает страх.
Цитата:
Возможно есть вариант потягаться с петей в каких-то спортивных состязаниях, бокс, бои без правил. Убийство на ринге в ходе соревнований не карается... Также на этом поприще он может попытаться убить кого-то другого, если для васи важен сам факт убийства.
для Васи важен факт убийства не абы кого, а именно Пети.
при попытке потягаться с Петей честным путем Петя либо его побеждает во всех случаях, либо вообще не участвует в предлагаемых Васей состязаниях. Т.е. таким путем сублимировать желание убить не удается.
======================================================
Цитата:
Стоп стоп, что значит поступки, если мы будем смотреть с точки зрения материалиста, то поступок должен вести к ощутимому результату, материальному, если смотрим с точки зрения мага или мистика, то привязанность к поступку выраженному в действии не так очевидна.
Нет, с точки зрения мага или мистика будет иная значимость, иное наполнение того же поступка (скажем, материалист увидит просто некое действие, маг же в этом действии увидит элемент ритуала, мистик - символ каких-то метафизических процессов и т.д.).
Но поступок в любом случае будет. Если внутреняя работа не приводит к поступку, то мы имеем дело не с магом/мистиком, а с человеком, который по жизни занимается
самообманом. "Вера без дел мертва" - очень точное замечание, как раз про таких.
Но это так, к слову. Речь не об этом.
Цитата:
Внутренния работа может вести к большему результату, который може быть не выражен тут. Если Вася не тюкнет Петю, возможно результат буде более значим, как эффект от внутренней работы. Избавившись от страха Васе зачем убивать Петю, он и так избавится от ничтожнести, раз преодолел страх.
Убивать затем, что он хочет это сделать. Сама проблема преодоления страха возникает лишь потому, что он не может из-за страха осуществить свое первоначальное желание - убить.
======================================================
Цитата:
Морган, не читал всю тему, поэтому не в курсе, было ли это замечание, но страх перед тюрьмой не равен нежеланию там быть. Второй случай отличен; например, если Вася в ситуации, когда тюрьма и убийство обязательно идут в паре. Тогда он может не бояться тюрьмы, но в то же время - свобода для него может быть важнее, чем убийство Пети.
да, это интересное возражение.
однако, страх перед тюрьмой мало чем отличается от нежелания там быть. Разве что эмоциональной насыщенностью этого "нежелания", но по сути одно и то же и там и там.
Я думаю, что если Вася дозрел до идеи преодоления себя, то скорее всего он дозрел и до идеи, что настоящей свободы в тюрьме его никто не лишит. Более того, для него убийство - это и есть поиск настоящей свободы (т.е. состояния, когда человек делает то, что считает правильным и не боится).
=======================================================
Цитата:
В этой ситуации он единственный.
Если Вася это не совершит, то этот "изъян" так с ним и будет, даже если он как то глобально самоутвердится в другой области. И он вновь с этим столкнется(возможно и не в этой жизни)