Маша писал(а):
Negat1v писал(а):
Например ситуация, когда в рамках канонов постулируется, что Христос учил подставлять вторую щеку, но церковь при этом считает необходимым благословлять любые войны, вне зависимости от того, имеют ли они под собой религиозные основания, или просто служат поводом для демонстрации лояльности, по отношению к власть предержащим.
Я думаю что пример с второй щекой здесь не подходит; в этом случае речь идёт о том как реагировать на личные оскорбления, в случае же войны, дело касается интересов многих людей. Кроме того,Церковь не считает необходимым благословлять любые войны.(Для примера: во время гражданской войны патриарх Тихон не благословил ни Белых, ни Красных, обосновав это тем, что "на братоубийство не благословляю")
Лично мне безразлично, какой элемент учения, в какой ситуации применим. Это был пример того, как одно утверждение, в рамках контекста, можно интерпретироваться как угодно. Ваше утверждение по этому поводу, является еще более наглядной иллюстрацией.
Я повторюсь, я думаю, что в рамках христианской догматики, можно интерпретировать любой фрагмент писания так, как удобно конкретному человеку. Какие-то фрагменты можно выбросить, область применимости других ограничить произвольным образом, третьи не понимать буквально, и придумать в них существование удобного смысла.
Как я уже говорил выше, проблема интерпретации не является сугубо религиозной.
Основную причину возникновения такой ситуации в рамках религии, я вижу в отсутствии сколь-нибудь вменяемой системы критериев интерпретации.
То есть, на мой взгляд, суть проблемы в том, что в рамках религиозной практики, нет способов сказать, что одно объяснение является более правильным, нежели любое другое. Единственный критерий, который в данном случае работает, это нравится или не нравится. Еще правда есть система авторитетов, но она, в конечном счете, построена на тех же личных предпочтениях(а так же, на утверждении о особой степени причастности, к воле божества, что на мой взгляд также является неплохой иллюстрацией примеров существования необоснованной гордости, в рамках христианского вероучения).
Я проиллюстрирую идею альтернативным вариантом интерпретации, в котором совмещу алгоритм ограничения применимости, которую позаимствую у Вас, с буквальным пониманием ветхого завета; заранее прошу прощение за сарказм, основной моей целью в данном случае является наглядность.
Не убей, видимо тоже относилось к межличностным отношениям. Вернее междусемитской законности. Если убиваешь не одного человека, а много, или тем более убиваешь не еврея, то все нормально. Бог одобряет, более того, сам большой любитель этого дела… конечно в глубокой древности, научив людей, как должно поступать правильно, он наслаждается зрелищем и, несомненно, любит всех нас.
Утверждение о благословлении любых войн, было художественным преувеличением, его не стоило понимать буквально. Тем не менее, оно в достаточной степени достоверно отображает статистику. Церковь открыто выражает поддержку одному из участников в рамках абсолютного большинства конфликтов существовавших на данный момент.
Цитата:
Для примера: во время гражданской войны патриарх Тихон не благословил ни Белых, ни Красных, обосновав это тем, что "на братоубийство не благословляю")
Видите ли, Маша, к сожалению, положительные примеры, не компенсируют отрицательные. Я не сомневаюсь, что в рамках любого религиозного течения полно замечательных и адекватных людей. Но, к сожалению, не замечательных и не адекватных, всегда гораздо больше. И я вижу проблему в том, что христианская мировоззренческая система, не способна сдержать не адекватных. Потому, что не адекватные, в рамках принципов данной системы, смогут найти религиозное обоснование для любых своих действий, более того, будут абсолютно правы, поскольку именно так это и работает.
Маша писал(а):
Negat1v писал(а):
Яркой иллюстрацией здесь может послужить довольно известны факт(документально зафиксированный), что православные иерархи, бежавшие из страны в результате прихода к власти большевиков, в период второй мировой, вместе с папой римским, благословили Гитлера на освобождение России от большевистской заразы (этот пример имеет весьма косвенное отношение к гордыне, но достаточно наглядно демонстрирует работу механизмов, которые приводит к описанным выше ситуациям). Я могу приводить примеры подобных противоречивых интерпретаций очень долго.
Было и такое. Бывало и наоборот.Хотя, с другой стороны, если того же Солженицина почитать, большевики не были сильно лучше фашистов. Так что, хоть я этих людей и не поддерживаю, но понять их можно.
Для начала, я не думаю, что художественная литература, это хороший источник информации, для составления сколь-нибудь адекватного мнения, о тех или иных людях.
Касательно отношения к большевикам или фашистам, то я полагаю, что в этом есть значительная доля правды. Но, кроме того, я полагаю, что люди в целом не сильно лучше фашистов. Или, другими словами, я думаю, что фашисты в среднем были вполне обычными людьми.
Но наша беседа уходит в сторону, я привожу отрицательные примеры, деятельности церковных иерархов для наглядности иллюстраций принципов работы системы, они запоминаются лучше, и лучше иллюстрируют то, почему это является проблемой. Но я могу приводить и положительные. Например: мы не побиваем камнями не целомудренных невест. Это не выглядит проблемой... если только бог на самом деле более не хочет этого от нас.
Маша писал(а):
Negat1v писал(а):
Люди действительно видят в своем спасении личную заслугу(усердная молитва, например), а другие верующие как правило не усматривают в этом акта гордыни, хотя это один из худших вариантов проявления необоснованной гордости...
Почему, усердная молитва, это не более чем просьба. Как можно гордится тем, что ты попросил и получил просимое, или, как часто бывает в таких случаях, что-то намного больше и лучше, чем просил. Какая-то часть личной заслуги в этом присутствует, конечно, но это только часть.
Как я уже обращал внимание, ограничение накладываемое христианством на использование гордости, это признание превалирующей роли божества.
Тебе достаточно сказать, что такова воля божества, и ты склоняешься перед ней, и ты можешь творить все, что тебе угодно.
Более того, это утверждение применимо вообще к любой ситуации. Например, можно сказать: бог хочет, чтобы я был богат. Или бог хочет, чтобы я убивал… ну пускай будет неверных. Тут на самом деле даже не обязательно самооправдание, объясняющее особую расположенность божества, достаточно чистой и незамутненной веры в свою избранность.
Для конкретного примера, проявлением необоснованной гордости будет утверждение о том, что тебе ведома воля божества, и что твое спасение было ее результатом. Она подразумевает особое внимание бога к твоей персоне, и особое его покровительство. Ситуация, в которой ты являешься одним из немногих выживших, и утверждаешь, что так и должно было быть, означает, что ты постулируешь свое превосходство над ними. Для меня не важно, приписываешь ли ты источник неравенства божеству, или находишь его в себе самом, и то и другое, будет гордостью. Иногда, может быть обоснованной гордостью, если ты, например, построил железный бункер, и переждал катаклизм в нем. Иногда нет. Но гордостью это будет в любом случае.