Маша писал(а):
С т.з. христиан православного толка от свободной воли человека зависят его намерения, а получится ли ему их осуществить зависит от Бога. Как эту проблему решают мусульмане - не знаю. Жаль, на форуме их нет.
Многое зависит от конкретной богословской школы, к которой принадлежит мусульманин. Однако полностью в свободе воле ни в одной из школ человеку не отказывают. Вообще, у меня сложилось впечатление, что "несвобода" человека в ислами произрастает не из своеволия Бога, который (не)делает всё что ему угодно, а из его всеведения и всезнания. Скорее нужно говорить не о свободе воли как таковой, а об предопределённости. Если угодно, концепция свободы воли и предопределённости в исламе весьма близка к языческой концепции судьбы, известной нам из греческой или скандинавской мифологии
Достаточно интерес в этом контексте один из хадисов:
Передают со слов Абу Са‘ида Са‘да бин Малика бин Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал:
«Был среди живших до вас один человек, который погубил девяносто девять душ, а потом стал спрашивать (людей), кто из живущих на земле является самым знающим, и ему указали на одного монаха (из числа сынов Исраиля). И он явился к нему, сказал, что убил девяносто девять человек, и (спросил,) принесёт ли ему (пользу) покаяние? Тот сказал: „Нет“, — и тогда он убил (этого монаха), доведя (количество погубленных им душ) до сотни. Потом он снова стал спрашивать (людей) о том, кто из живущих на земле является самым знающим, и ему указали на одного знающего человека. (Встретившись с ним,) он сказал, что убил сто человек, и (спросил,) принесёт ли ему покаяние (пользу)? Тот сказал: „Да! Кто же мешает кающемуся принести покаяние? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему, поклоняйся Аллаху вместе с ними и не возвращайся на свою землю, ибо на этой земле (творится) зло!“ И он отправился (туда), но на середине пути его настигла смерть, и из-за него начали спорить между собой ангелы милости и ангелы мук. Ангелы милости сказали: „Он шёл с покаянием, обратившись сердцем своим к Аллаху Всевышнему!“ Что же касается ангелов мук, то они сказали: „Поистине, он никогда не совершал ничего благого!“ И тогда к ним явился ангел в образе человека, которого они избрали судьёй в своём споре. Он сказал: „Измерьте расстояние до двух этих земель, и к какой из них он окажется ближе, той и будет принадлежать. Измерив, они обнаружили, что он ближе к той земле, к которой стремился, и его забрали с собой ангелы милости“». Этот хадис передали аль-Бухари 3470 и Муслим 2766.
В другой версии этого хадиса, приводимой в «Сахихе» (, сообщается, что Пророк ﷺ сказал):
«И (поскольку) он оказался на пядь ближе к тому селению (, где жили) праведные, то был причислен к жившим там».
В другой версии этого хадиса, приводимой в «Сахихе» (, сообщается, что Пророк ﷺ сказал):
«И Аллах Всевышний внушил (одной части части земли) отдалиться, а другой — приблизиться, после чего сказал: „Измерьте (расстояние) до них“. И они обнаружили, что он на пядь ближе к этой, и (тогда его прегрешения) были ему прощены».
В другой версии этого хадиса, приводимой в «Сахихе» (, сообщается, что Пророк ﷺ сказал):
«… и сердцем своим он стремился к ней».