Научный метод исследования – такой метод исследования феноменов, который характеризуется рядом признаков. 1) Объективность, то есть существование феномена вне наших представлений о нем. 2) Заключения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Документирование экспериментов. Воспроизводимость/повторяемость результатов экспериментов. Исключение субъективных толкований результатов (типа, здесь читаем – а здесь не читаем, а здесь рыбу заворачивали). 3) Гипотико-дедуктивный метод, при котором выдвигается предположение, из него, дедуктивным методом, выводятся прогнозы, далее ставятся эксперименты, подтверждающие или опровергающие прогнозы, сделанные дедуктивно. 4) Вследствии этого – требование фальсифицируемости гипотез, критерий Поппера, то есть, должна быть методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение". Иначе говоря, научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации — отделения научного знания от ненаучного. Если же нельзя поставить такой эксперимент, то нет места и рациональной дискуссии - если исходить из критериев рациональности, сводящихся к доказательствам и опровержениям. Таковы, к примеру, «метафизические теории», ибо они не являются ни доказуемыми, ни опровержимыми.
Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikós — школьный, учёный, schol — учёная беседа, школа), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века.
Кстати, зачатки эмпирического метода появились гораздо раньше – еще в милетской школе, но развития не получили, во-первых, из-за авторитета Платона и его последователей, выводящих гипотезы из представлений, и доказывающих их посредством формальной логики, и, во-вторых, из-за прихода варварства вместе с варварами, которым, собственно, наука была не нужна – они даже арифметику освоили не в полном объеме античного знания.
В средние же века благодаря развитию, в основном, «царицы наук – теологии», не требующей эмпирического подхода и фальсифицируемости гипотез, сам эмпирический метод остался разве что мастеровым. Даже алхимия пользовалась, по большей части, схолластическими методами, из-за чего наблюдаемые феномены не получили обобщающих фальсифицируемых гипотез.
Неудивительно, что до 15 века основополагающими трудами по медицине были трактаты античных авторов (Гипократ, Гален) – изучение строения и функционирования человеческого тела было сопряжено с немалыми трудностями запретительного характера. Гарвей – это уже шестнадцатый-семнадцатый век, когда церковников изрядно окоротили, да еще и в Англии, где власть над «земными» решениями церкви принадлежит королю.
Описание механики небесных тел (птолемеева система) тоже с огромным скрипом подвергалась изменению, не смотря на кошмарную громоздкость вычислений. Нюрнбергский теолог Озиандер, которому Ретик поручил печатание книги Коперника Об обращении небесных сфер», из осторожности снабдил её анонимным предисловием, в котором объявил новую модель условным математическим приёмом, придуманным для сокращения вычислений. То есть, ни о каких революционных изменениях представлений, унаследованных от античного мира и продержавшихся более полутора тысячелетий (!), не смотря на все неудобства использования, не было и речи.
Роджер Бекон за труд «Compendium studii philosophiae» («Компендий (сборник) по изучению философии»), где он прямо высказался о недостаточности существующих знаний и необходимости экспериментальной проверки многих выводов, был заключен в темницу на 14 лет, а его книги конфискованы Иеронимом Асколийским, генералом ордена францисканцев.
О Галилее
В марте 1630 года книга «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», итог почти 30-летней работы, в основном завершена, и Галилей, решив, что момент для её выхода благоприятен, предоставляет тогдашнюю версию своему другу, папскому цензору Риккарди. Почти год он ждёт его решения, затем решает пойти на хитрость. Он добавляет к книге предисловие, где объявляет своей целью развенчание коперниканства и передаёт книгу тосканской цензуре, причём, по некоторым сведениям, в неполном и смягчённом виде. Получив положительный отзыв, он пересылает его в Рим. Летом 1631 года он получает долгожданное разрешение.
В начале 1632 года «Диалог» вышел в свет.
Галилей надеялся, что Папа отнесётся к его уловке так же снисходительно, как ранее к аналогичным по идеям «Письмам к Инголи», однако просчитался. В довершение всего он сам безрассудно рассылает 30 экземпляров своей книги влиятельным духовным лицам в Риме. Как уже отмечалось выше, незадолго перед тем (1623) Галилей вступил в конфликт с иезуитами; защитников у него в Риме осталось мало, да и те, оценив опасность ситуации, предпочли не вмешиваться. Сам Галилей позже считал, что инициатива процесса принадлежала иезуитам, которые представили Папе крайне тенденциозный донос о книге Галилея. Уже через несколько месяцев книга была запрещена и изъята из продажи, а Галилея вызвали в Рим (невзирая на эпидемию чумы) на суд Инквизиции по подозрению в ереси. После неудачных попыток добиться отсрочки по причине плохого здоровья и продолжающейся эпидемии чумы (Урбан на это пригрозил доставить его насильно в кандалах) Галилей подчинился, отбыл положенный чумной карантин и прибыл в Рим 13 февраля 1633 года. Никколини, представитель Тосканы в Риме, по указанию герцога Фердинанда II поселил Галилея в здании посольства. Следствие тянулось с 21 апреля по 21 июня 1633 года. По окончании первого допроса обвиняемого взяли под арест. Галилей провёл в заключении всего 18 дней (с 12 по 30 апреля 1633 года) — эта необычная снисходительность, вероятно, была вызвана согласием Галилея покаяться, а также влиянием тосканского герцога, непрестанно хлопотавшего о смягчении участи своего старого учителя. Принимая во внимание его болезни и преклонный возраст, в качестве тюрьмы была использована одна из служебных комнат в здании инквизиционного трибунала.
Историки исследовали вопрос, применялась ли к Галилею пытка в период заключения. К сожалению, документы процесса опубликованы Ватиканом не полностью, а то, что увидело свет, возможно, подверглось предварительному редактированию. Тем не менее в приговоре инквизиции были обнаружены следующие слова: «Заметив, что ты при ответах не совсем чистосердечно признаёшься в своих намерениях, мы сочли необходимым прибегнуть к строгому испытанию».
Три эксперта инквизиции дали заключение: книга нарушает запрет на пропаганду «пифагорейской» доктрины. В итоге учёный был поставлен перед выбором: либо он покается и отречётся от своих «заблуждений», либо его постигнет участь Джордано Бруно и многих других, замученных инквизицией. Ознакомившись со всем ходом дела и выслушав показания, Его Святейшество определил допросить Галилея под угрозой пытки и, если устоит, то после предварительного отречения как сильно подозреваемого в ереси… приговорить к заключению по усмотрению Святой Конгрегации. Ему предписано не рассуждать более письменно или устно каким-либо образом о движении Земли и о неподвижности Солнца… под страхом наказания как неисправимого.
Последний допрос Галилея состоялся 21 июня. Галилей подтвердил, что согласен произнести требуемое от него отречение; на этот раз его не отпустили в посольство и снова взяли под арест. 22 июня был объявлен приговор: Галилей виновен в распространении книги с «ложным, еретическим, противным Св. Писанию учением» о движении Земли: «Вследствие рассмотрения твоей вины и сознания твоего в ней присуждаем и объявляем тебя, Галилей, за всё вышеизложенное и исповеданное тобою под сильным подозрением у сего Св. судилища в ереси, как одержимого ложною и противною Священному и Божественному Писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной. Также признаем тебя ослушником церковной власти, запретившей тебе излагать, защищать и выдавать за вероятное учение, признанное ложным и противным Св. Писанию… Дабы столь тяжкий и вредоносный грех твой и ослушание не остались без всякой мзды и ты впоследствии не сделался бы еще дерзновеннее, а, напротив, послужил бы примером и предостережением для других, мы постановили книгу под заглавием «Диалог» Галилео Галилея запретить, а тебя самого заключить в тюрьму при Св. судилище на неопределённое время».
Правда, вскоре старика выпустили из тюрьмы и отпустили на родину, но он провёл остаток жизни под домашним арестом и под постоянным надзором инквизиции.
Думаю, ваш вердикт будет однозначен.
_________________ Пока!
|