Lex писал(а):
Ну да, наравне с научной моделью, я именно это и имел в виду.
Наравне с утверждением, о том, что бога нет.
Не стоит смешивать догматы и мировоззренческие концепции, равенство одного, не означает равенства другого.
Научная модель вообще не должна рассматривать концепцию бога/божеств.
Ни с позиции утверждения, ни с позиции отрицания.
Верной антиномией, здесь было бы противопоставление теизма, и сильного атеизма. И даже при таком противопоставлении, нельзя сказать что эти утверждения равноправны. Лишь в равной степени недоказуемы.
Lex писал(а):
Верно. Я лишь утверждаю что для верующего именно его личная убежденность в том, что наиболее вероятная картина мира включает в себя наличие Бога и является основой веры.
Можно редуцировать до: для верующего, его вера является основанием веры.
Lex писал(а):
Даже более того, его личный опыт убеждает его в этом, причем не просто однократный, но регулярно повторяющийся.
Как я уже сказал выше, не вижу никакого основания, для того чтобы полагать, что личный мистический опыт является более важным в принятии религиозного воззрения, нежели любой другой фактор.
Даже более того, не вижу основания утверждать, что хоть сколь нибудь значимый процент верующих его вообще переживал. На сколько я знаю, православный мистицизм, представляет собой малый процент, от православия вообще.
Например, опыт религиозных сект(представленных значительно шире мистиков) говорит скорее о том, что люди в основном полагаются на чужой мистический опыт, или просто на утверждения о таковом.
А сам христианский катехизис, как Вы правильно заметили, не содержит каких либо утверждений, о том, что таковой опыт можно получить по воле человека.
Раз уж Вы настаиваете на аргументации от личного опыта, то тогда поднимем вопрос интерпретации.
Вы выражаете сомнения, касательно непротиворечивости опыта в приложении к аксиомам, где опыт складывается из вашего личного + опыта любого другого человека в рамках одной и той же схемы воспроизведения
Но полагаете, при этом, что личное повторяемое мистическое переживание, содержит достаточное основание, для однозначных выводов о реальности.
Вам не кажется, что это система двойных стандартов?
Lex писал(а):
Мне кажется - дело в том, что как раз человек НЕ способен описать большинство своих переживаний. Язык в своей основе предназначен для обеспечения взаимодействия с другими людьми. Чтобы описать мистические переживания просто не хватает терминов.
Может быть можно разработать некий универсальный язык, может нет, но сейчас по факту такого языка либо нет, либо большинству он не известен.
Кроме того на это накладывается тот факт, что разные ощущения вызывают в разных людях разные ассоциативные ряды. Поэтому попытка объяснить переживание по ассоциации приводит путанице.
Проблема, как мне видится, не в терминологии, а в систематизации критериев описания. Но тем не менее, проблемы не означают невозможность.
Основная идея такова: любое ощущение или состояние, это реакция нервной системы. Если таковой реакции нет, значит субъекту просто нечем уловить тот тип сигнала, который он пытается воспринять.
Если таковая реакция есть, сколь бы сложной она не была, ее можно описать, притом как с позиции внешних признаков, так и с позиции субъективных ассоциаций.
У всех ощущений/состояний существует ряд общих признаков, согласно которым мы можем утверждать, что испытываем именно то или иное ощущение/состояние, а не какое-либо другое.
Если утверждается, что мистическое переживание содержит какой бы то ни было, понятный субъекту смысл, то должен существовать некоторый ряд признаков, который позволяет соотнести данное переживание, с данной смысловой нагрузкой.
Если два и более субъекта выделяют у ощущений различные,принципиально не согласующиеся признаки, то нет оснований полагать, что эти признаки указывают на одинаковое, или хотя бы подобные переживания.
Проблема в том что до сих пор нет четкой системы классификации таковых признаков.
Но это не значит, что их невозможно описать. Я попробую выделить некоторые внешние признаки, относительно ситуаций, в которых переживания возникают.
Элементарные ощущения относительно простых раздражителей, например боль, и производные состояния, - в данном примере страдание, описывать особого смысла не вижу, поскольку все довольно просто.
По этому сразу к сложным эмоциональным состояниям.
Например.
Любовь - чувство сильной привязанности, результирующая от полового влечения, стремления естественного отбора по поиску лучшего партнера(емкий термин, позволяющий не раскладывать, на стремление к самореализации, стремление к продолжению рода, и т.п. По этому буду использовать его, вне зависимости от отношения к теории эволюции), и социальной надстройки выживания в группе, в долгосрочной перспективе(Забота о потомстве(долгосрочная), эффективное разделение труда, и т.п).
Обусловленное представлением об уникальности объекта эмоции (которое, в свою очередь, результат полового отбора); отсюда представление об эмоциональном тождестве или эмоциональной совместимости, и\или представление о физиологической совместимости и\или уникальности; отсюда желание долгосрочного обладания, преобладающее над первичным стремлением реализации либидо.
Я не претендую на то, что описание исчерпывающие, но перечислено достаточное количество признаков, чтобы отделить например от страсти, в рамках схожего способа интерпретации.
Или например субъективно ассоциативные признаки.
Любовь это когда ты дорожишь другим человеком сильнее, чем собственной жизнью.
Еще пример
Раскаяние это сочетание горя и вины/стыда, относительно уже произошедших событий.
Горе- крайняя степень неудовольствия, как правило обусловленная несоответствием желаний/прогнозов и текущих результатов.
Стыд- отрицательная оценка своих действий, относительно результата.
Вина- отрицательная оценка своих действий с позиции морали.
Lex писал(а):
Стоп, для начала при чем тут лингвистика? Язы программирования я привел здесь в качестве сисемы описания некоей реальности.
Хорошо, давайте разберем аналогию. Приведите пожалуйста пример отличий между "языком религии" и "языком материализма", и каким образом это отличие, в Вашем понимании согласуется с разницей между языками программирования.