Soloĥin Maksim писал(а):
Рассмотрим вот такой тезис: для объединения людей нужен внешний враг.
Потому у меня уже давно появилась такая религиозная идея.
Людей не может объединить вера а Бога, так как все веруют по-разному и примирить разные веры, не искажая их, невозможно.
Зато людей может объединить вера в дьявола и необходимость борьбы с ним. При этом представления о дьяволе могут быть самые разные - главное, чтобы он считался врагом всех людей. Вариант для атеиста: инопланетяне, которые пытаются тайно контролировать развитие человечества.
Есть у меня такая сумасшедшая идея.
Однако, единства человечества в "борьбе" мы не наблюдаем, да и образ врага, все же, слишком разный у разных религий.
Цитата:
Я не выступаю за слияние существующих религий, что невозможно без деформации каждой из них.
Я предлагаю объединиться БЕЗ слияния.
Общей почвой для такого объединения может служить НЕ вера в Бога (которая у каждой конфессии своя), а вера в наличие противостоящей человечеству разумной, но злонамеренной силы, которая и производит в человечестве вражду и взаимную ненависть людей друг ко другу.
И как ты себе представляешь формат такого "объединения без слияния"? Чем конкретно они будут заниматься вместе?
Так, читаю дальше...
Психотехника, которую ты предлагаешь ("если я или другой человек сделал зло, то источником зла считать не меня или другого человека, а нечеловеческую сущность, которая меня к этому подтолкнула") имеет существенный недостаток: она приведет к слишком легкому самооправданию человека. Он не будет тяготиться совершенным злом ("это же не я, меня подтолкнули, искусили..."), будет каждый раз перекладывать большую часть своей ответственности на какие-то чужие плечи. Может быть, такой товарищ и станет "здоровее" в смысле американского идеала потребителя, у которого "все окей", и психика безукоризнено здорова, но моей загадочной и сумрачной русской душе претит этот идеал.
Ты, конечно, можешь, сказать, что я все не так понял, что никакого переложения ответственности нет и т.д. Но ты будешь говорить с позиции теории (в теории переложения, может быть, и нет), а я тебе - с позиции практики. Во что это реально, на деле выльется, с учетом человеческих особенностей.
Например, другая ваша практика - отпущение грехов - в теории, конечно, не предполагает, что вы легко должны делать гадости и легко просить прощения. Однако на практике это есть. Христианин частенько считает, что если он попросил прощения, то все, с него взятки гладки - просит он прощения так же легко и бездумно, как другой говорит "Здрасте" или "Пока!". Не все вы такие, но у вас это часто встречается, и связь с вашей практикой вот этого духовного увечья самоочевидна.
Также и с представлением о враге как о внешнем - если по-настоящему упираться в это и в каждом своем злом поступке искать внешнюю волю - то негативных последствий у такой практики будет больше, чем позитивных.
И это не говоря уж о том, что она явно не соответствует настоящему положению дел: неправда, что человек не может желать другому зла. Может. Есть люди, которых я не уничтожаю только потому, что не могу или потому что цена их уничтожения будет слишком велика. И та часть меня, которая желает им зла - это тоже я, а не кто-то другой. Я сознаю и принимаю эту часть именно как часть себя, а не как иное.
Максим, почитай Урсулу Ле Гуин "Волшебник Земноморья" (1ю книгу из цикла) и подумай.
Цитата:
Я вижу единственный выход человеческой склонности воевать или враждовать: канализировать эту склонность в такое русло: объединяться людям против нелюдей.Причем здесь - подчеркиваю! - слово "нелюдь" понимается не в переносном смысле, а в прямом. То есть, буквально: существо, не имеющее человеческого тела
Я на стороне "нелюдей". Когда, наконец, терпение богов лопнет и они двинут льды на юг, поднимут моря и зальют города лавой - то хотя все это мне будет также неприятно, как и всем остальным людям, я скажу, что это будет справедливо. Потому что человечество в своем нынешнем виде представляет большую раковую опухоль на теле планеты.