Цитата:
Объективных критериев, когда речь идет о ценностях, быть не может.
То, что я считаю человеческую жизнь чем-то, имеющим ценность, обусловлено культурными установками.
В конечном итоге, все безусловно упирается в личные желания. Но у любых твоих действий, и у действий окружающих есть прогнозируемый результат.
Моральное правило это безусловная установка, социальная норма поведения, обсуловленная нуждами социума, и закрепленная в виде социального договора.
Мораль, или культурные установки, это представление о должном, где в роли должного всегда выступает благополучие социальной группы. Естественное изменение или формирование моральных ценностей, происходит под давлением внешних условий. Оно реакционно и не разумно. Можно предвидеть те сложности, которые определят естественный вид ценностей, еще до того, как социум с ними столкнется. Более того, существует множество альтернативных моделей, которые могут быть более разумны, но не будут воплощены естественным путем, в силу отсутствия необходимого внешнего давления.
Объективность ценностей, в данном случае, подразумевает, что за твоими желаниями лежит социальная модель рациональное превосходство которой над прочими ты отстаиваешь.
Цитата:
Наличие этих установок проверяется простым способом: представим, ты стоишь на перроне, рядом с тобой подскользнулся человек. Если ты ему не поможешь, он попадет под подъезжающий поезд и умрет; если схватишь за руку - убережешь от падения. Человек незнакомый. Может, он маньяк, а может новая мать Тереза. Если спасаешь - значит считаешь человеческую жизнь чем-то представляющим ценность, если не считаешь нужным пошевелиться, чтобы ее спасти - значит, не считаешь.
Я выбираю "спасти незнакомца" когда мне это ничего не стоит, но это вовсе не значит, что я автоматом считаю, что человеческая жизнь имеет объективную ценность. Ее ценность субъективна.
Я признаю моральные нормы, и признаю ценность жизни другого человека. Но у меня существует четкое представление того, почему и для чего я это делаю. Как я уже говорил, я считаю, что желаниями возможно управлять. По этому, для меня всегда первостепененны не сами желания, а прогнозируемые последствия к которым приведет их реализация.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Ну например простая арифметика - 4 больше 1. Вполне объективный критерий
.
Только если рассматривать жизнь, как самоценность. Если нет, то 4 или 1, какая разница?
Я уверен, по критерию выше ты также рассматриваешь жизнь незнакомца как нечто ценное. Я уверен, ты бы схватил его в шиворот и оттащил бы от края.
Но ведь в выбранной ситуации речь идет не о безусловной помощи, а о решении, кто должен жить, а кто умереть. Да я попытаюсь спасти незнакомца, но решение о ценности одной жизни, превосходящей другую, я буду принимать только в рамках признаваемой необходимости.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Жизнь важна потому, что она нам кажется важной. Установка такая.
А откуда взялась сама установка - имхо, в котексте темы не особо важно, т.к. точного знания об этом вопросе у нас все равно нет.
Ответ на вопрос о смысле, цели, или правильности того или иного действия лежит в рассмотрении причин его породивших. В отрыве от такого контекста явления просто существуют.
Поиском причин можно заниматься до бесконечности. Т.к. у причин действия были свои причины, а у тех свои причины и так далее, и так далее. Поиск причин - хорошее дело, но только если оно прикладное. Объективной истины так не найти.
Цитата из книги
Ответы подобны опиуму: чем больше поглощаешь, тем больше требуется. Вот почему человек трезвый обретает утешение в таинственности.
|
Я не вижу в этом проблемы. Я не позиционирую свое представление, как конечную истину, лишь как наиболее рациональное и симпатичное лично мне решение. И я отстаиваю не ее абсолютное превосходство, а превосходство над известными альтернативами.
Цитата:
Цитата:
Я не считаю критерий, мне так нравится=хорошо в достаточной степени объективным.
Объективного критерия в вопросах ценности вообще нет и быть не может, принципиально. Ценность - это штука из области психики, а не физики.
Ценности лежат в основе деяний. Деяния определяют социальную модель, которую возможно оценить, согласно определенным критериям. В данном случае, в качестве такого критерия, я выбрал жизнеспособность модели.
Цитата:
Цитата:
Эта позиция обусловлена стремлением управлять своими желаниями. Недостатком критерия который предлагаешь ты, является неотличимость от других "нравится". Например от нравится маньяка, которому нравится смотреть как человеческие кишки наматываются на колеса поезда при его движении, и убивающего ради этого людей, чем больше, тем лучше.
А ты хочешь найти какой-нибудь способ считать себя лучше маньяка? Что-то, что убедительно доказывало бы, что твое "нравится" выше, чище, правильнее, лучше чем "нравится" маньяка? Я считаю, такого способа нет. Мой (или твой) порыв спасти "незнакомца на перроне" объективно ничем не лучше порыва маньяка его дополнительно подтолкнуть.
Уверен, что все виды животных, которые за тысячелетия своего существования успело истребить паразитически расплодившееся человечество, если бы имели возможность высказаться, безусловно поддержали бы убивающего людей маньяка, а не спасателя.
Я полагаю, что идея реализации личных представлений, достаточно романтична, но не годится для модели сосуществования людей. Следование ей породит анархию и хаос, к которым человечество на данной стадии своего развития очевидно не готово. Принятие такой модели приведет к деградации, а возможно и вымиранию человечества как вида. Да, я полагаю, что те идеи, которые лежат в основе моих действий, разумнее, чем действия маньяка. Объективность несомненно условна. Это не высшая истинна, а предпочтительный сценарий развития событий. Желание, последствия которого я попытался оценить, и нашел удовлетворительными. В отличии от действий маньяка, которые я полагаю деструктивными и не пригодными для формирования жизнеспособной социальной модели на их основании.
Цитата:
Цитата:
Если все так просто, то твоя жизнь не более ценна чем четыре других жизни, и ты, несомненно, своим телом попробуешь остановить поезд?
Объективно - не ценнее, но субъективно - ценнее безусловно.
К самопожертвованию меня скорее мотивирует мысль о том, что так я себе заработаю позитивную карму и ващще достигну самореализации.
С другой стороны, есть фактор тупого животного страха.
Вот где-то в итоге между страхом и идеалами и будет равноденствующая, которая отольется в поступок.
Если ты признаешь, что значимость не есть абсолютная величина, то почему распространяешь это знание лишь на себя, и отказываешь в этом окружающим?