Цитата:
Обожение и приятие во внутритроическую жизнь - это разные вещи. Но не в отношении человека Иисуса Христа. Потому что Он обожен именно вследствие того, что Он является Одним из Троицы. А не по какой-то другой причине, не по благодати, как это бывает со святыми - которые обожены, но не входят в Троицу.
Но разве его (Христа) человечество изначально присутствует в Троице? Изначально - в смысле "до начала времени"?
Я не спорю, просто спрашиваю.
По логике получается, что на этот вопрос ответ - "да". Но если ответ на этот вопрос "да", тогда утверждение Лекса (с которого вообще пошла вся эта ветка спора) -
"у человека есть неотъемлемое качество существовать во времени" -
ложное. Существование во времени
не является неотъемлимым качеством человека.
Цитата:
Цитата:
Однако, по сути вопроса: положим, обоженный человек решает уйти из времени в вечность. Вы действительно с Максимом будете утверждать, что он автоматом теряет при этом человеческую природу?
И теперь, и с самого начала Христос как человек существует по природе во времени, а по тропосу бытия природы - превыше времени и века.
Цитата:
По-моему, это ответ на мой вопрос выше: нет, при уходе обоженного в вечность человеческая природа не меняется, меняется лишь способ ее бытия.
Выражение "человеческая природа изменяется" может иметь разный смысл. Но выше времени человек становится именно по образу/тропосу бытия, а не по природе.
Теряет ли человечность обоженный человек, выходя за пределы времени или нет?
Да/нет?
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Значит, "бумага" как таковая - это не сущность, а род сущностей? То есть, бывают разные бумаги, которые отличаются способом изготовления?
Я делаю другой вывод: само разбиение на бумагу и не-бумагу - условно. Можно сделать такую бумагу, которая мало чем будет отличаться от пластика или ткани. Более того: в некоторых случаях этот продукт с успехом будет использовать как пластик или как ткань.
Может быть, и так.
Значит само по себе понятие "бумага" относится к роду акциденций, то есть, "бумага" - не сущность.
Точно таким же методом "разрушается" любая другая ипостась, как сочетание сущности и акциденций.
В итоге остается 3 основных пути:
а) буддийский/берклианский: мир - это поток качеств/акциденций, группы которых "схватываются" нашим умом/восприятием в согласии с нашими идеями/представлениями; сущности либо нет либо она к этому миру вокруг нас никакого отношения не имеет.
б) платонический: сущностью вещи является ее идея.
в) материалистический/пантеистический: есть таинственная сущность "материя/Бог", которую никто никогда не видел и вот именно эта сущность и проявляется вокруг нас во множестве всяких объектов, с которыми мы взаимодействуем.
Христианство, в целом, до осознания этой проблематики поднималось редко, но вот если судить по учению Максима Исповедника, то в его лице оно выбирает путь "б": все эти ваши тропосы приснобытия и пр.
Цитата:
Может быть, и так. Мне кто-то говорил, что бумага - это просто-напросто древесина (древесные волокна), каким-то образом обработанные. Значит, сущность тут - древесина, а "бумага" - это лишь обозначение образа бытия древесины. Или, иными словами, акциденция.
Но "древесина" тоже не есть нечто целое и неделимое. Можно опционально менять качества и свойства древесных волокон.
В конечном итоге на этом пути все скатится к тому, что есть только одна материальная сущность - собственно, таинственная и непостижимая "материя".
Цитата:
Цитата:
О каком "собственном цвете" вообще может идти речь? Как ты предлагаешь вообще его выяснять?
Да без разницы, лишь бы процедура давая определенные результаты, каждый раз одни и те же. Если это возможно - то почему бы и нет?
Потому что это не будет "собственным цветом". Это будет "цветом, видимом при таких-то условиях". А при других условиях будет видится другой цвет. А при третьих третий и т.д. И какой из них "собственный"? Никакой? Все сразу?
Цитата:
Выше я уже приводил бесспорные примеры неотделимых акциденций.
Например, ты родился в Петербурге - этого от тебя не отделить. Ты жил в XX веке - этого тоже не отделить. Подобного рода вещей можно перечислять тысячи. Если взять достаточно большой их список, то можно добиться того, чтобы всему этому списку одновременно удовлетворяла только твоя ипостась и более никто. Это и будет твоя идиома.
Я уже говорил Лексу: это все работает лишь при принятии на веру концепции ЛВсСБ (Линейное Время с Существующим Будущим). Если вы включаете ЛВсСБ в свой символ веры - наздоровье. Но не надо говорить, что это самоочевидно для всех, а не только для вас. Например, я считаю, что прошлое пластично и может меняться.
Но дело даже не в этом (обсуждаем-то не моих тараканов). А в том, что любое событие вариабельно. Т.е. например моя мать могла рожать не в Баку (там мои дедушка с бабушкой жили), а действительно остаться в Петербурге - и родившимся человеком все равно был бы я, а не кто-то другой. Хотя поменялись бы какие-то качества, безусловно. Но качества в отношении "я" - вообще штука преходящая.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Еще вариант - считать "цвет" отношением, в которое входит не только бумага, но и её наблюдатель. Ведь "отношение" - это тоже род акциденций.
Еще можно считать цвет "претерпеванием" - тоже род акциденций, когда все зависит от внешних условий.
Это можно, только о "настоящем цвете" в обоих случаях придется забыть и глупостей типа
"горбатый нос остается горбатым, даже если его сломали, просто к горбатости прибавляется сломанность" - больше не писать.
Я не очень понимаю, почему.
разве горбоносость не является характерным (генетическим!) признаком таких-то народностей в отличие от, например, греков?
Мы говорим о форме носа или о генах?
Если о форме носа у конкретного человека - то горбатый нос перестает быть горбатым тогда, когда его меняют, делая не-горбатым (сделали операцию, сломали, отвалился из-за сифилиса - неважно). По-моему, это самоочевидно.
Если же мы говорим о генетическом коде, обуславливающим горбатость носа - то и этот код не является чем-то принципиально не меняемым. Пусть даже сейчас генетика и не способна (а может, уже и способна? я не в курсе, надо у Мира спросить) изменить человеку код, отвечающий за горбатость носа, но это явно не какая-то там фантастика, а дело завтрашнего/послезавтрашнего дня.
Цитата:
Цитата:
Если бы люди не умели договариваться и находить какие-то общие принципы - так бы и скакали до сих пор по деревьям.
Ну, так они с скачут до сих пор по деревьям: оглянись вокруг.
Вижу автомобили, дома, компьютеры, стиральную машинку и прочее. Не скачут.
Цитата:
Люди как не умели договариваться, так и не умеют. Все, что они научились - это образовывать большие или маленькие союзы, внутри которых они более или менее согласны между собой, что убедительно, в что нет.
И эти союзы в свою очередь также договариваются друг с другом об общих правилах игры. Это и есть отличие состояния "цивилизации" от состояния "скакания по деревьям".
Цитата:
Цитата:
Конечно, субъективизм, различия в вере, личном опыте и т.д. имеют большое значение, но я не считаю, что эти различия непреодолимы - при условии желания понять оппонента, а не обругать за то, что он с тобой не согласен или за то, что он покусился на твою священную корову.
Ну, так сделай это, докажи на деле, что Беркли не является твой священной коровой и ты допускаешь, что объекты могут существовать реально. Просто чисто гипотетически допусти такую возможность, если ты имеешь желание понять оппонента, а не обругать за то, что он с тобой не согласен или за то, что он покусился на твою священную корову.
Я позицию "вещи существуют реально" прекрасно понимаю, т.к. 2/3 жизни в нее верил и мне она казалось самоочевидной. Я отлично знаю, как должен быть настроен ум, чтобы так думать.
Допустить я могу все что угодно, просто это мнение после Беркли мне не кажется хоть сколько-нибудь убедительным.
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
камень реально существует сам по себе. Он может восприниматься или не восприниматься. В мире может не быть ни одного человека, может не быть идеи камня - а камень может при этом спокойно лежать себе на земле. (Так и было когда-то.)
Да наздоровье, только пусть сторонники этой философии объяснят, откуда они узнали про этот камень, который никто никогда не видел - ни чувственно, ни мыслено.
А мы просто верим в его существование.
В существование чего именно вы верите? Камня? Значит, у вас есть некоторое представление о нем, хотя бы мысленное? Хотя бы как идеи камня? Когда ты говоришь об этом камне, ты воспринимаешь умом его образ, или хотя бы его идею (пусть и самую без-образную, общую)? Или ты просто пишешь шесть букв "к-а-м-е-н-ь", не понимая, что значит это слово?
А если ты все-таки понимаешь, во что веришь - попробуй-ка предпринять попытку №2 рассказать о камне, который никто никогда не видел - ни чувственно, ни мыслено.
Потому что первую попытку успешной признать нельзя.
Я не улавливаю, в чем пафос твоего предложения.
Что было бы, если бы оказалось, что я не справлюсь с таким заданием?
Это разве ощущало бы, что бытие предмета и знание о нем тождественны? Вовсе нет! Даже если не бывает дыма без огня, все-таки дым не есть огонь.
Ты совершенно прав. Можно предположить, что раз мы что-то воспринимаем/ощущаем, должен быть и источник наших ощущений. Но вот вопрос "каков источник?" - это вопрос действительно очень интересный. Например, тот же Беркли считал, что никаких "ноуменальных камней" нет, а все наши ощущения, складывающиеся в итоге в то-что-мы-воспринимаем-как-камень, напрямую посылает нам Бог. Понятное дело, я так не считаю.
Это просто пример, насколько различным может предполагаться то, что служит источником воспринимаемого нами сигнала.
Цитата:
Что было бы, если бы оказалось, что я не справлюсь с таким заданием?
Что утверждение "имеет смысл говорить лишь о воспринимаемом" - вполне здравая и сильная философская позиция.
Цитата:
Ну, а что такие предметы бывают - самый убедительный для тебя пример можно взять из твоей же философии. Кайа не воспринимается, однако же существует.
Существование кайи принципиально невозможно никому доказать. От веры или неверия в ее существование ничего в судьбе человека не зависит. Сама концепция кайи вообще нужна лишь для того, чтобы мировоззрение имело целостный вид. Концепция кайи в каком-то смысле - это "знамя", символ независимости, свободы и силы, присущих личности. Если у какой-то армии на знамени дракон - это не значит, что этому знамени соответствует какой-то реальный дракон (хотя может и соответствовать). Знамя выполняет иную функцию.
Самой кайи (если концепция все же верна) не жарко и не холодно от наличия этой концепции.
Цитата:
Цитата:
Если бы твой Бог существовал, то вне зависимости от того, когда бы он родился, он бы в любом случае остался Сыном Божьим.
Конечно. Однако Он не родился бы ни в какой иной день кроме того, когда Он восхотел изначально, прежде создания мира, прежде появления времени.
Но отсюда никак не вытекает "непреходящее значение всех моментов его жизни".
Цитата:
Цитата:
Кто вообще придумал этот фетиш про непреходящее значение всех моментов жизни Христа? Что это за учение такое? Откуда оно у вас, кто автор?
Это прямое логическое следствие Божественности Его Ипостаси.
а) нет, не обязательное следствие из признания божественности его ипостаси,
б) кто автор конкретно этого "логического следствия"? ты?
Цитата:
В частности, именно отсюда вытекает иконопочитание, и иконопочитание является постоянным свидетельством Церкви об истинности такого понимания.
Иконопочитание сюда приплетать не нужно.
Цитата:
Цитата:
В НЗ пишется, что он испытывал голод и усталость. Если хотел съесть и поел - значит, через какое-то время захотел посетить уборную. Что в этом такого? Это соответствует человеческому естеству.
Так же точно не противоречит естеству и не захотеть в уборную после того как поел. например, человека может стошнить. Или ему могут удалить желудок вместе с принятой пищей. Или же остатки пищи могут деться куда-то еще. В любом случае, нет логической необходимости в испражнении после приёма пищи. Даже в том случае, когда речь идёт об обычном человеке, не говоря уже о Боге.
Если не стошнило, не удалили желудок и т.д. - то логическая необходимость в испражнении есть. Либо придется считать, что Христос ел "для вида", а на самом деле пища, проходя по его пищеводу, чудесным образом исчезала в желудке (видимо, телепортируясь оттуда прямиком на Марс или просто "переставая быть"). Так ты считаешь? По-моему, это насмешка над идеей боговоплощения.
Цитата:
Но и сегодня, как говорит ТИПВ о Причащении:
Цитата:
Тело и Кровь Христа переходят в состав как нашей души, так и нашего тела, не истощаясь, не уничтожаясь, проникая не в нижний проход (да не будет!), но в нашу сущность
Другими словами, если кто-нибудь промаркирует атомы в причастии, а затем проследит, как эти атомы движутся по телу человека и в конечном итоге покидают его разными путями, в т.ч. через испражнения - это будет означать ложность православия?
Цитата:
Цитата:
Утверждая же, что его тело было устроено как-то иначе, не так как у всех людей и не нуждалось в пище, но он ел только "для вида" ты делаешь из него не человека, а какое-то непонятное устройство, лишь имитирующее человеческое поведение, и не более.
Нет, ведь Адам изначально тоже не нуждался в пище.
Все животные отправления (вернее, их необходимость) в нас - это лишь следствие грехопадения, а вовсе не изначальное свойство естества.
Цитата из книги
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу… (Бытие 1:29)
|
Понятие "пищи" подразумевает, что это то, что мы едим для восстановления сил.
Или ты считаешь, что этот перевод неправильный и надо переводить
"вам сие будет для наслаждения"?
Цитата:
Однако же если ты по-прежнему будешь считать допустимым хамский тон при обсуждении личности Христа, Богородицы или кого-либо великих святых, я уйду отсюда - но не потому, будто бы мне нечего ответить по сути, а лишь потому, что не хочу, чтобы на меня пала хотя бы капля той лавины гнева, которая неизбежно падет на всех, участвующих в таком деле.
Извини, я не вижу ничего хамского в том, что говорил выше. Насмешка моя касается лишь некоторых твоих взглядов, а не личностей перечисленных тобой персон (вне зависимости от того, считать их реальными или вымышленными).