Там все слишком сложно, чтобы делать однозначные заявления. Как и что было на самом деле никто не знает; есть только догадки и мнения.
О влиянии даосизма на буддизм, говорить вообще не приходится. Буддизм самая гибкая из существующих религий, и ситуация когда он приходит в регион и ассимилирует местные верования, вместе с магическими практиками и пантеоном богов, для него типична. Считается что такой же сценарий можно было наблюдать на Тибете. Ортодоксальных школ буддизма, таких какими они были в Индии, на настоящий момент практически не осталось. Но это скорее результат проигранного состязания с брахманизмом, в своем собственном регионе, нежели культурное влияние разного рода внутренних религиозных течений. И уж тем более в этом нет заслуги Дао.
Влияние на даосизм, несомненно огромно. Но утверждать, что
Цитата:
Именно буддизм заставил даосизм превратиться из аморфного течения «магов» и «бессмертных», то есть медиумов и гадателей, во вполне оформленное учение с мощным религиозным комплексом, системой ритуалов и поклонений, четко установленным, хотя и несколько аморфным пантеоном богов и духов. И именно буддизм прервал взлет даосской мистериологии, заставив ее, с одной стороны, «приземлиться» к рационализму, выразившемуся прежде всего в создании многочисленных текстов, объясняющих мистические доктрины, а с другой стороны, «подняться» до одной из основных идеологических систем императорского Китая.
очень сложно.
Первые документальные упоминания даосизма, относят к 5 в. до н. э. При этом существует мнение, что к этому моменту, даосизм существовал уже не одно столетие, а первое дошедшее до нас упоминание, затрагивает расцвет учения дао. В этот момент создаются фундаментальные философские трактаты, которые определяют дальнейшую судьбу даосизма, и которые и являются дошедшими до нас документами. Сам же даосизм, вероятно, в течении нескольких столетий оформлялся из культа предков, магических практик, и прочего чрезвычайно сложного коктейля китайских народных верований.
Буддизм же в Китай попадает лишь в 3 в н.э.. Считается, что к тому моменту, даосизм переживал один из многих своих упадков, коих в его истории, возможно было не мало.
Который внешне и выглядел как "аморфное течение «магов» и «бессмертных»".
По своей сути, буддизм и даосизм, диаметрально противоположные учения. И тот факт, что буддизм смог поглотить даже дао, удивителен.
Даосизм, переводится как путь вещей. Основная философская доктрина, это обретение счастье в гармонии с миром, через непротивление естественному току вещей, которым и является Дао. Единственная известная мне разновидность "духовных" практик даосизма, это алхимия, целью которой было обретение физического бессмертия. Алхимия делится на внешнюю(средневековое преобразование элементов) и внутреннюю(гимнастики, медитации, и участие в таинствах отражающих следование дао(вроде групповых оргий), с целью преобразования себя).
Даосизм всегда был приземленной рациональной религией. Это очень хорошо видно по их космологии. И если в современных учениях даосизма, есть некоторые элементы мистики, то можно с большой долей вероятности утверждать, что это заслуга буддизма.
Своему становлению имперской идеологической доктриной, даосизм обязан своей философской основе, а не буддизму.