Цитата:
Ценители гордости полагают, что человек по природе хорош
Нет, это не особенность "ценителей гордости": те же христиане - ВНЕЗАПНО - также полагают, что человек по природе хорош.
Цитата:
и если ему ничто не мешает (а самоуничижение именно что мешает), то его силы и способности разворачиваются и проявляются наилучшим образом – сами собой, неким естественным образом. Это классическая утопия Просвещения.
Бред. Это все равно сказать "настоящее христианство зародилось в конце 20го века" и в качестве примера привести пост-перестроечную реставрацию православия в России.
Гордость - это естественное и чистое состояние человеческого духа. Возрождение/Просвещение, отвергая калечащее влияние христианства, пытается (не особо удачно) вернуть человеку это состояние, утраченное вместе с язычеством.
Цитата:
В то же время, приверженцы смирения считают, что человек по природе ущербен (хотя и отчасти), и потому довольство собой, во-первых, априори ложно
Ничего общего с "довольством собой" гордость не имеет.
Цитата:
Один из уровней спора – вопрос о действенности, эффективности, практичности смирения и гордости. Понятно, что зачастую просто различны цели, и то чего хочет гордый, смиренному даром не надо – и наоборот. Однако, если всё же рассмотреть пласт общих желаний и стремлений? Например, приведённый в начале пример: спрашивается, кто добьётся большего (при прочих равных) – уверенный в своих способностях и дарованиях и жаждущий стать великим, или скромный и критичный к себе, который стремится в меру своих сил преодолеть свои слабости и уйти подальше от ничтожества? На мой взгляд – второй пойдёт дальше, поскольку первый вероятнее всего будет прикладывать меньше усилий – ведь он уже полагает себя достойным. Впрочем, это вопрос дискуссионный.
Гордость вовсе не исключает критичности к себе и даже наоборот - она побуждает человека постоянно ориентироваться на самую высокую планку.
Смиренный же никогда не осмелится сделать самостоятельного шага, ибо "яхужевсех", "яникто", "чтоямогу?" и прочее отнимающее силы самокопание. Будет сидеть и слушать, открыв рот, своих авторитетов до конца жизни.
В то время как гордый человек хотя и рискует расшибить себе лоб, однако может и достичь величия, внеся в мир нечто новое и пройдя путем, которым никто до него не ходил.
Цитата:
Постараюсь пояснить, о чём именно я говорю. На мой взгляд, гордость в некотором (моём, специфическом) понимании хороша и ценна – и в сущности, работает в связке со смирением. Я полагаю, что гордиться можно кем-то/чем-то, но не собой. Т. е., даже гордость за страну, этнос, веру, род и пр. должна пониматься как радость перед чем-то внешним – но не как довольство собой за причастность к предмету гордости. Строго говоря, ведь и христианин, несомненно, согласится, что «человек – это звучит гордо», но постарается не допустить перехода по силлогизму через «я - человек» к «я горжусь собой». Т. е., предметом гордости может быть «внешний я», но никак не Я как субъект, самосознание, кайи
Это уродливый путь в никуда. Т.е. вот этот перенос центра гордости с "я" на "мое" (мою страну, мой этнос, мою веру, мой род и т.д.) и есть путь, приводящий ко всем тем извращениям мысли, которые обычно ставят в упрек "гордецам". Это путь к спеси, гордыне, чванливости, фанатизму, фашизму, "сектантскому сознанию" и прочим милым вещам.
Настоящая гордость - это осознание свободы, силы и достоинства, имманентных твоему "я", а не твоим качествам. Твои качества могут быть при этом прекрасными и замечательными (и тогда ты сможешь сказать удовлетворенно, что они соответствуют тому, что ты есть), либо быть убогими и уродливыми (и тогда, будучи крайне неудовлетворенным их состоянием, ты будешь стремиться их менять) - но в любом случае дело не в качествах, а в том, что за ними стоит и что (хорошо или плохо) "просвечивает" через эти качества.
Цитата:
Если стоит вопрос, кем ты хочешь быть, богатым и здоровым, или бедным и больным, кажется неизбежным выбрать богатство и здоровье, однако ответ христианина (как и стоика) будет – «всё равно», или даже – второе, ибо оно менее способствует искушениям.
Не склоняться к выбору богатства и здоровья
при прочих равных - это не смирение. Это идиотизм.
Цитата:
Гордость зачастую отделяет нас от людей (мне есть, чем годиться, а им нет,
Вот видишь, ты сначала гнал на подлинную гордость, когда ее центром выступает "я", и при этом говорил, какая хорошая гордость, где центром выступает не "я", а "мое" (моя страна, нация и проч.), а теперь сам же это разрушаешь: естественно, когда я горжусь своими качествами ("я богат, а ты нет"; "я ариец, а ты чурка"; "мой Дагистан сила, а твой русня - гумно" и т.д.) - выглядит это все в итоге довольно уродливо.
Цитата:
Смирение осуществляет перенос внимания и одобрения с себя на Другого – Бога, ближнего, ибо не сравнивает, подобно гордости, «оценки» меня и Другого, но изначально ставит его выше и стремится к нему.
Это не страшно до тех пор, пока "другой" - выдуманный Бог. Т.е. человек выдумывает себе идеального персонажа, на которого переносит центр своей гордости, но т.к. персонаж выдуман, ничего особо страшного не происходит, и гордость по большому счету остается при том же человеке. Т.е. это представление о своем же собственном "я", только с идеальными качествами.
Гораздо хуже, когда гордость переносится не на Бога, выдуманного лично тобой, а на Бога, выдуманного коллективом или каким-нибудь твоим авторитетом. Или же когда относительно безвредный Бог подменяется (во временем) мнением коллектива или мнением авторитета.
В любом случае - это все дорожка к формированию "сознания раба".
Цитата:
Всё, хватит. Получилось довольно сумбурно, ну и ладно, а то я правда чуть не на научную статью замахнулся-было). Жду вопросы, недоумения, сомнения – и альтернативную позицию в первую очередь!
Вообще, неверна сама постановка вопроса.
Подлинная гордость - сюрпрайз! - не противостоит подлинному смирению.
Подлинному смирению противостоит спесь, тщеславие, чванливость.
Подлинной гордости противостоит "сознание раба", раболепие, "инстинкт толпы/стада".
В некоторых случаях гордость и смирение прекраснейшим образом могут совмещаться.
Хотя христианство в целом - чушь
, однако сам Христос с моей т.з. заслуживает уважение как один из примеров по настоящему гордого человека. Ведь надо же обладать исключительной наглостью, чтобы в обществе древних иудеев сказать "Моисей вам говорил
так, а я вам говорю
сяк".
====================================
Цитата:
В качестве творения Божия - очень даже люблю и поболее некоторых язычнков, полагающих, что любить можно только то, что боишься потерять
Ты просто не понимаешь (не осознаешь), во что превращаются самые лучшие вещи, когда они становятся "гарантировано нетеряемыми". И дело не в
страхе потерять, а в
сознании, что потеряешь.
Другими словами, все что ты любишь - ты любишь лишь благодаря Смерти.
Но поскольку ты наивный и юный, Смерть на тебя не в обиде (я надеюсь
) за то, что ты ее недостаточно ценишь.