Морган писал(а):
...
Это аниме - о настоящем, бескомпромиссном Добре, которое отвергает путь насилия, но каким-то таинственным образом меняет мир так, что сердце врага смягчается и он опускает оружие сам. Не будем дискутировать о том, реально ли это. Факт в том, что этого мироощущения придерживается Такаши, а значит - в какой-то мере придерживаются и создатели анимэ, и - тут мы опять возвращаемся к христианству - придерживался Христос (подставь вторую щеку, не противьтесь злу насилием и т.д.).
И вот когда я смотрел этот сериал, я подумал: а почему христиане не такие, как этот Такаши? Поясню, что имею в виду: Такаши добр не только к людям. Он защищает людей от злых ёкаев, но также он защищает ёкаев друг от друга, и ёкаев от нехороших людей. Т.е. его отношение целостно, естественно и оно не ограничивается рамками: здесь - мы любим, а там - мы плюем и ненавидим.
Может быть, ответ на этот вопрос можно найти в чрезвычайно интересном и познавательном фильме
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0% ... C%D0%BC%29который можно скачать/просмотреть ВКонтакте
http://vk.com/video149104315_163067836Цитата:
Под вопросом "почему христиане не такие?" я подразумеваю в данном случае не упрек "почему вы, такие-сякие, далеки от идеалов любви, которые провозглашаете?", а другое: "почему есть сферы, в которых вы даже не пытаетесь достичь идеала?"
Если в отношениях с людьми христианство формально провозглашает "идеалы любви", на деле их отвергая и все более сужая сферу, где они применимы (так, например, указание "любите врагов ваших" чудесным образом превращается в "любите только личных врагов, но с врагами государства боритесь, а врагов Церкви ненавидьте" - сфера, где должно любить, сужается до предела, т.к. практически любого своего врага можно счесть либо врагом государства, либо врагом Церкви, если он с тобой не согласен)
Если бескомпромиссно опираться на основные постулаты нашей веры, то окажется, что мы должны
принимать всё, что случается, как должное. Мы должны верить, что все существа есть лишь орудия Божественного Промысла. Значит, мы должны верить, что зла как такового просто-напросто нет - а значит, нет и причины для вражды.
При таком понимании тот,
кто совершает зло и грех - вредит лишь себе самому. Собственно, зло/грех только в том и состоит: во вреде себе самому. И запрещается зло/грех Богом только по причине любви Бога к своему творению, только для того, чтобы предупредить о неизбежной опасности.
Таким образом, последовательное и бескомпромиссное христианство, которое мы находим во Святых Отцах (особенно в мучениках и преподобных) вполне соответствует тому идеалу, выражение которого ты усматриваешь в упомянутом аниме.
Однако большинство христиан далеки от этого идеала. И для них в качестве компромисса предлагается Церковью учение более приземленное, более похожее на учение Ветхого Завета, почему в таких случаях святые всегда и говорят о "ветхом человеке", тем самым ограничивая область применения такого облегченного "экзотерического" христианства. Ветхий Завет с его "око за око" (и не более!) является "нижней границей", минимальным уровнем допустимого с точки зрения христианской нравственности. При этом Христос предупреждает: "Если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдёте в Царство Небесное". То есть, хотя бы насколько-то превзойти таки необходимо.
Цитата:
- то в отношениях с духами христианство "отметилось" абсолютной враждебностью. И возникает вопрос - почему из всех возможных путей развития этой религии был выбран именно этот путь? Вот что было бы плохого, если бы в христианстве на всякую мелкую нечисть смотрели бы по другому - так, как смотрит на нее Такаши из "Тетради друзей"?
Парадокс в том, что как раз внешнее, "экзотерическое" христианство, де-факто относится к духам более-менее доброжелательно и временами охотно вступает с ними в компромисс.
Именно и только бескомпромиссное святоотеческое христианство рассматривает духов как непримиримых врагов. Но врагов не для совершенных христиан, а для тех, кто только ещё устремляется к подлинной высоте святоотеческого, монашеского христианства, которое я дерзновенно назвал выше "эзотерическим".
Сами Отцы, достигшие Цели христианской жизни, не относятся к бесам враждебно, а скорее иронично. Они вменяют их ни во что.
Однако же (подлинно стремящиеся к совершенству) христиане не выступают инициаторами вражды. Духи сами начинают вражду, мешая нам двигаться по Пути. При этом Отцы учат нас, что ко
всем людям надо относиться с любовью с самого начала Пути, а враждовать с бесами нам не возбраняют, но напротив, поощряют эту вражду. Христианин стремится к свободе от рабства греху и потому враждует с теми, кто его поработил. Но когда он достигает свободы, причина вражды прекращается.
Такова логика отношения к падшим духам в подлинном, монашеском или мученическом, святоотеческом христианстве.
Цитата:
А ведь предпосылки к этому были. Едва заметные, и быстро угаснувшие, но - были.
Вот, например:
Цитата из книги
Средневековые агиографические тексты предоставляют ещё больший простор в этом отношении. Для примера мы рассмотрим два эпизода из «путешествия» святого Брендона, подвижника VI века. Его история крайне примечательна. Прочитав книгу о чудесах Господних, описание которых показалось святому слишком уж фантастичным, он соблазнился по поводу прочитанного и сжёг книгу. За это Господь судил Брендону самолично вместе с братиями его монастыря отправиться в многолетнее плавание, для того, чтобы он мог своими глазами убедиться в истинности написанного в книге. <...> В ином эпизоде подвижник с братией высаживается в неизведанной стране, где обитает «удивительного вида народ»: «головы их были как у свиней, и у них были человеческие руки с собачьими когтями, и журавлиные шеи. И каждый имел колчан со стрелами» . Сначала монахи опасаются, считая их бесами, но оказывается, что это совершенно иные существа, с иной духовной судьбой. Вот что говорит святому Брендону один из них: «Знай, что мы узнали Бога раньше, чем ты, когда Он сидел в Своём величии и мы были у Него в милости... Мы были очень близки к Нему в небесном царстве. Но мы следовали Люциферу, который был изгнан с неба. Когда Люцифер восстал против Бога, мы имели мало разума, и не понимали разницы между добром и злом. И Бог, зная наш малый разум, поступил с нами не так, как с Люцифером и отпавшими с ним ангелами, которые были разумны. И Он дал нам собакоподобные тела, ибо мы жили на небе по обычаю собак — кого собака знает, того она не станет кусать. Так поступили мы, не тронув Люцифера, когда он восстал против Бога, но так как мы с ним и не восстали. Бог оказал нам милость, и не отправил с ним в ад. Эту страну нам дал Бог, и мы надеемся, что Он ещё смилостивится над нами». http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1833
|
или вот
Цитата из книги
Немного спустя, в каменистой долине Антоний увидал небольшого человечка с загнутым носом и с рогами на лбу, а нижняя часть его тéла оканчивалась козлиными ногами. Пораженный и этим зрелищем, Антоний, как добрый воин, восприял щиты веры и броню надежды. Упомянутое животное принесло ему для дорожного продовольствия пальмовые плоды как бы в залог мира. Увидав это, Антоний остановился и, спросив у неведомого существа: «Кто ты?» — получил такой ответ: «Я смертный, один из обитателей пустыни, которых прельщенное всякими заблуждениями язычество чтит под именем фавнов, сатиров и кошмаров, давящих во время сна. Я послан к тебе от своих собратий. Просим тебя, помолись за нас общему Господу, Который, как мы слышали, пришел некогда для спасения мiра и во всю землю прошло вещание Его». http://hesychia.in.ua/hieronimus_01.htm
|
Я попытался в "Житие Антония Великого", написанного Афанасием Великим, найти описание следующего эпизода:
Цитата:
В житии Антония Великого, написанного Афанасием Великим, есть следующий эпизод: преподобный Антоний встречается в пустыне с кентавром и беседует с ним. Кентавр просит молитв у преподобного и затем пускается вскачь, и исчезает из вида.
http://karelin-r.ru/newstrs/118/2.htmlно похоже, что теперь этот кусок выкидывают при переводе.
Я знаком с этими текстами. Церковь относит их к числу апокрифических.
Апокрифические жития - вообще интересная тема, очень мало изученая по той причине, что ни Церковь, ни дьявол не заинтересованы в их пропаганде.
Этот род литературы попал между двух огней и очень мало что уцелело. Ну, может, и к лучшему, ибо вообще-то это чушь, конечно. Хотя и имеющая литературную ценность (впрочем, как раз-таки чушь часто имеет литературную ценность).
Цитата:
В общем, основная мысль вот в чем - зачем, для чего христианство вообще объявило войну всякой мелкой нечисти типа домовых, леших, и прочих? Все скопом записываются в категорию бесов - вот нафига? Нет, я понимаю, что уже ничего не изменить. Но вот ради чего была изначально занята такая позиция?
Ответ на этот вопрос заключается в следующем.
Поскольку Бог все держит в Своей руке и наперед предвидит все наши поступки, поскольку противиться Ему бессмысленно, то единственное разумное отношение к Богу заключается в том, чтобы пользоваться Его любовью. То есть, не делать того, от чего Он предостерегает. И делать то, что Он советует.
Любые разумные существа, которые живут не в соответствии с этим единственно-разумным принципом жизни, являются падшими (отпадшими от Разума) духами. Тут совершенно неважно, мелкие они или крупные, рогатые или безрогие.
Единственное исключение - люди, так как людям (в силу их плотской немощи) даровано Искупление и возможность спасения, которой лишены бестелесные. Их надлежит любить как (потенциальных) наследников Божества.
Цитата:
Ведь в конечном итоге это нанесло огромный вред самому христианству - я говорю о мироощущении "всюду враги", коверкающем душу и разум. Если видеть повсюду врагов и относится к окружающим как к врагам - враги обязательно появятся, даже если их не было; но верно и обратное - если отвечать добром на зло, то по крайней мере какая-то часть врагов перестанет быть враждебна
Все правильно.
Но если кто-то мешает идти по Пути, он объективно является врагом. Впрочем, метод борьбы здесь - молитва, а молитва не причиняет бесам объективного вреда. Напротив, связывая врага, мешая ему вредить нам мы облегчаем его неизбежные муки в Вечности, то есть, по мере сил благотворим ему (хотя и против его воли).
А если кто-то из духов (допустим) не мешает молиться, не лезет к тебе - так и (личной) вражды с ним не появится.