Андрей Смирнов

Подписка на книги
Имя пользователя:   Пароль:   Запомнить меня  Скрыть присутствие 
Текущее время: 19 апр 2024, 02:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Архетипы героев легенд, мифов и сказаний.
СообщениеДобавлено: 20 янв 2015, 19:44 
Не в сети
полубог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 янв 2010, 23:28
Сообщений: 17703
Откуда: Тобольск-Новосибирск
Пункты репутации: 29922

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Во-первых, давайте будет различаться "герой" как "центральный персонаж" и "герой - положительный персонаж с исключительными качествами".
Во-вторых, когда мы говорим о том, насколько значимо было то или иное событие, мы говорим о том, как оно представляется с точки зрения мифа/сказания/легенды, а не нашей.
Третье, довольно часто разные архетипы героев могут быть смешаны в одном персонаже, так например Один имеет

Главное свойство героя - относятся не к его физическим качествам, а к моральным. Он должен быть исключительно морален, в общем случае это: храбрость, смелость, доблесть, человеколюбие, милосердие и т.п. В эти свойства также может входить красота и мудрость, но в оба - скорее характерны для женщин. Все качества существуют не так просто, а проявляются в борьбе с неким злом. Победа над злом герою даруется через призму его положительных качеств.
Также нужно учитывать, что набор положительных качеств может зависит от среды и культуры, в которой был создан миф: положительно то, что в мифе считается положительным.

Соответственно героев можно поделить на две большие группы.
Эпические Герои. Эти герои лежат в основании культуры, мифы с их участием описывают некие глобальные явление, для них характерно участие богов или неких хтонических сущностей. Зло, в олицетворение этих богов/хтонических сущностей - глобальна и борьба с ним также глобальна. Характерным признаком такого героя является также путешествие в загробный мир или к его границам (участие в сказе Бабы-Яги, Кощея или реки Смородины - для русских сказок)
Характерными Эпическими героями являются, например Геракл, Тесей, из греческой мифологии и Иван-Царевич/Иван-какой-нибудь-другой (сражающийся с Чудо-Юдом, Змеем Горынычем или Кощеем Бессмертным) из русских народных сказок.
Отдельной разновидностью эпических героев выступает герой культурный - то есть наделивший людей огнём, давший законы и ремёсла. Сюда же можно включить героев, которые так или иначе разрешили спор между богами.
Примером могут выступать сказания северных народов, где герой разрешил спор между Месяцем и Солнцем и определил очерёдность их появления и власти на небе или среднеазиатские сказки, где герой пошёл выпрашивать прощения у Солнца, которое разозлилось за человеческую непочтительность и чуть не сожгло всё живое.
Помимо эпических героев есть и "просто герои". Их деяния не имеют глобального масштаба, однако они также проявляют положительные качества. Примером сюда идёт Герда из "Снежной Королевы" и Сестрица из "Гуси-Лебеди".

Спутник Героя. Спутник героя - особый персонаж, помогающий ему в путешествии и борьбе со злом.
Спутник героя не обязан быть положительным персонажем (изначально), или вообще человеком, более того, нередко большую часть работы за героя выполняет его спутник. Но, всякая деятельность спутника идёт через призму индивидуальные и личные качеств героя. Характерный пример: Серый Волк, подкупленный смелостью героя, Щука/Заяц/Селезень/Медведь, которых герой пожалел. Если брать среднеазиатские сказки то ими могут выступать Пэри, Дивы, Злые колдуньи и её сыновья и так далее.
В отличие от героя спутнику позволено быть коварным, путаться с волшебством и т.д., что не характерно для героя.

Трикстер. Это обычно хитроумный и коварный персонаж. Его характерная особенность - нарушение законов и правил. Нередко его роль "юмористическая" или "показательная" - показывают, как делать нельзя. Там где герой побеждает своими положительным моральными качествами - трикстер берёт обманом и хитростью.
Одиссей - персонаж с ярко-выраженными чертами трикстера.

_________________
Удачливые наследуют землю. О.Э.Костерин.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Архетипы героев легенд, мифов и сказаний.
СообщениеДобавлено: 18 фев 2015, 19:20 
Не в сети
полубог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 янв 2010, 23:28
Сообщений: 17703
Откуда: Тобольск-Новосибирск
Пункты репутации: 29922

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
Самсон и Кощей.

Читаю книгу Джеймса Джорджа Фрэзера "Фольклор в Ветхом Завете" и там наткнулся на библейский сюжет о Самсоне и его сравнение с сюжетами иных народов, в том числе и сказка о Кощее.
Напоминаю коротко сюжет.
По Библейскиой версии иудеи сражаются с филистимянами. У иудеев появляется судья-герой Самсон имеющий особый секрет своей силы. Самсон тысячами истребляет филистимян и обрушивает на них многие бедствия. В какой-то момент, возлюбленная им женщина Далила, хитростью выпытывает у него секрет и сливает его филистимянам. Самсон повержен, филистимяне ликуют.
По версии сказки о Кощее. Кощей - злой колдун и обрушивает многие бедствия на некую страну, заодно похищает принцессу. Царевич, желающий отомстить Кощею за бедствия, приходит к его дому и замечает царевну. Царевна притворяется, что полюбила Кощея и хитростью и коварством выпытывает у него секрет и сливает его царевичу. Кощей повержен, народ ликует.
Аналогичные сказки есть и у сербов (где в роли антогониста может выступать великан или дракон), у индусов и кельтов.

Как можно увидеть, еврейский вариант отличается от славянского только точкой зрения рассказчика. Если бы мы представили версию филистимян легенды о Самсоне, то увидели бы картину, где Далила была бы героиней избавившей свой народ от жуткого колдуна Самсона.

Также, стоить отметить, что у многих народов, злая сила колдуна или колдуньи содержится в их волосах.
===============
До этого момента я пересказывал мнение Фрэзера.

Теперь мои замечание.
Нужно отметить, что в ряде случаев, положительный герой также может обладать секретом - волшебным кольцом, лампой с джином, особым камнем, сундуком и т.д. и т.п.
Однако, в отличие от сюжетов с Самсоном и Кощеем, у которых их секрет силы неотделим от их природы, и затрагивает самый корень силы персонажа, в случае с секретом положительного героя, этот секрет есть следствие его силы. Т.е. герой получает волшебный предмет (или его аналог) как "добычу" или "награду". Потеря этого секрета может ослабить героя, но не является для него фатальной, более того, герой побеждает потом противника, укравшего его "секрет".

_________________
Удачливые наследуют землю. О.Э.Костерин.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Архетипы героев легенд, мифов и сказаний.
СообщениеДобавлено: 18 фев 2015, 19:25 
Не в сети
полубог
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 26 янв 2010, 23:28
Сообщений: 17703
Откуда: Тобольск-Новосибирск
Пункты репутации: 29922

Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации
И зала подсказывают, о Меровингах, которые по представлениям франков, идущих с ещё языческих времён, имели особую сакрально-мистическую силу, охранявшую народ франков и заключавшуюся в волосаха Меровингов.
Острижение представителя династии Меровингов было тяжелейшим оскорблением и, одновременно, было символом лишения власти.

_________________
Удачливые наследуют землю. О.Э.Костерин.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Pover by phpBB ©