Soloĥin Maksim Цитата:
На это раз ты формулируешь вопрос корректно, говоря о разных смыслах слова "реальность", а не о "различии между реальностью и действительностью".
Вопрос был изначально задан вполне корректно:
Цитата:
Максим: К действительности (отнологии) имеет самое прямое отношение, так как возможность реальна даже в том случае, когда она не реализуется в действительности.
Морган: Расскажи мне о том, в чем ты видишь разницу между действительностью и реальностью ("реальностью" в контексте твоего выражения "возможность реальна").
Как мы видим, в этой ветке действительность изначально определена как реализованное. Далее я интересуюсь, в чем же разница между "реальностью возможности" (в контексте выражения "возможность реальна") и "действительностью"?
Вопрос был абсолютно корректен.
Цитата:
Ты же начинаешь прыгать и хлопать в ладоши от радости, крича, что якобы поймал меня на логической ошибке.
На самом деле никакой ошибки не было. Какой вопрос - такой и ответ.
Учись яснее формулировать свои мысли, и будешь получать ответы на вопросы сразу, а не с недельной задержкой. А пока - увы, придется ждать, когда вопрос достаточно созреет для того, чтобы ты мог его адекватно выразить.
Зачем столько слов, Максим, и в итоге вот это пафосное завершение?
Выражайся лаконичнее:
Принципиально невозможно поймать меня, Максима Солохина, ни на каких логических ошибках.Цитата:
Повторяю еще раз. Слова "реальность" и "действительность" обозначают одно и то же.
И то, и другое слово имеет целый спектр значений, однако эти спектры совпадают.
Если у них есть спектры значений, значит конкретное значение будет определяться контекстом. В случае моего вопроса контекст терминов "действительность" и "реальность возможности" был вполне определен. Я спрашивал не о вообще "действительности" и вообще "реальности", а конкретно о реальности и действительности во вполне определенном контексте.
Цитата:
Сам слово "действительность", повторяю, омонимично. В частности, оно включает в себя и реальные возможности, которые тоже действительны, "имеют место" в реальности.
Будь добр что-нибудь сделать с этой онимоничностью и как-нибудь провести различие между реализованным, могущим быть реализованным, и не могущим быть реализованным. В противном случае и дальше придется слушать твое вдохновенное щебетание ни о чем без какого-либо прогресса.
Цитата:
Вопрос о том, что в действительности является акциденцией, а что сущностью, часто бывает спорным. (Фашисты считали, что "еврей" - сущность, а я полагаю, что акциденция.) Порой он настолько запутан, что возможны разные мнения, и оба мнения выглядят вполне правдоподобно. (С точки зрения теории эволюции разные биологические виды - это акциденции, а с точки зрения креациониста - сущности.)
Однако в любом случае акциденция и сущность существуют (=реальны) в разном смысле.
Как они могут быть реальны в разном смысле, если даже нет возможности отличить одно от другого?
Можно говорить только о различении понятий. Но возможно, что эти понятия абсолютно нереальны и нет того, чему они соответствовали бы в действительности.
Дай, пожалуйста, определение сущности и акциденции.
Нет, в Гугле меня не забанили. Я хочу услышать их от тебя, чтобы впоследствии не было криков "это неправильная энциклопедия, она все переврала!". И не надо огромных цитат, нужно простое четкое определение понятий. Можешь попробовать определить их через то, в чем они различны (т.е. через друг друга).
А, стоп. Читаю дальше и вижу, что ты Дамаскина приводишь.
Цитата из книги
Глава IV. О сущем, субстанции и акциденции.
Сущее (to on) есть общее имя для всего существующего. Сущее разделяется на субстанцию и акциденцию. Субстанция (ousia) есть нечто самое важное, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом. Акциденция (sumbebhkos) же есть то, что не может существовать в самом себе, а созерцается в субстанции.
|
Это уже где-то обсуждалось - то ли на курайнике, то ли на старом форуме...
Данное определение субстанции/сущности нехорошо, т.к. разве что-то, помимо Бога, в вашей концепции мира имеет существование в себе самом?
Цитата из книги
Субстанция есть подлежащее (upokeimenon), как бы материя вещей. Акциденция же есть то, что созерцается в субстанции как подлежащем, например: медь и воск — субстанции, а фигура, форма, цвет — акциденции, и тело — субстанция, а его цвет — акциденция. Не тело находится в цвете, а цвет — в теле, и не душа — в знании, но знание — в душе, и не медь и воск — в фигуре, но фигура — в воске и меди.
|
Здесь де-факто субстанция/сущность сведена к материалу... может, во время Дамаскина это и было нормальным ходом мысли, но с учетом современных знаний и в частности того, что теоретически можно разобрать ту же медь на атомы и собрать заново уже не медь, а какой-то совершенно иной материал - понятие Дамаскина о субстанции, мягко говоря, не вполне адекватно.
Само различение субстанции в воске как материала и формы как акциденции связано с тем, что изменить форму воска проще, чем изменить материал. Но ведь и материал можно поменять.
Поэтому было бы здорово, если бы ты все-таки дал какое-то более адекватное определение субстанции/сущности.
Цитата:
Потому прекрати бессмысленные препирательства и просто прими как аксиому, что волна и вода, человек и ум, ум и мысль - "реальны" в разном смысле.
Я начинаю подозревать, что ты путаешь реальность и природу.
Цитата:
Здесь "субстанция" означает то же, что в русском Богословии "сущность".
усия = substantio = сущность.
В эту цепочку надо еще добавить в твоем личном случае "реальность".
Цитата:
В рамках моей концепции эти аспекты "реальности" надо различать.
А в рамках твоей концепции кирпич и кусок кирпича обладают разной реальностью или одинаковой?
А кирпич и яблоко?
И что значит "реальны в разном смысле"? Должно быть что-то общее, иначе нельзя было называть все это "реальным".
Если же общего нет - давай определения каждого из смыслов. Перечисленные смыслы - это все, или еще какие-нибудь есть?
Цитата:
Цитата:
Вот с этим можно согласится.
Скажи пожалуйста, что мешает поделить существование на 3 основные категории:
1. Сверхреальное, соответствующее бытию Бога.
2. Реальное, соответствующее бытию твари.
3. Нереальное, соответствующее отсутствию какого бы то ни было бытия, кроме бытия как представления?
Если что-то имеет бытие вне представления и оно при этом - не Бог, относим ко 2й категории.
Можно и так. Более того, так и делают, однако при этом надо сознавать, что категория (2) оказывается омонимичной.
Никакой онимонии не вижу, если только не слеплять в кучу понятия, ставя знак равенства между сущностью/природой и реальностью.
Цитата:
Я не вижу смысла выделять в "реальности=действительности" именно это различие в то время как существует и масса других.
Да? Ты не видишь смысла в том, чтобы определять, в каком смысле реальность возможности отличается от реальности реализованной действительности? Хочешь вести диалог в духе, когда каждый вкладывает в эти понятия то, что он сам считает нужным, в результате чего один говорит про Ивана, а другой про болвана? Так ты хочешь?
Цитата:
Моя версия: действительное событие - это лишь одна из возможностей. Оно могло и не произойти.
Различие между действительностью (=реализованной возможностью) и (нереализованной) возможностью лишь в том, что одна из этих возможностей реализована, а другая - нет.
Во-первых, мне кажется, ты путаешь понятия "возможного" и "возможного мира". Это все равно что смешивать "красное" как понятие цвета и понятие о "красном воздушном шарике".
Во-вторых, ты все-таки выдаешь кое-какое определение различия - реализованность. Хорошо. А что это такое - реализованность? В моем понимании реализовано то, что имеет бытие в реальности, т.е., попросту, существует. Но у тебя и нереализованные возможности имеют бытие в реальности и в этом смысле тоже существуют. Значит, тебе надо дать определение реализованности.
Цитата:
Как мне кажется, суть проблемы в том, что у тебя понятие "возможность" четко привязано ко времени (настоящему и будущему, но никак не к прошлому).
То есть, нереализованную возможность ты приравниваешь к невозможности.
Вот и все.
Я же не смешиваю эти понятия, а различаю их.
Ну а чем в условиях линейного времени с существующим будущим нереализованная возможность будет отличаться от невозможности? Ничем. Они идентичны по всем признакам. Нет условий, при которых нереализованная возможность могла бы реализоваться, т.к. "место", где она могла бы реализоваться, "занято" реализовавшейся возможностью.
Если же говорить "а давайте мы поменяем вводные условия и все будет нормально" и далее предлагается представить, как на месте реализованной возможности оказывается нереализованная. Но тогда ту же операцию можно проделать и с "невозможным": давайте зададим условия, в рамках которых, например, Дьявол сильнее Бога. И все - победа Дьявола уже не "невозможна", она вполне возможна и даже более вероятна, чем поражение.
Если для того, чтобы признать нечто "возможным" можно не только добавлять условия, но и удалять существующие, то понятие "невозможного" вообще становится бессмысленным.
Все возможно, а раз так, то ты несешь личную ответственность за то, что не спас зеленого чешуйчатого котенка, умиравшего вчера на одной из планет Антареса. Ведь ты МОГ слетать туда и спасти его, но не слетал и не спас. Значит, гореть тебе в аду...
Цитата:
Максим: В любом случае, важно одно: что нереализованная возможность все-таки реальна.
Морган: Подъезжает мерседес к парковке. Все парковочные места заняты. Каким образом мерседес может припарковаться на этой парковке, если парковаться допустимо только на парковочных местах?
Максим: Мерседес мог бы припарковаться, если бы хотя бы одно место оставалось свободным.
Не сходится. "Парковочное место свободно" = момент времени неопределен. А у тебя все моменты определены. Значит, это условие невыполнимо.
Цитата:
Цитата:
"Парковочное место занято" = момент времени определен.
"Парковочное место пусто" = момент времени неопределен.
Т.к. у тебя все моменты времени онтологически равнозначны, то они все либо определены, либо неопределены. Если все неопределены - Бог ничего не знает о тварном бытии. Если все определены - Бог все знает, и никаких "возможностей" нет.
Бог все знает, однако возможности есть.
Нету. В твоей концепции есть какие-то параллельные "возможные миры", призрачные и нематериальные. Но никаких возможностей для нас и нашего мира нет. Потому что принципиально нет никакой неопределенности.
Цитата:
Возможность не несовместима с определенностью. Вполне совместима.
Не "возможность", а "возможный мир". Да, параллельный "возможный мир" вполне с определенностью совместим. Но не сама возможность.
Цитата:
Возможность несовместима лишь с невозможностью.
Для того, чтобы твои "возможные миры" были возможностями для нас, должна быть неопределенность, по какому пути пойдет наш мир - по тому или по другому. Но у тебя нет неопределенности, неопределенность НЕВОЗМОЖНА в твоей системе. Соответственно, одно из базовых условий, делающее возможное возможным - принципиально не может быть осуществлено. Возможно ли рождение, если невозможна беременность? Ответ очевиден.
Цитата:
Вот задачка по теории вероятностей (красивая задачка, кстати!).
За одной из трех дверей находится приз. Где именно - тебе неведомо. Тебе разрешается выбрать одну дверь .
После этого ведущий открывает одну из двух оставшихся дверей - приза там нет.
И вот, теперь перед тобою две двери. Ты можешь либо вторично указать на ту же дверь, что и в первый раз, либо же попытать счастья за другой дверью.
Этот выбор - последний и окончательный.
Задача: рассчитать вероятность того, что приз таки окажется за дверью, которую ты избрал на первом шаге - и вероятность того, что он - за нетронутой дверью.
Это обычная задача. Необычная по красоте решения, но вполне обычная по условиям.
Заметь. Приз никуда не перемещается. Он за одной из двух дверей, только ты не знаешь, за какой именно. Вероятность того, что приз окажется не там, куда его поставили изначально, равна нулю (по причине невозможности этого события).
Ну, я дам наверное самый тупой ответ - 1/2.
Цитата:
По твоей логике, ответа в задаче может быть только два: либо 1 и 0, либо наоборот - 0 и 1.
Ведь приз разместили УЖЕ, В ПРОШЛОМ.
Надо правильно условия формулировать.
Вероятность нахождения приза на своем месте = 1.
А вот вероятность угадать его местоположение = 1/2.
Цитата:
Цитата:
А завтра, когда появятся новые данные, результат рассчета будет уже другим.
И завтра, и послезавтра расчеты будут делать для момента преступления.
Означает ли это, что ответ есть 1/3 для любой из дверей?
Но ведь за открытой дверью приза наверняка нет. Означает ли это, что ответ 1/2?
Ведь на момент, когда приз помещали в одну из комнат, не было никакой причины, чтобы одну комнату предпочесть другой, не так ли?
В случае с поиском преступника как раз будут учитываться причины, которые могли бы заставить одну комнату предпочесть другой.
Примеры с призом и преступником несхожи. В случае с призом предполагается, что все условия одинаковы (двери одинаковы, предпочтений у ведущих нет и т.д.). В случае же с преступником полицейские будут как раз исходить из того, что условия неодинаковы. Например, как если бы одна из дверей была меньше приза и тогда вероятность того, что приз находится за ней была бы меньше (хотя и не нулевой, т.к. приз, теоретически, могли и по частям протащить). Или если бы мы знали, что последние передачи (но не все передачи) ведущие ставили приз за дверью справа - вероятность того, что они опять поставят справа, была бы ниже. Хотя если мы знаем, что ведущие замечены в участии в социально-психологических экспериментах, то вероятность того, что они решили ставить приз строго за одной и то же дверью, повышается и так далее. Но в любом случае она в ходе полицейского расследования рассчитывается для момента преступления, а не для текущего.
В случае же обычного розыгрыша рассчитывается только наша вероятность угадать и от всех данных, способных намекнуть нам на то, где приз, нас избавляют (во всяком случае, наличие таких данных будет формой жульничества).
Цитата:
Неверно. Ведь вероятность события характеризует не объективную возможность события, а всего лишь меру нашей оценки шансов этого события. Вероятность (то есть, наша оценка) меняется со временем, с поступлением новых данных (например, когда одна дверь открыта и вот, за ней ничего нет)
Потому ДО того, как событие совершится или мы узнаем какие-либо данные, его вероятность - иная, чем ПОСЛЕ того, как это произойдет.
То есть, существование возможностей, независимых от наших представлений о них, ты признаешь, а существование вероятностей, независимых от наших представлений о них, ты признавать не хочешь. Интересно, почему это?
Тогда и возможное можно определить как то, что мы считаем возможным и более ничего. Возрази. Или это у тебя аксиома (возможное и внутри и вне представлений, а вероятное только внутри представлений)?
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Вероятность - это всего лишь НАША человеческая оценка шансов какого-либо события. Более ничего.
Ну тогда и "возможность - это всего лишь НАША человеческая оценка логической допустимости того, что некое событие может произойти и более ничего".
Нет, в моей системе понятий возможность/невозможность/действительность события - это логические понятия, не зависящие от времени.
А при чем тут зависимость от времени? Ты определяешь зависимость вероятности от нашего ума. Ну вот и я определяю возможность как зависимое от нашего ума. Нельзя? Почему?
Цитата:
Цитата:
тебя логические модальности "возможность/действительность/необходимость" неразрывно связаны со временем.
В моей картине - нет, не связаны.
В моей - тоже. Какое удачное совпадение.
Так давай постулируем, что такой связи нет?!
Соответственно, возможность не перестает быть возможностью, когда она уходит в прошлое.
По рукам?
Нет. Возможность - омоним. Одно из значений этого слова я связываю со временем. Модальность "возможность/действительность/необходимость" - нет.
Но поскольку мы обсуждаем твою картину, достаточно и того, что ты постулируешь отсутствие связи. Осталось только понять, считаешь ли ты "возможность" омонимом или же для тебя все значения этого слова сводятся к его значению в упомянутой модальности и какое значение имеет понятие "действительности" в этой модальности с твоей т.з.
Цитата:
Цитата:
Надо выяснить, логична она тут у тебя или нет.
Чем "нереализованные возможности" по твоему мнению отличаются от "пустого места"?
"Нереализованные" в том же смысле, что и "упущенные".
Если рассуждать о реальности, в которой есть время, то все очень просто: нереализованная возможность отличается от невозможности (=пустого места) тем, что в некоторый момент прошлого она могла бы реализоваться.
Когда ты говоришь "могла бы реализоваться", ты ведь имеешь в виду ситуацию при которой формирование условий для реализации означает не только добавление новых условий к существующим, но и изъятие мешающих нам существующих условий, не так ли?
Если ответ "да", то это возвращает нас к вопросу, что же такое "невозможное"? Выходит так, что "невозможного" (в т.ч. логически невозможного) в твоей картине нет, соответственно, говорить об отличиях нереализованного от невозможного нельзя за отсутствием в твоей картине понятия "невозможного". У тебя все возможно, даже и победа Дьявола над Богом.
Цитата:
Цитата:
С нашим миром твои "варианты" или "возможности" никак не связаны, как бы они не были на него похожи.
Напротив, все нормальные люди признают их наличие.
Правильно, потому что у нормальных людей иные представления о времени и реальности, чем у тебя.
Цитата:
Например, человека судят за то, что он украл. При этом все уверены, что он мог и не украсть. Если бы он не мог не украсть, то за что судить?
Если мои возможности нереальны, то надо признать, что любой суд в принципе несправедлив и не может быть справедлив.
Да, исходя из твоей концепции придется именно так и сделать.
Цитата:
Таким образом, ты сейчас не меня, а весь мир обвинил в неадекватности. Но не проще ли предположить, что ты один неадекватен?
"Весь мир" по другим понятиям живет. Неадекватная картина получается если только быть последовательным при твоих аксиомах. Но основной йумор в том, что ты сам непоследователен. По факту ты признаешь смену состояния временного мгновения с неопределенного на определенное, а на словах отрицаешь.
Цитата:
Цитата:
И второй вопрос - как, в рамках твоих понятий, называется то, что имеет причину не происходить? (например - объективная победа Дьявола над Богом)
Невоможность. Или, иными словами, необходимость НЕ.
Я уже рисовал основные формулы модальной логики:
не возможно = необходимо не
не необходимо = возможно не
Замечательно. Ну тогда у тебя "нереализованная возможность" = невозможности. Т.к. есть причина, препятствующая тому, чтобы "нереализованная возможность" произошла.
Цитата:
Морган: Стоп-стоп-стоп. С какого момента спора тебе разонравилось "линейное время"? Ты же в начале ровным счетом ничего против не имел. Что случилось?
Максим: С того момента, как ты сказал, что в РСдРП(б) Адам не мог не согрешить.
Морган: Это был вывод, а не аксиома.
И пиши, пожалуйста, правильно - ЛВсСБ.
Максим: Из моей системы аксиом вывести такой вывод невозможно.
А если возможно, что тогда?
Цитата:
Цитата:
Говоря, что ты не согласен с отсутствием параллельных цепочек, ты, вероятно, имел в виду, что не согласен с отсутствием ветвистости времени, вот только постулируешь разный онтологический статус у "осуществившейся" веточки и прочих, нереализованных ветвей. Такова твоя мысль?
Нереализованные возможности так и остаются лишь возможностями. У них иной онтологический статус, чем у действительности (=осуществленной возможности)
Т.е. ты сейчас, только что, признал, что онтологический статус моментов времени
меняется?
Если же нет, то бессмысленно говорить "нереализованные возможности
остаются лишь возможностями". Ведь само понятие того, что что-то было одним, а потом осталось тем же или не осталось тем же предполагает какое-то изменение, не так ли?
Цитата:
Цитата:
А в нереализованных ветках "живут" существа?
Могли бы жить.
Не "могли бы", а живут или нет?
Цитата:
Цитата:
В твоей системе нет того, кто свободен? Ок, мне больше ничего и не надо доказывать.
Опять голословный вывод.
Будь любезен изложить логику такого вывода.
3й элемент системы - это тот, кто свободен. Тот, кто совершает выбор. Но ты отказался говорить о том, как совместима с твоей концепцией времени "душа" или "я".
Цитата:
Цитата:
Так что не надо требовать от меня формулировок аксиом. Ты сам выдвигай свои аксиомы. Но поскольку понятно, что ты сразу все изложить не можешь, я тебе помогаю, предлагая те или иные выводы. Мои выводы тебе не нравятся, они в рамках твоей концепции ошибочны и т.д. - но они указывают на ту зону, где мы очень, очень ждем формулировки твоих аксиом.
Твои "выводы" просто голословны. Они не вытекают из моих предпосылок.
Потому они ни на что не указывают, кроме как на некие таинственные процессы в твоей голове.
Перечитай то, что ты цитировал, когда отвечал. И подумай.
Цитата:
Цитата:
Ну, по моему мнению, свобода без субьекта превращается в какую-то ерунду.
Снова голословное заявление.
Абсолютно голословное, я это специально подчеркнул - "по моему мнению".
Ты согласен? Скажи об этом.
Не согласен? Обозначь свою позицию.
Цитата:
Ну, хорошо.
Да, логической непротиворечивости в описании ситуации еще недостаточно, чтобы я признал это "возможностью".
Цитата:
А что еще нужно?
Если речь идет о времени - нужно, чтобы нашелся такой момент времени, когда данная возможность могла бы и осуществиться.
Замечательно. Возвращаемся к примеру с Васей:
Цитата:
1) в моменте А Вася идет к развилке,
2) в моменте Б Вася стоит у развилке и думает, куда ему идти - налево в пивную или направо домой к жене,
3) в моменте В Вася идет налево.
Найди тут момент, когда возможность "Вася идет направо к жене" могла бы осуществиться.
В момент В она не могла бы осуществиться, т.к. этот момент занят событием "Вася идет налево в пивную".
Вот если бы момент В был бы не "Вася идет налево", а находился бы в состоянии "момент неопределен", то из этой неопределенности могла бы возникнуть любая определенность, в т.ч. "Вася идет направо к жене". Но в твоей системе нет и никогда не было никаких неопределенных моментов, в том-то и беда.
Цитата:
Цитата:
В твоей картине мы дали определение "возможного" отвязав его от времени с помощью "было бы".
Если мы отвязали определение от времени, то прошлые (уже) нереализованные возможности мы должны признавать столь же реальными, как и будущие (ещё) нереализованные возможности.
Согласен?
См.выше. Это зависит от того, можно ли, определяя условия, только добавлять для "было бы" новые условия, или же можно удалять существующие.
Цитата:
Если состояние моментов не меняется со временем, значит, то, что было когда-то возможным, мы признаем возможностью и после того, как эта возможность не осуществилась - не так ли?
Если онтологическое состояние моментов не меняется, как можно говорить о том, что когда-то реализованное было нереализованной возможностью?
Реализованное
всегда было реализованным.
Цитата:
Едва ли есть нужда как-то специально расписывать мою концепцию. Она вполне совпадает с той, которой пользуются не только христиане, но все люди на земле, кроме тех, кто чересчур увлекается философией.
Я утверждаю, что не совпадает. Черезчур увлекся философией как раз ты, начав постулировать равный онтологический статус всех моментов времени. Большинство людей на земле свою концепцию времени не проговаривает, но по умолчанию пользуется такой концепцией, где настоящий момент качественно отличается от прошлого момента или будущего.
Цитата:
Я пользуюсь обычной модальной логикой.
Нет. Например, ты отрицаешь понятие "случайности", говоря, что в рамках твоей философии оно не имеет смысла. Ну так вот и "возможность" у тебя тоже, в общем-то, не имеет смысла.
Цитата:
Все моменты времени имеют одинаковый онтологический статус.
Возможным я называю то, что могло бы осуществиться.
Невозможным - то, что не могло бы осуществиться ни в одном из вариантов.
Необходимым я называю то, что не могло не осуществиться.
Не необходимым - то, что могло бы и не осуществиться.
Действительным/реальным - то, что осуществилось.
Чего еще не хватает?
Названия. Придумай уж какое-нибудь. Поверь, далеко не все считают, что все моменты времени имеют равный онтологический статус.
Также же ты где-то писал, что нереализованные возможности не являются частью времени. Верно?
Являются ли они частью вечности?
Теперь смотри: нереализованная возможность реализуется. Значит ли это, что возможности могут менять свой онтологический статус?
Цитата:
Цитата:
поверь: не все люди, называя что-либо "пошлым", демонстрируют тем самым бессильную злобу.
Обо всех я ничего и не говорил. Я толковал о тебе.
У тебя нет данных, чтобы выносить обо мне суждения.
Цитата:
Морган: Ну, конечно же ты не согласен.
Однако, я утверждаю, что это так. Это вывод, не аксиома. Смотри:
1) все моменты определены,
2) реализовать что-то еще, помимо реализованного, нельзя (следует из 1),
Максим: Не следует.
Если следует - будь любезен показать, каким образом следует.
Морган: реализовать что-то еще [во времени], помимо реализованного [во времени], нельзя
Максим: Если теперь и нельзя, то можно было.
Никогда нельзя было, т.к. все моменты онтологически одинаковы и не меняют свое состояние.
Цитата:
Или, говоря независимо от времени, существует/существовал такой момент времени, когда это было/будет возможно.
Это было/будет возможно лишь при наличии неопределенного (пустого, незанятого) момента времени. Но такого момента нет (см. условие 1). Все моменты определены (полны, заняты). При том они "всегда полны", т.к. их онтологическое состояние не меняется.
Цитата:
Цитата:
все равно "не следует"?
В модальной логике - не следует.
Учить говорить "бы".
Если бы бабка была дедом...
Если идти через "бы", то приходим к ситуации любых возможных миров, никак, ни в коем месте с нашим миром не связанных. А если же упорно утверждать, что они связаны, то ты становишься ответственным не только за то, что поругался с соседкой, но и за то, что не спас котенка на Антаресе.
Цитата:
Слова "вариативность" и тем паче "должно меняться" могут быть поняты как-либо вне времени, чисто логически?
Вариативность - это ситуация, когда наличествуют варианты, которые могут быть реализованы и могут быть нереализованы.
"Должно меняться" - это условие для вариативности.
Цитата:
"Становление" в моем понимании означает, что что-то меняется со временем. Например, какие-то возможности, которые могли бы реализоваться, становятся нереализованными.
А что ты называешь "становлением"?
Почти тоже самое, но т.к. концепция времени у меня иная, то и смысл выходит совершенно иной.
У тебя "меняется со временем" только с т.з. тварного, заблуждающегося наблюдателя. В онтологическом плане у тебя ничто не меняется, все есть.