Цитата:
Во-первых, Ислам возник не на основе Ветхого и Нового Заветов. Хотя, неизбежно многое оттуда почерпнул (но так и Ветхий с Новым Заветы не являются самодостаточными). В его базе лежит скорее ханифизм - до-исламская монетеистическая традиция. Притом, как видно даже из текста Корана, она было общеизвестна среди арабов.
Так. "многое почерпнул", от "основан на", отделяет количество, степень влияния, и подчеркнутая хронология, с указанием первоисточника информации. В моем представлении, в.з. это объемная книжка, содержащие некоторые фундаментальные постулаты религиозного учения, вроде происхождение мира, происхождение человека, и т.п. Ислам использует предложенную в ней картину описания реальности, и сказать, что он оттуда многое почерпнул, на мой взгляд будет необоснованным преуменьшением. В широком смысле, в.з., это единственная книга из наследия иудейской культуры, в которой разбираются вопросы мироустройства. Все остальные преимущественно, посвящены отношению человека и бога. Поскольку Ислам, на сколько я могу судить, практически полностью заимствует из ветхого завета картину мироописания, то даже утверждение о том, что Ислам возник на основе в.з., будет преуменьшением. Это таже самая религия(авраамическая), но с дополнительными модификациями возникшими в результате ее культурно-исторического генезиса, обособившаяся в результате последнего.
Цитата:
В его базе лежит скорее ханифизм - до-исламская монетеистическая традиция. Притом, как видно даже из текста Корана, она было общеизвестна среди арабов.
Судя по информации, которую я смог найти по ханифизму, это по сути протоислам, который просто является дополнительным звеном, в истории возникновения. Характеризуется все теми же заимствованиями, и поздним временем возникновения(первые известные упоминания 6-7 в.н.э.). На мой взгляд, этот пример не может служить обоснованием, для утверждения о существовании общности культурной традиции, схожих для арабских и иудейских мифологий, способствовавших независимому формированию Исламского течения авраамической религии. Скорее наоборот, это аргумент в пользу культурной ассимиляции арабских народов, которые в этот период стали отказываться от совокупности своих местных верований, носивших преимущественно форму языческого политеизма, из-за естественных социальных процессов.
И извини, но я не могу рассматривать религиозный текст, как историческое свидетельство, достаточное для утверждения о степени распространения ханифизма в арабском мире.
Цитата:
Ты чего, Негатив? При чём здесь Дальний Восток? Ислам изначально возник на аравийском полуострове, Коран написан на арабском языке. В основе Ислама лежат традиционные АРАБСКИЕ верования.
Только в той степени, в которой иудеев можно считать арабами. То есть в моем представлении, в никакой. Я не отрицаю влияния арабских верований на Ислам, это было бы просто глупо, я лишь указываю на наиболее вероятную причиноследственную связь. В которой иудейские верования подвеглись более поздней модификации, на основании культурных предпочтений региона, подвергающегося ассимиляции. В христианстве была точно такая же ситуация. Это все равно, что утверждать, что греки сформировали независимую религию, на основании сходными с иудеями культурными традициями. То есть исчезающе малоправдоподобно.
Цитата:
о что распространился широко на востоке ни как не влияет на мифологическую основу - комплекс общих семитских верований. Джинны также являются представителями традиционными АРАБСКОЙ мифологии. А арабы - самое обычное семитское племя, весьма близкое к евреям.
Минимальным признаком отношения к семитской группе, должно являться использование вариаций семитсого языка. Как ты верно заметил, арабы говорят на арабском языке, и общей мифологической основы я не прослеживаю. Джины, это один из элементов, на основании которого мы косвенно можем реконструировать хронологию событий, поскольку хронология возникновения конкретного элемента, известна с большей степенью точности; и хронология, в совокупности со степенью распространения, говорят нам о том, что он является признаком ассимиляции. Так же, как например обряд причастия. Еще раз, я не пытаюсь отрицать влияние арабской культуры.
Цитата:
Ислам нельзя рассматривать как заимствование или компиляцию. Несмотря на использование тех или иных сюжетов, частично, да, заимствованных, частично - восходящие к одному мифологическому субстрату. Но это только если смотреть на "картинку". Смысловое содержание очень сильно отличается.
Если Ветхий Завет можно условно назвать "Эпос о еврейском народе".
Новый Завет - "Эпос о Иисусе Христе". В этом отношении Новый и Ветхий Заветы очень похожи - религиозная Истина передаётся через чудесные деяния Героев (пророков, судий, Иисуса, апостолов), через взаимоотношения Героя Эпоса и Бога.
Коран же в первую очередь - это "Эпос о Людях и Боге". Герои (пророки и посланники божьи) - здесь вторичны. Религиозная Истина подаётся через взаимоотношения обычных людей и Бога, правильнее даже о говорить, об отношения общины (уммы) и Бога.
Эта черта, кстати, весьма архаична, и характерна скорее на для классического язычества, а для культа предков и анималистических верований.
Спасибо за общую оценку. Но к сожалению, меня отношения между человеком и богом в религии, волнуют в довольно малой степени. Предварительную оценку мироописательной системы, я предпочитаю начинать с системы мироописания. По этому меня прежде всего интересует не степень переосмысления отношений человека и бога, а степень пересечения используемых элементов мироустройства. Это связанно прежде всего с тем, что оценить логическую непротиворечивость, на несколько порядков сложнее, чем эмпирическую.